СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (3 задания).

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (3 задания).»

Фрагмент урока по формированию математической грамотности

(Решение контекстной задачи «Правильное питание» (3 задания).


УМК: Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана-Граф.

Глава III. Отношения и пропорции.

Тема урока: Диаграммы.

Цель: закрепление материала по теме: «Диаграммы» при решении контекстных задач.

Задачи:

Обучающие: закрепление у учащихся умений читать и анализировать таблицы, столбчатые и круговые диаграммы, представлять информацию в виде столбчатых и круговых диаграмм.

Воспитательные:

  • содействовать в развитии познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения;

  • развивать математическую речь, творческие способности учащихся при решении контекстных задач; доказывать, сравнивать;

  • совершенствовать умение применять имеющиеся знания в разных ситуациях.

Развивающие:

  • содействовать в развитии  логического мышления, памяти, внимания, воображения, мыслительной деятельности, обобщения.

  • развивать математическую речь, творческие способности учащихся при решении задач;

  • совершенствовать умение применять имеющиеся знания в разных ситуациях.

Планируемые результаты:

Предметные: умение читать и анализировать столбчатые и круговые диаграммы, строить столбчатые и круговые диаграммы.

Личностные: интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.

Метапредметные: представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов, умение находить информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме.

Методы, средства и формы образовательного процесса: методы обучения: словесные (учебный диалог), наглядные (презентация, задания на листах), практические (выполнение задания на листах); формы учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах, детям оказывалась индивидуальная помощь, технологии: ИКТ, проблемно- диалогическая.

Источники данных для задачи:

- Правильное питание школьника: нормы ВОЗ и советы родителям https://externat.foxford.ru/polezno-znat/pravilnoe-pitanie-shkolnika

- Круговые и столбчатые диаграммы (путешествие в мир продуктов питания) https://urok.1sept.ru/articles/613194

- Задание 30 ОГЭ биология: https://synergy.ru/assets/upload/news/articles_oge/oge/biologiya/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%2030%20%D0%BE%D0%B3%D1%8D%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F.pdf

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.


ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ


Всероссийская организация здравоохранения с 1 января 2021 приняла новые нормы и рекомендует школьникам включать в свое меню:

  • белковую пищу: мясо, яйца, творог, молоко;

  • 30% жиров растительного происхождения;

  • пищевые волокна, 10–20 граммов в сутки: сухофрукты, цельнозерновой хлеб, рис, муку, бобовые и овощи;

  • витамины и микроэлементы, сбалансированные по составу;

  • йодированную соль.

Также для роста и развития организма школьника большое значение имеет норма питания.

Дневная норма питания школьника

Марина на ужин съела 300 г пищи, причем за весь день в целом она съела 800 г пищи.

1. Какой процент дневной нормы съела на ужин Марина? Соблюдает ли Марина дневную норму питания школьников?

Ответ: _______________________________________________________________________________________


2. Чтобы вести здоровый образ жизни, школьникам нужно обязательно соблюдать суточные нормы калорий человека и стараться не превышать их. Ведь ваше здоровье – основа здоровья взрослой жизни. Питание должно быть сбалансированным по белкам, жирам, углеводам, витаминам и минеральным веществам.

Вася на обед в кафе заказал и съел половину порции омлета с ветчиной, два бутерброда с курицей, и выпил 1,5 стакана лимонада. Сколько килокалорий получил Вася в обед?

Ответ: ________________________________________________________________________________________

Решение: ______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3. Представьте на диаграмме значения калорийности трёх самых малокалорийных блюд или напитков, калорийность которых выше нуля, из указанной выше таблицы.

вафельный рожок

60

60


50



Критерии оценивания:

задание №1:

балл

содержание критерия

1

дан верный ответ: 37,5 %; нет.

0

нет ответа или ответ не верный или не полный ответ



задание №2:

балл

содержание критерия

2

дан верный ответ: 1140 килокалорий получил Вася во время обеда.

и приведено подробное решение:

  1. 355*2=710 (ккал)

  2. 350/2=175(ккал)

  3. 170*1,5=255(ккал)

  4. 710+255+175=1140(ккал)


1

дан верный ответ, но приведено не полное решение или допущена в полном решении одна вычислительная ошибка

0

нет ответа или ответ не верный



задание №3:

балл

содержание критерия

2

построена верная диаграмма, выбраны верные блюда и напитки, столбцы диаграммы могут располагаться в любом порядке:

1

построена диаграмма, но на вертикальной оси выбран нецелесообразный масштаб или высота одного из столбцов не соответствует шкале

0

нет ответа или ответ не верный



Основные этапы

работы над задачей

Цель этапа


Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя


Деятельность учащихся/формируемые УУД


Познаватель-

ная

Регулятивная

Коммуника-тивная

1. Знакомство с описанием задачи, выполнение задания №1


Характеристики задания:

Содержательная область: количество

Компетент-ностная область: применять Контекст: личная жизнь

Уровень сложности: низкий

Формат ответа: краткий ответ


Знакомство с условием задачи, с рассмотре-ние понятия правильное питание,

выполнение задания №1

Предлагает учащимся решить задачу (предварительно раздав каждому лист с задачей), рассмотреть понятие правильное питание.

Призывает к диалогу о том, какие занятия считаются более и менее активными, а также, что выбор и количество тех или иных продуктов питания зависят от того, насколько активный образ жизни у человека.

Просит выделить в тексте информацию, необходимую для решения задания №1.


Контролирует решение, направляет, консультирует.

Знакомятся с описанием ситуации, характерной для повседневной жизни – нормой питания, рекомендацией ВОЗ о полезных продуктах.

Работают с текстом и круговой диаграммой, на которой в отдельных секторах представлены данные (в %), характеризующие норму питания за каждый прием пищи в течение дня их процентным соотношением.

Выделяют данные необходимые для решения, обводя их:


Выполняют решение задания №1 на листе:

300/800*100=37,5%.

37,5% больше чем 15%,


Записывают ответ:

Ответ: 37,5%; нет.

Умение извлекать информацию из текста для ответа на поставленный вопрос

Планирова-ние своей деятельности для решения поставленной задачи

Умение слушать и вступать в диалог


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

2. Выполнение задания №2


Характеристики задания:

  • Содержательная область: изменение и зависимости/ неопределенность и данные

Компетент-ностная область: применять

Контекст: личная жизнь

Уровень сложности: средний

Формат ответа: развёрнутый ответ


Выполне-ние задания №2

Просит познакомиться с условием 2 задания, акцентирует внимание учащихся на том, что в таблице указаны данные за 1 единицу блюда или напитка, просит выделить информацию, нужную для решения задания


Предлагает соответственно найти калорийность съеденных блюд, работая в таблице.


Просит перенести решение и ответ в пункты решение и ответ.


Контролирует, направляет, консультирует.

Работают с информацией, представленной в тексте и в форме таблицы.

Выделяют главную информацию, работают с данными в таблице

Витя


Оформляют решение:

  1. 355*2=710 (ккал)

  2. 350/2=175(ккал)

  3. 170*1,5=255(ккал)

  4. 710+255+175=1140(ккал)

Ответ: 1140 килокалорий получил Витя во время обеда.

Умение работать с таблицей



Распознавать и применять для решения поставленной задачи прямо пропорциональную зависимость соответствующих величин

Планирова-ние своей деятельности для решения поставленной задачи

Умение слушать и вступать в диалог


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

3. Выполне-ние задания №3

Характерис-тики задания:

Содержательная область: изменение и зависимости/ неопределенность и данные

Компетент-ностная область: применять

Контекст: личная жизнь

Уровень сложности: средний

Формат ответа: развёрнутый ответ


Выполне-ние задания №3

Просит познакомиться с условием 3 задания,

акцентирует внимание учащихся на том, что нужно выделить информацию, нужную для выполнения задания


Просит обратить внимание начало отсчета, шкалу деления, подписать все деления шкалы и построить соответствующую диаграмму


Работают с текстом и таблицей, выделяя информацию, необходимую для выполнения задания.

Работают со шкалой (подписывают деления шкалы).

Строят диаграмму:

Умение работать с таблицей и способствовать развитию понимания устройства столбчатой диаграммы и умения её построения

Сравнить данные, расположенные в разных столбцах таблицы, распознать данные, нужные для решения поставленной задачи, извлечь их из таблицы и представить на диаграмме в форме столбцов соответствующей высоты

Планирова-ние своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуля-ция

Умение слушать и вступать в диалог


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

4. Оценива-ние выполне-ния задания

Оценива-ние выполнения задания

Просит обменяться листами с решенными заданиями с соседом по парте, выводит на экран критерии оценивания, просит оценить работу согласно критериям

Оценивают работу соседа согласно критериям, в парах обсуждают результат

анализируют,

контролируют и оценивают результат


контроль полученного результата, коррекция полученного результата

Рефлексия

своих

действий




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!