I. Мотивационный этап. | -Здравствуйте ребята, меня зовут Ульяна Владесовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка - Сядет тот, кто готов к уроку и организовал свое рабочее место. Межпредметная связь. -На уроках литературного чтения вы изучаете, что в пословицах гласит народная мудрость -Ребята, что такое пословица? Работа с пословицей. - Давайте вместе прочитаем поговорку и так 3, 4… Больше дела, меньше слов. - Как вы его понимаете? Пословица это краткое мудрое изречение, часто с поучительным смыслом. Пословицы иногда имеют переносное значение, содержит в себе сравнение или метафору. Вывод - Вы правы, когда что-то делаешь не нужно тратить время на разговоры, так ты ничего не успеешь сделать. Мотивация -Сегодня у нас будет необычный урок, а урок-исследование в ходе которого вы узнаете много таен русского языка. Вы сегодня будете работать в роли исследователей всезнаек, у каждого исследователя на парте есть портфель знаний, за каждое верно выполненное задание вы будете оценивать свою работу в окошках на портфеле знаний. | Л1, Р1, К1 |
II. Актуализация знаний. | Работа над ранее пройденным материалом: -Для того, чтобы открывать что-то новое нам нужно провести работу над ранее пройденным материалом. - Прочитайте слова, записанные на экране. ( солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок) - Какой частью речи они являются? (именем существительным) - Почему вы так решили? (обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?) - Как можно разделить данные существительные на группы? (одушевлённые и неодушевлённые) - Какие существительные называются одушевлёнными? - Какие существительные называются неодушевлёнными? -Давайте посмотрим на слова в группе одушевленных существительных, почему какие то слова написаны с большой буквы, а какие то нет, с чем это связано? -Верно, у нас возникла проблема, которую мы должны будем решить в течение урока. -Чтобы узнать тему урока поменяйте местами слова. нарицательные и собственные имена существительные - Какая тема сегодняшнего урока? Тема: « Собственные и нарицательные имена существительные » - Исходя из темы, сформулируйте цель урока. Цель: Узнать какие существительные называются собственными и нарицательными, научимся их различать. - Посмотрите на наш план. - Как вы считаете, он составлен верно? Если нет, поднимите руку. - Выйдите к интерактивной доске и расставьте пункты плана в правильном порядке. Помните о технике безопасности, при работе с оборудованием. (не смотрите на свет из проектора, не прикасайтесь к оборудованию мокрыми руками, пользуйтесь тыльной стороной стилуса) План: Собственные и нарицательные имена существительные Правописание собственных и нарицательных имен существительных Применение полученных знаний - Вы отлично определили тему урока, сформулировали цель и составили план, поэтому оцените свою работу в карточке исследователей. | Р1, К1, П1 |
IV. Открытие новых знаний. | Работа по первому пункту плана. Работа в группах. -Сейчас перед исследователями стоит очень важная задача, узнать какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными. -Работать вы будете в группах Катя, Даша и Юля будут работать у интерактивной доски, вашей задачей будет подумать и из данных слов выбрать собственные имена существительные, и сделать вывод, что такое собственное имя существительное, а Наташа, Даша и Настя у интерактивной панели вашей задачей будет из предложений выбрать нарицательные имена существительные и сказать, что такое нарицательное имя существительное. 1 группа: мама, Катя, река, Волга, Москва, Дружок, собака 2 группа: Вчера Катя испекла пирог. Я читаю книги. -Поменяйтесь местами и проведите взаимопроверку, если задание выполнено верно, покажите класс. -Садитесь. -Исследователи первой группы, сделаем вывод, что такое имя собственное? -Верно, собственные имена существительные, это имена, клички животных, названия рек, городов, озер, все то, что имеет своё собственное имя, такие предметы единичны и неповторимы. -Исследователи второй группы, сделаем вывод, что такое имя нарицательное? -Верно, нарицательное существительное, это такие предметы, которые не единичны, и не имеют имени. -Если мы узнали, что такое собственное и нарицательное имя существительное, покажите класс. -Отлично, оцените свою работу в карточке самооценки исследователя. Работа по второму пункту плана. Работа в парах. - Сейчас нам нужно будет узнать о правописании собственных и нарицательных имен существительных, сейчас вы проведете исследование в парах, выполняя задание на карточках. -Исправьте письмо, написанное учеником 2Б класса, который не знает как пишутся собственные и нарицательные имена существительные. Здравствуй, дорогая Мама. Сегодня я познакомился с Продавцом магазина «огонёк». Его зовут фёдор михайлович. Он много знает о Черепахах. Поэтому дома у него есть аквариум с Черепахой по имени наташа. Я очень рад, что у меня появился новый Друг. Передавай привет Бабушке маше и Папе. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | | Проверка. - Юля, выйди к документ-камере и продемонстрируй, что у вас получилось. - Сделайте вывод, как же пишутся собственные и нарицательные имена существительные? Вывод: Названия, имена, клички всегда пишутся с большой буквы, так как они индивидуальные, собственные для какого-нибудь предмета. А остальные существительные нарицают явление, предмет и пишутся с маленькой буквы. -Оцените свою работу в карточке самооценки. | |
V. Закрепление. (10 минут) | Работа по третьему пункту плана. - Мы разобрали все вопросы, поэтому у вас достаточно знаний, чтобы выполнить разно уровневую работу. - На ваших партах лежат карточки, зеленого и красного цвета. Зеленая карточка – это легкие задания. Красная карточка – это повышенный уровень сложности. Если вы считаете, что вы справитесь с заданиями красной карточки, то выбираете ее. Красная. 1. Вставьте пропущенные слова. Имена, отчества, фамилии людей – это ________ имена _________. Имена собственные пишутся с _____________ буквы. Все остальные имена существительные – это____________ имена ___________. Нарицательные имена существительные пишутся со __________ буквы. Зеленая. Прочитай слова. Распредели их в две колонки, в одну запиши имена собственные, а во вторую нарицательные. повар, Катя, яблоня, Волга, стол, Лена, холод Собственное | Нарицательное | | | | | | | | | | | | | | | | | Проверка. - А теперь, поднимите руку, кто выполнял задание из красной карточки. Выйдет один человек к документ-камере и покажет, что у него получилось. У кого получилось так же, покажите 5. - Один человек, который выполнял задание зеленой карточки, выйдет и продемонстрирует. У кого получилось так же, поднимите руку. - Вы молодцы. Справились все отлично. - Оцените работу в карточке исследователей. Творческая работа. Работа с картинкой. - А сейчас выполним творческое задание. . -Составьте по картинке как можно больше предложений, используя собственные имена существительные и запишите их. - У вас получилось замечательно! - Оцените работу в карточке исследователей. | Р1, П1, К1 |
VI. Итог. Рефлексия. | Итог урока. - Наш урок подходит к концу. - С какой темой мы познакомились? - Что такое собственные и нарицательные имена существительные? - Микровывод: слова, начинающиеся с большой буквы, называют такие предметы, которые единичны, неповторимы. А существительные с маленькой буквы называют неединичные предметы. Наш язык-это важнейшая часть нашего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело ... Учиться хорошей речи надо долго и внимательно прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. - Вспомните цель. Если вы считаете, что мы достигли поставленной цели, покажете солнышко. - Если мы выполнили все пункты плана, хлопните раз. - Посмотрите на свою карточку исследователей. Если вы заполнили 5 окошек, за урок получаете оценку 5, 4 окошка, то 4. - Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали сегодня на уроке. -Прочтите пословицу на слайде, как вы её понимаете? -Землю солнце красит, а человека- труд -Совершенно верно, человеку всегда нужно трудиться, чтобы многого добиться в своей жизни. Спасибо за работу на уроке! | К1, П1 |