Ейск, 2021 г.
Цель: Создать условия для формирования у учащихся представлений о простых предложениях
1.Образовательная: сформировать у учащихся знания о простых предложениях; познакомить учащихся с повествовательными, вопросительными и побудительными предложениями.
2.Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы и монологическую речь учащихся, умение анализировать, делать выводы;
3.Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к русскому языку, умение слушать, оценивать, работать в паре, вести диалог.
Оборудование: учебник, презентация, тетрадь, ручка, карточки.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | -Приветствие. -Вспоминают правила поведения на уроке. -Проверяют, есть ли все принадлежности для работы на уроке. | -Приветствие. | Личностные (2) |
Актуализация и фиксирование затруднений в пробном действии с выявлением места и причины затруднения | -Прежде чем узнать тему урока я предлагаю вам написать словарный диктант. Откройте тетради запишите 23 мая, классная работа. Работаем самостоятельно и внимательно! Пшеница, огурец, учитель, победитель, пловец, совет, пожалуйста, коллектив, корзина, малина, весело. - Сейчас на экране появятся правильное написание слов, вам необходимо самостоятельно проверить. Обратите внимание, что во всех словах подчёркнута буква. Вам необходимо из них составить слово. -Что у вас получилось? -Так о чём мы сегодня поговорим? | -23 мая классная работа. -У меня получилось слово -предложение. -Сегодня мы будем говорить о предложениях. | Коммуникативные (1,2,3) Познавательные (2) |
Построение проекта выхода из затруднения | -Откройте учебник на странице 86 и найдите определение. Прочитайте его про себя. Теперь давайте прочитаем его вслух. -Что же такое предложение? -Из скольки слов может состоять предложение? -По цели высказывания предложения могут быть? Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их. Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам. Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют: а) собственно вопросительные: Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров); б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (Пушкин). Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д. Например: А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин). -По интонации предложения могут быть? Восклицательное предложение — это предложение, в котором высказываемая мысль сопровождается сильным чувством (удивлением, восторгом, восхищением, радостью). В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак: Сегодня отличная погода! Невосклицательное предложение — это предложение, произносимое спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций. На конце таких предложений ставится точка. | - Предложение – это группа слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. Предложение может состоять из одного или нескольких слов. -Группа слов, которая связана между собой по смыслу и выражает законченную мысль. -Предложение может состоять из одного или нескольких слов. -Могут быть повествовательными, вопросительными, побудительными. -Могут быть восклицательными и невосклицательными. | Личностные (1) Регулятивные (1) |
Реализация построенного проекта входа из затруднения | -Давайте потренируемся и выполним упражнение 140 на странице 86. Вам неободимо списать предложения и определить их тип по цели высказывания. Подчеркнуть известные орфограммы. -По цели высказывания предложения могут быть? -Отлично, можете приступать к выполнению. Цель: формировать умение определять тип предложения по цели высказывания. -Вы, отлично справились. Найдите упражнение 141 на странице 87 . Ваша задача внимательно прочитать текст и разделить его на предложения. Цель: формировать умение делить текст смысловые предложения. | -Повествовательными, вопросительными, побудительными. - 1. "Птичка" Нам жаль твоих звонких! Не улетай от нас прочь! Подожди!» (побудительное). 2. «Скороли, птичка, вернёшься ты к нам?» (вопросительное). 3. «Милые крошки! Из вашей сторонки гонят меня холода и дожди». (повествовательное). -Всё сильнее злится зима. Посылает она мороз за морозом. Хочет она до зверей добраться. Морозы бойко бегут по рекам. Замёрзли реки. Рыба вся вглубь ушла. Тепло ей под ледяной кровлей. | Познавательные (1,2) Коммуникативные (1,2,3) |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Найдите упражнение 143, прочитайте его про себя. Вам необходимо выбрать слово из скобок и составить несколько предложений, связав их по смыслу. Цель: закрепить умение составлять предложения, связанных по смыслу. | 1. Сегодня мы видели (кого?) снегиря. Сегодня мы видели (что?) небоскреб. Сегодня мы видели (кого?) пантеру. 2. Аня и Ваня любовались (чем?) первым снегом. Аня и Ваня любовались (кем?) снегирями. | Познавательные (1,2) Коммуникативные (1,2,3) Личностные(1) |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | -А теперь вы поработаете самостоятельно. Задания на карточках: 1)Составь из слов предложения: аисты, на, дома, крыше, гнездо, свили однажды, не, вернулись, они, в, гнездо, своё аистята, родителей, без, остались ребята, жалобные, услышали, крики, птенцов накормили, они, лягушками, их день, каждый, дети, ухаживали, птенцами, за Напиши предложения. Подчеркни в каждом предложении главные члены предложения. 2) Прочитай предложения. Поставь знаки в конце предложений. Обведи цифру побудительного предложения. Запылали алым цветом кисти спелые рябин ___ Что ты так грустно смотришь на меня ____ Пусть будет добрым ум у вас ____ Как я люблю русские народные сказки____ | - Работаю самостоятельно. | Познавательные (1,2) Коммуникативные (1,2,3) Личностные(1) |
Включение в систему знаний и повторений | -О чем мы сегодня с вами говорили? -Что же такое предложение? -Из скольки слов может состоять предложение? -По цели высказывания предложения могут быть? -По интонации предложения могут быть? | - Сегодня на уроке мы говорили о предложениях. -Предложение – это группа слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. - Предложение может состоять из одного или нескольких слов. -Могут быть повествовательными, вопросительными, побудительными. -Восклицательные и невосклицательные. | Познавательные (2) Коммуникативные (1,2,3) |
Рефлексия | - Покажите мне открытые ладошки, если вы всё поняли и у вас не возникало трудностей. Покажите закрытые ладошки, если у вас почти все получилось, но остались вопросы. | -Оценивают свою работу. | Регулятивные (2) |