Фрагмент урока по формированию математической грамотности
(Решение контекстной задачи «Правильное питание» (3 задания).
УМК: Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана-Граф.
Глава III. Отношения и пропорции.
Тема урока: Диаграммы.
Цель: закрепление материала по теме: «Диаграммы» при решении контекстных задач.
Задачи:
Обучающие: закрепление у учащихся умений читать и анализировать таблицы, столбчатые и круговые диаграммы, представлять информацию в виде столбчатых и круговых диаграмм.
Воспитательные:
содействовать в развитии познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения;
развивать математическую речь, творческие способности учащихся при решении контекстных задач; доказывать, сравнивать;
совершенствовать умение применять имеющиеся знания в разных ситуациях.
Развивающие:
содействовать в развитии логического мышления, памяти, внимания, воображения, мыслительной деятельности, обобщения.
развивать математическую речь, творческие способности учащихся при решении задач;
совершенствовать умение применять имеющиеся знания в разных ситуациях.
Планируемые результаты:
Предметные: умение читать и анализировать столбчатые и круговые диаграммы, строить столбчатые и круговые диаграммы.
Личностные: интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.
Метапредметные: представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов, умение находить информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме.
Методы, средства и формы образовательного процесса: методы обучения: словесные (учебный диалог), наглядные (презентация, задания на листах), практические (выполнение задания на листах); формы учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах, детям оказывалась индивидуальная помощь, технологии: ИКТ, проблемно- диалогическая.
Источники данных для задачи:
- Правильное питание школьника: нормы ВОЗ и советы родителям https://externat.foxford.ru/polezno-znat/pravilnoe-pitanie-shkolnika
- Круговые и столбчатые диаграммы (путешествие в мир продуктов питания) https://urok.1sept.ru/articles/613194
- Задание 30 ОГЭ биология: https://synergy.ru/assets/upload/news/articles_oge/oge/biologiya/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%2030%20%D0%BE%D0%B3%D1%8D%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F.pdf
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
Всероссийская организация здравоохранения с 1 января 2021 приняла новые нормы и рекомендует школьникам включать в свое меню:
белковую пищу: мясо, яйца, творог, молоко;
30% жиров растительного происхождения;
пищевые волокна, 10–20 граммов в сутки: сухофрукты, цельнозерновой хлеб, рис, муку, бобовые и овощи;
витамины и микроэлементы, сбалансированные по составу;
йодированную соль.
Также для роста и развития организма школьника большое значение имеет норма питания.
Дневная норма питания школьника
Марина на ужин съела 300 г пищи, причем за весь день в целом она съела 800 г пищи.
1. Какой процент дневной нормы съела на ужин Марина? Соблюдает ли Марина дневную норму питания школьников?
Ответ: _______________________________________________________________________________________
2. Чтобы вести здоровый образ жизни, школьникам нужно обязательно соблюдать суточные нормы калорий человека и стараться не превышать их. Ведь ваше здоровье – основа здоровья взрослой жизни. Питание должно быть сбалансированным по белкам, жирам, углеводам, витаминам и минеральным веществам.
Вася на обед в кафе заказал и съел половину порции омлета с ветчиной, два бутерброда с курицей, и выпил 1,5 стакана лимонада. Сколько килокалорий получил Вася в обед?
Ответ: ________________________________________________________________________________________
Решение: ______________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3. Представьте на диаграмме значения калорийности трёх самых малокалорийных блюд или напитков, калорийность которых выше нуля, из указанной выше таблицы.
вафельный рожок
60
60
50
Критерии оценивания:
задание №1:
балл | содержание критерия |
1 | дан верный ответ: 37,5 %; нет. |
0 | нет ответа или ответ не верный или не полный ответ |
задание №2:
балл | содержание критерия |
2 | дан верный ответ: 1140 килокалорий получил Вася во время обеда. и приведено подробное решение: 355*2=710 (ккал) 350/2=175(ккал) 170*1,5=255(ккал) 710+255+175=1140(ккал) |
1 | дан верный ответ, но приведено не полное решение или допущена в полном решении одна вычислительная ошибка |
0 | нет ответа или ответ не верный |
задание №3:
балл | содержание критерия |
2 | построена верная диаграмма, выбраны верные блюда и напитки, столбцы диаграммы могут располагаться в любом порядке: |
1 | построена диаграмма, но на вертикальной оси выбран нецелесообразный масштаб или высота одного из столбцов не соответствует шкале |
0 | нет ответа или ответ не верный |
Основные этапы работы над задачей | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся/формируемые УУД |
| Познаватель- ная | Регулятивная | Коммуника-тивная |
1. Знакомство с описанием задачи, выполнение задания №1 Характеристики задания: Содержательная область: количество Компетент-ностная область: применять Контекст: личная жизнь Уровень сложности: низкий Формат ответа: краткий ответ | Знакомство с условием задачи, с рассмотре-ние понятия правильное питание, выполнение задания №1 | Предлагает учащимся решить задачу (предварительно раздав каждому лист с задачей), рассмотреть понятие правильное питание. Призывает к диалогу о том, какие занятия считаются более и менее активными, а также, что выбор и количество тех или иных продуктов питания зависят от того, насколько активный образ жизни у человека. Просит выделить в тексте информацию, необходимую для решения задания №1. Контролирует решение, направляет, консультирует. | Знакомятся с описанием ситуации, характерной для повседневной жизни – нормой питания, рекомендацией ВОЗ о полезных продуктах. Работают с текстом и круговой диаграммой, на которой в отдельных секторах представлены данные (в %), характеризующие норму питания за каждый прием пищи в течение дня их процентным соотношением. Выделяют данные необходимые для решения, обводя их: Выполняют решение задания №1 на листе: 300/800*100=37,5%. 37,5% больше чем 15%, Записывают ответ: Ответ: 37,5%; нет. | Умение извлекать информацию из текста для ответа на поставленный вопрос | Планирова-ние своей деятельности для решения поставленной задачи | Умение слушать и вступать в диалог Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
2. Выполнение задания №2 Характеристики задания: • Компетент-ностная область: применять • Контекст: личная жизнь • Уровень сложности: средний • Формат ответа: развёрнутый ответ | Выполне-ние задания №2 | Просит познакомиться с условием 2 задания, акцентирует внимание учащихся на том, что в таблице указаны данные за 1 единицу блюда или напитка, просит выделить информацию, нужную для решения задания Предлагает соответственно найти калорийность съеденных блюд, работая в таблице. Просит перенести решение и ответ в пункты решение и ответ. Контролирует, направляет, консультирует. | Работают с информацией, представленной в тексте и в форме таблицы. Выделяют главную информацию, работают с данными в таблице Витя Оформляют решение: 355*2=710 (ккал) 350/2=175(ккал) 170*1,5=255(ккал) 710+255+175=1140(ккал) Ответ: 1140 килокалорий получил Витя во время обеда. | Умение работать с таблицей Распознавать и применять для решения поставленной задачи прямо пропорциональную зависимость соответствующих величин | Планирова-ние своей деятельности для решения поставленной задачи | Умение слушать и вступать в диалог Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
3. Выполне-ние задания №3 Характерис-тики задания: • Содержательная область: изменение и зависимости/ неопределенность и данные • Компетент-ностная область: применять • Контекст: личная жизнь • Уровень сложности: средний • Формат ответа: развёрнутый ответ | Выполне-ние задания №3 | Просит познакомиться с условием 3 задания, акцентирует внимание учащихся на том, что нужно выделить информацию, нужную для выполнения задания Просит обратить внимание начало отсчета, шкалу деления, подписать все деления шкалы и построить соответствующую диаграмму | Работают с текстом и таблицей, выделяя информацию, необходимую для выполнения задания. Работают со шкалой (подписывают деления шкалы). Строят диаграмму: | Умение работать с таблицей и способствовать развитию понимания устройства столбчатой диаграммы и умения её построения Сравнить данные, расположенные в разных столбцах таблицы, распознать данные, нужные для решения поставленной задачи, извлечь их из таблицы и представить на диаграмме в форме столбцов соответствующей высоты | Планирова-ние своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуля-ция | Умение слушать и вступать в диалог Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
4. Оценива-ние выполне-ния задания | Оценива-ние выполнения задания | Просит обменяться листами с решенными заданиями с соседом по парте, выводит на экран критерии оценивания, просит оценить работу согласно критериям | Оценивают работу соседа согласно критериям, в парах обсуждают результат | анализируют, контролируют и оценивают результат | контроль полученного результата, коррекция полученного результата | Рефлексия своих действий |