СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока литературного чтения по теме: И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование учебно – познавательных компетентностей в образовательной области Филология по теме урока; И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока литературного чтения по теме: И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»»

Работа с баснями на уроках литературного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по теме: И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»

Провела учитель начальных классов Сабаева М.А.

Дата проведения

10.10.2022

Образовательные ресурсы

Учебная хрестоматия, презентация, модели литературных произведений

Цели урока

формирование учебно – познавательных компетентностей в образовательной области Филология по теме урока; И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»

Задачи урока

Предметные:

  • Учить восприятию литературного произведения как произведению искусства;

  • Продолжить формировать основы читательской деятельности:

  1. читательские умения (знание темы и жанра, морали произведения, умения сравнивать и анализировать произведения), речевые умения;

  2. обогащение речи учащихся средствами литературы.

Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Актуализация знаний

Уважаемые гости! Я работаю по программе «Начальная школа 21 века». В нашей программе на уроках литературного чтения при работе с текстом используются различные способы и приёмы моделирования. Один из них – это моделирование обложки книг. Именно он поможет нам сегодня начать урок.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на модель и назовите тему и жанр произведения, которые соответствуют данной модели.

Давайте вспомним, какие басни мы изучали на прошлом уроке.





Определяют по модели тему и жанр:

басня о животных.


Инсценировка басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей», чтение наизусть басни И.И. Хемницера «Стрекоза»


Познавательные:

поиск, отбор и структурирова

ние необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

2.Формулирование темы и целей работы



Мы не случайно говорили о баснях. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным произведением этого жанра, которое имеет похожее название «Стрекоза и муравьи». А автор его – русский писатель Лев Николаевич Толстой. Но прежде чем начинать чтение, давайте вспомним, как мы работаем над текстом. Составим план работы над произведением. На что мы должны обратить внимание?



Дети ставят цели учебной деятельности, составляют план работы над произведением:

1)автор; 2) название; 3) жанр; 4) тема; 5) герои; 6) основная мысль


Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и составление плана деятельности; логические – формирование проблемы)

Регулятивные: принятие, планирование и реализация учебной задачи.

3.Знакомство с текстом.

- А сейчас прослушайте Басню Л.Н. Толстого (аудиозапись). Откройте учебник на с. 43, следите за чтением, отмечайте непонятные слова и выражения.

-Какие слова или выражения непонятны?

- Что вы заметили, на что обратили внимание, когда слушали?

- Расскажите по плану, что вы узнали из этой басни.

Как вы думаете, почему авторы учебника поместили басню Толстого после басен Крылова и Хемницера?

Следят за чтением.





Отвечают на вопросы.




Коммуникативные и познавательные: умение вести диалог, отвечать на вопросы, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

4. Работа в парах. Сравнительный анализ басен.


- Не случайно вы обратили внимание на сходство всех трёх басен. Я вам предлагаю сравнить их по плану: форма записи текста, мораль басни, аллегория. Работать будете в парах, заполняя таблицу.

- Давайте проверим, что у вас получилось.




Заполняют таблицу.




Познавательные:

поиск, отбор и структурирова

ние необходимой информации, сравнительный анализ басен.

5. Работа в группах.

Анализ пословиц.

- А сейчас я вам предлагаю проверить себя, насколько хорошо вы поняли мораль басен. Предлагаю вам выбрать пословицы, которые по смыслу подходят к данным басням и объяснить свой выбор. Работать будете в группах.

Читают пословицы, выбирают из них те, которые соответствуют басням, объясняют свой выбор.

Коммуникативные и познавательные:

поиск, отбор и структурирова

ние необходимой информации, работа в группах, умение вести диалог.

6. Работа над образом героев.

- А теперь я хочу обратить ваше внимание на образ одного из главных героев – муравья. Скажите, пожалуйста, в какой басне муравей поступает по-другому? Как вы считаете, его поступок правильный или нет? Как бы поступили вы на его месте? Почему?

Отвечают на вопросы, объясняют свой выбор, доказывают свою точку зрения.

Коммуникативные и познавательные: умение вести диалог, отвечать на вопросы, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

















Приложение

Название басни

Форма записи текста

Мораль басни

Аллегория

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

Стихотворная

Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!

Муравей – трудолюбие,

Стрекоза - легкомыслие

И.И. Хемницер «Стрекоза»

Стихотворная


Пропела? Хорошо!

Поди ж теперь свищи.

Муравей – трудолюбие, милосердие, доброта,

Стрекоза - легкомыслие

Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»

Прозаическая

Если летом играла, зимой попляши.

Муравей – трудолюбие,

Стрекоза - легкомыслие



Пословицы

Что посеешь, то и пожнёшь.

Друг познаётся в несчастье.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

Делу — время, а потехе — час.

Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.

Не рой яму другому – сам в нее попадешь.

Сделал дело — гуляй смело.

Жизнь прожить — не поле перейти.

Лето прохлопали, осень протопали, а тут и снег на голову.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Лето пролетишь — зимой с сумой побежишь.

Гуляй, гуляй — зато потом не пеняй.



Модель басни






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!