СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока на тему :"Собственные и нарицательные имена существительные".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент урока на 15 минут. Разработан по требование ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока на тему :"Собственные и нарицательные имена существительные".»

Рачицкас Ульяна 4н1

Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные».

Цель: создание условий для формирования знаний о собственных и нарицательных именах существительных и умений умение различать их.

Задачи:

  1. Формирование знание определять правописание собственных и нарицательных имен существительных;

  2. Развивать умение различать имена существительные собственные и нарицательные.

  3. Воспитывать трудолюбие

Класс:2

УМК: Школа России

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник «русский язык», 2 класс авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, компьютер, презентация, раздаточной материал.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Научиться находить в тексте собственные и нарицательные имена существительные

Метапредметные УУД:

Личностные:

  1. Мотивировать себя на учебную деятельность;

Регулятивные:

  1. Развивать умение высказывать свое предположение;

Познавательные:

  1. На основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные:

  1. Развивать умение слушать и понимать других.


Этапы урока

Содержание

УУД

I. Мотивационный этап.

-Здравствуйте ребята, меня зовут Ульяна Владесовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка

- Сядет тот, кто готов к уроку и организовал свое рабочее место.

Межпредметная связь.

-На уроках литературного чтения вы изучаете, что в пословицах гласит народная мудрость

-Ребята, что такое пословица?

Работа с пословицей.

- Давайте вместе прочитаем поговорку и так 3, 4… Больше дела, меньше слов.

- Как вы его понимаете?

Пословица это краткое мудрое изречение, часто с поучительным смыслом. Пословицы иногда имеют переносное значение, содержит в себе сравнение или метафору.

Вывод

- Вы правы, когда что-то делаешь не нужно тратить время на разговоры, так ты ничего не успеешь сделать.

Мотивация

-Сегодня у нас будет необычный урок, а урок-исследование в ходе которого вы узнаете много таен русского языка. Вы сегодня будете работать в роли исследователей всезнаек, у каждого исследователя на парте есть портфель знаний, за каждое верно выполненное задание вы будете оценивать свою работу в окошках на портфеле знаний.

Л1, Р1, К1

II. Актуализация знаний.

Работа над ранее пройденным материалом:

-Для того, чтобы открывать что-то новое нам нужно провести работу над ранее пройденным материалом.

- Прочитайте слова, записанные на экране.

( солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

- Какой частью речи они являются?

(именем существительным)

- Почему вы так решили?

(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

- Как можно разделить данные существительные на группы?

(одушевлённые и неодушевлённые)

Какие существительные называются одушевлёнными?

Какие существительные называются неодушевлёнными?

-Давайте посмотрим на слова в группе одушевленных существительных, почему какие то слова написаны с большой буквы, а какие то нет, с чем это связано?

-Верно, у нас возникла проблема, которую мы должны будем решить в течение урока.

-Чтобы узнать тему урока поменяйте местами слова.

нарицательные и собственные имена существительные

- Какая тема сегодняшнего урока?

Тема: « Собственные и нарицательные имена существительные »

- Исходя из темы, сформулируйте цель урока.

Цель: Узнать какие существительные называются собственными и нарицательными, научимся их различать.

- Посмотрите на наш план.

- Как вы считаете, он составлен верно? Если нет, поднимите руку.

- Выйдите к интерактивной доске и расставьте пункты плана в правильном порядке. Помните о технике безопасности, при работе с оборудованием. (не смотрите на свет из проектора, не прикасайтесь к оборудованию мокрыми руками, пользуйтесь тыльной стороной стилуса)

План:

  1. Собственные и нарицательные имена существительные

  2. Правописание собственных и нарицательных имен существительных

  3. Применение полученных знаний

- Вы отлично определили тему урока, сформулировали цель и составили план, поэтому оцените свою работу в карточке исследователей.

Р1, К1, П1

Р1, П1, К1

IV. Открытие новых знаний.

Работа по первому пункту плана. Работа в группах.

-Сейчас перед исследователями стоит очень важная задача, узнать какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными.

-Работать вы будете в группах Катя, Даша и Юля будут работать у интерактивной доски, вашей задачей будет подумать и из данных слов выбрать собственные имена существительные, и сделать вывод, что такое собственное имя существительное, а Наташа, Даша и Настя у интерактивной панели вашей задачей будет из предложений выбрать нарицательные имена существительные и сказать, что такое нарицательное имя существительное.

1 группа: мама, Катя, река, Волга, Москва, Дружок, собака

2 группа: Вчера Катя испекла пирог. Я читаю книги.

-Поменяйтесь местами и проведите взаимопроверку, если задание выполнено верно, покажите класс.

-Садитесь.

-Исследователи первой группы, сделаем вывод, что такое имя собственное?

-Верно, собственные имена существительные, это имена, клички животных, названия рек, городов, озер, все то, что имеет своё собственное имя, такие предметы единичны и неповторимы.

-Исследователи второй группы, сделаем вывод, что такое имя нарицательное?

-Верно, нарицательное существительное, это такие предметы, которые не единичны, и не имеют имени.

-Если мы узнали, что такое собственное и нарицательное имя существительное, покажите класс.

-Отлично, оцените свою работу в карточке самооценки исследователя.

Работа по второму пункту плана. Работа в парах.

- Сейчас нам нужно будет узнать о правописании собственных и нарицательных имен существительных, сейчас вы проведете исследование в парах, выполняя задание на карточках.

-Исправьте письмо, написанное учеником 2Б класса, который не знает как пишутся собственные и нарицательные имена существительные.


Здравствуй, дорогая Мама. Сегодня я познакомился с Продавцом магазина «огонёк». Его зовут фёдор михайлович. Он много знает о Черепахах. Поэтому дома у него есть аквариум с Черепахой по имени наташа. Я очень рад, что у меня появился новый Друг. Передавай привет Бабушке маше и Папе.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Проверка.

- Юля, выйди к документ-камере и продемонстрируй, что у вас получилось.

- Сделайте вывод, как же пишутся собственные и нарицательные имена существительные?

Вывод: Названия, имена, клички всегда пишутся с большой буквы, так как они индивидуальные, собственные для какого-нибудь предмета. А остальные существительные нарицают явление, предмет и пишутся с маленькой буквы.

-Оцените свою работу в карточке самооценки.


V. Закрепление. (10 минут)

Работа по третьему пункту плана.

- Мы разобрали все вопросы, поэтому у вас достаточно знаний, чтобы выполнить разно уровневую работу.

- На ваших партах лежат карточки, зеленого и красного цвета. Зеленая карточка – это легкие задания. Красная карточка – это повышенный уровень сложности. Если вы считаете, что вы справитесь с заданиями красной карточки, то выбираете ее.

Красная.

1. Вставьте пропущенные слова.

Имена, отчества, фамилии людей – это ________ имена _________.

Имена собственные пишутся с _____________ буквы.

Все остальные имена существительные – это____________ имена ___________.

Нарицательные имена существительные пишутся со __________ буквы.

Зеленая.

Прочитай слова. Распредели их в две колонки, в одну запиши имена собственные, а во вторую нарицательные.

повар, Катя, яблоня, Волга, стол, Лена, холод

 

Собственное

Нарицательное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка.

- А теперь, поднимите руку, кто выполнял задание из красной карточки. Выйдет один человек к документ-камере и покажет, что у него получилось. У кого получилось так же, покажите 5.

- Один человек, который выполнял задание зеленой карточки, выйдет и продемонстрирует. У кого получилось так же, поднимите руку.

- Вы молодцы. Справились все отлично.

- Оцените работу в карточке исследователей.

Творческая работа. Работа с картинкой.

- А сейчас выполним творческое задание.

.

-Составьте по картинке как можно больше предложений, используя собственные имена существительные и запишите их.

- У вас получилось замечательно!

- Оцените работу в карточке исследователей.

Р1, П1, К1

VI. Итог. Рефлексия.

Итог урока.

- Наш урок подходит к концу.

- С какой темой мы познакомились?

- Что такое собственные и нарицательные имена существительные?

- Микровывод: слова, начинающиеся с большой буквы, называют такие предметы, которые единичны, неповторимы. А существительные с маленькой буквы называют неединичные предметы. Наш язык-это важнейшая часть нашего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело ... Учиться хорошей речи надо долго и внимательно прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.

- Вспомните цель. Если вы считаете, что мы достигли поставленной цели, покажете солнышко.

- Если мы выполнили все пункты плана, хлопните раз.

- Посмотрите на свою карточку исследователей. Если вы заполнили 5 окошек, за урок получаете оценку 5, 4 окошка, то 4.

- Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали сегодня на уроке.

-Прочтите пословицу на слайде, как вы её понимаете?

-Землю солнце красит, а человека- труд

-Совершенно верно, человеку всегда нужно трудиться, чтобы многого добиться в своей жизни.

Спасибо за работу на уроке!

К1, П1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!