Дата проведения | 10.10.2022 |
Образовательные ресурсы | Учебная хрестоматия, презентация, модели литературных произведений |
Цели урока | формирование учебно – познавательных компетентностей в образовательной области Филология по теме урока; И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» |
Задачи урока | Предметные: Учить восприятию литературного произведения как произведению искусства; Продолжить формировать основы читательской деятельности: читательские умения (знание темы и жанра, морали произведения, умения сравнивать и анализировать произведения), речевые умения; обогащение речи учащихся средствами литературы. Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Актуализация знаний | Уважаемые гости! Я работаю по программе «Начальная школа 21 века». В нашей программе на уроках литературного чтения при работе с текстом используются различные способы и приёмы моделирования. Один из них – это моделирование обложки книг. Именно он поможет нам сегодня начать урок. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на модель и назовите тему и жанр произведения, которые соответствуют данной модели. Давайте вспомним, какие басни мы изучали на прошлом уроке. | Определяют по модели тему и жанр: басня о животных. Инсценировка басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей», чтение наизусть басни И.И. Хемницера «Стрекоза» | Познавательные: поиск, отбор и структурирова ние необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. |
2.Формулирование темы и целей работы | Мы не случайно говорили о баснях. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным произведением этого жанра, которое имеет похожее название «Стрекоза и муравьи». А автор его – русский писатель Лев Николаевич Толстой. Но прежде чем начинать чтение, давайте вспомним, как мы работаем над текстом. Составим план работы над произведением. На что мы должны обратить внимание? | Дети ставят цели учебной деятельности, составляют план работы над произведением: 1)автор; 2) название; 3) жанр; 4) тема; 5) герои; 6) основная мысль | Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и составление плана деятельности; логические – формирование проблемы) Регулятивные: принятие, планирование и реализация учебной задачи. |
3.Знакомство с текстом. | - А сейчас прослушайте Басню Л.Н. Толстого (аудиозапись). Откройте учебник на с. 43, следите за чтением, отмечайте непонятные слова и выражения. -Какие слова или выражения непонятны? - Что вы заметили, на что обратили внимание, когда слушали? - Расскажите по плану, что вы узнали из этой басни. Как вы думаете, почему авторы учебника поместили басню Толстого после басен Крылова и Хемницера? | Следят за чтением. Отвечают на вопросы. | Коммуникативные и познавательные: умение вести диалог, отвечать на вопросы, высказывать и аргументировать свою точку зрения. |
4. Работа в парах. Сравнительный анализ басен. | - Не случайно вы обратили внимание на сходство всех трёх басен. Я вам предлагаю сравнить их по плану: форма записи текста, мораль басни, аллегория. Работать будете в парах, заполняя таблицу. - Давайте проверим, что у вас получилось. | Заполняют таблицу. | Познавательные: поиск, отбор и структурирова ние необходимой информации, сравнительный анализ басен. |
5. Работа в группах. Анализ пословиц. | - А сейчас я вам предлагаю проверить себя, насколько хорошо вы поняли мораль басен. Предлагаю вам выбрать пословицы, которые по смыслу подходят к данным басням и объяснить свой выбор. Работать будете в группах. | Читают пословицы, выбирают из них те, которые соответствуют басням, объясняют свой выбор. | Коммуникативные и познавательные: поиск, отбор и структурирова ние необходимой информации, работа в группах, умение вести диалог. |
6. Работа над образом героев. | - А теперь я хочу обратить ваше внимание на образ одного из главных героев – муравья. Скажите, пожалуйста, в какой басне муравей поступает по-другому? Как вы считаете, его поступок правильный или нет? Как бы поступили вы на его месте? Почему? | Отвечают на вопросы, объясняют свой выбор, доказывают свою точку зрения. | Коммуникативные и познавательные: умение вести диалог, отвечать на вопросы, высказывать и аргументировать свою точку зрения. |