ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Пояснительная записка.
Фрагмент рабочей программы составлен с учётом ФГОС (утверждён 17.10.13 года ,вступил в силу 01.01. 14 года) и спецификой Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования « Детство».
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-Конституция РФ ст.43.72
-Конвенция о правах ребенка (1989г)
-Федеральный закон « Об образовании РФ от 29.12.2012г №273-ФЗ»
-Приказ Минобразования РФ от 17.10.2013г №1155 «Об утверждении ФГОС ДО».
-Сан.Пин 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы дошкольных организаций».
-Устав ДОУ.
Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
•максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
•соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Распределение тематики занятий по неделям достаточно вариативно, его можно перемещать в зависимости от педагогической ситуации. Педагогу, работающему в группе, следует доверять собственному опыту, интуиции, опираясь на возможности детей. В течение недели осуществляется разнообразная комплексная работа, последовательность проведения которой педагоги, ориентируясь на представленную табличную форму, могут варьировать.
Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих областей развития:
• физическое развитие;
• социально - коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие.
Фрагмент рабочей программы
в соответствии с проектом ФГОСДО и спецификой Примерной общеобразовательной
программы дошкольного образования «Детство» в старшей группе.
Тема недели: « Семья и семейные традиции».
Образовательная область: социально- коммуникативная.
Цель: Расширение представлений детей о семье и родственных связях.
Задачи: 1. Способствовать углублению знаний детей о семье.
2.Вызвать желание узнать о членах семьи, их занятиях и интересах.
3. Расширить знания детей о семейных традициях.
4.Формировать желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним.
5.Воспитывать чувство гордости, любви к членам своей семьи.
Дни недели | Приоритетные виды детской деятельности | Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы) | Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности | Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей(виды деятельности и соответствующие формы работы) | Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы | Взаимод. с род. / социал. партнерами |
| | | | | | |
Понедельник. | Физическое развитие. | Беседа: « Моя семья и спорт». П/И « Я как мама, я как папа». Обсуждение « Что такое здоровый образ жизни». Д/И « Можно, нужно ,нельзя» П/И « Догони пару». « Мы веселые ребята» | Беседа: « О здоровом питании в семье» Наблюдение за ивой. Трудовая деятельность: обрезка поломанных веток секатором вместе с воспитателем. Д/И « Кто чем занят?» Пальчиковое упражнение « Дом». Сюжетно- ролевая игра « Семья». | Д/И « Кому это принадлежит?»(виды спорта) Индивидуальное задание ребенку: повтори скороговорку Упражнения: « Дружные пары» , «Разойдись не упади». Прыжки с ножку на ножку. Рисование восковыми мелками и красками: « Семейный отдых» | Иллюстрации с разными видами спорта. Мяч. Семейные фото детей, где они с родителями на отдыхе. Атрибуты к играм. | Консультации «Хочу расти здоровым» « Мой любимый вид спорта». |
Вторник | Речевое развитие. | Беседа: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет» Д/И « Чем можно порадовать маму». Игра : «Собираем добрые слова». Чтение стихотворения О. Высоцкой « Семья». Словесная игра с мячом, « У кого какой домик» П/И « Краски». Поэтическая минутка: чтение стихов о членах семьи. | Обсуждение поговорок о семье: В родной семье и каша гуще. Матери все дети равны, одинаково сердцу больны. Сердце матери лучше солнца греет. Беседа на тему: «Семейные фотографии». П/И « Мы веселые ребята.» Трудовая деятельность: сбор мусора на участке. | Упражнение для детей в умении рассказывать о своей семье «Интервью». Д/И « Кому это принадлежит?». | Подборка литературных произведений на тему Семья. Фото мам и пап детей. Мяч. Предметные картинки. | Беседа: «Традиции – основа семьи» |
Среда | Социально - коммуникативное развитие. | Беседа на тему: «Организация быта в нашей семье». Семейный праздник: «Красна изба пирогами, река- берегами, а семья – Традициями». Рисование на тему: « Отдыхаем всей семьей». Д/И « Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем». Игра « Бабушкин сундук». | Физкультминутка « Птички». Разговор с детьми на тему: « На кого ты хочешь быть похож». П/И « У кого мяч». « Песни и хороводы наших бабушек»- прослушивание аудиозаписей русских народных песен. Рассказ воспитателя на тему: « Что такое генеалогическое дерево». Наблюдение за перелетными птицами. | Изготовление подарка бабушке.(лепка ,рисование, аппликация .конструирование по выбору ребенка) Упражнение «Сначала и потом». Д/И « Почини одеяло». Продуктивная деятельность: « Составление генеалогического дерева семьи» | Иллюстрации « Семейные традиции». Фото « Семейный отдых». Аудиозаписи. | Выставка: «Генеалогическое дерево семьи». |
Четверг. | Познавательное развитие. | Беседа на тему: «Где и кем работают твои родители» Д/И « Маленькие помощники». Игра – драматизация: «Найди свою маму». Д/И « Хозяйство семьи». Упражнение « Что могут сделать умелые руки». | Физкультминутка: «Не ленись ,на зарядку становись». Загадки о профессиях. Экскурсия по детскому саду, наблюдение за работой сотрудников. П/И « Разложи по местам». Трудовая деятельность: сгребание опавших листьев к корням деревьев. П/И « Профессии» | Изготовление подарка дедушке. Д/И « Кому что нужно для работы». Задание ребенку: прыгни в обруч. Беседа: « Я был у мамы на работе» Д/И : « Соедини букву и предмет» (о профессиях). Работа с раскрасками по теме «Профессии». | Иллюстрации по теме « Профессии» Атрибуты к игре «Водитель». Фото мам детей. | Привлечь родителей сделать стенгазету « Моя работа». |
Пятница | Художественно – эстетическое развитие. | Слушание песен о семье. Обсуждение. Музыкальные загадки из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной. Сюжетное рисование на тему: « Моя семья». Беседа: «Как мы отдыхаем с семьей» Д/И « Семейная фотография» | Беседа «Какие песни я пою (слушаю) вместе с родителями Кукольный театр « Теремок» Д/И «Позови ласково». П/и «Если весело живется…» Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». Трудовая деятельность: сбор листьев на участке. | Д/и «Узнай по звуку» и «Создай характер с помощью музыкальных инструментов». Беседа: « Семейный досуг» Упражнение в счете: сколько вас в семье? | Рассматривание иллюстраций «Мое хобби». Пальчиковый театр по выбору детей. Музыкальные инструменты. Аудиозаписи песен о семье. | Беседа « Как организовать досуг детей в выходные дни». |
Развлечение для детей и родителей «Семейные традиции»
Цель: воспитание любви к своей семье.
показать значимость семьи в воспитании подрастающего поколения;
подчеркнуть доброе, внимательное отношение членов семьи друг другу;
прививать гордость и уважение к семейным традициям.
Вступительное слово.
Здравствуйте, дорогие ребята. Добрый вечер, уважаемые родители, гости. Сегодня мы поговорим о семейных традициях и праздниках. Мы с вами очень долго и много готовились к нашему празднику и хорошо поработали. Вы составили свои родословные (генеалогические деревья) – выступили в роли историков, били антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи, писателями, когда писали о своих детях и фотографами, и кулинарами. Мы узнали с вами много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть, чем поделиться друг с другом, о чём рассказать нашим гостям!
Ребята, кто дорог вам больше всего на свете? Я согласна сегодня с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас есть замечательные семьи, есть родительский дом – начало всех начал. В жизни каждого «надёжный причал».
Ребята, а как вы думаете. Все ли семьи одинаковые? Да, разные. А чем они отличаются? (привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями). Да, верно, традициями, тем, что передаётся из поколения в поколения. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
Обсуждение генеалогического дерева.
Издавна, одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную. Генеалогическое древо. И вот вы, со своими родителями попытались составить свои родословные. Конечно, у вас в них не пять тысяч исторических имён, как в родословной А.С. Пушкина. У кого – то на дереве 10 -12 – 20 родственников. А самое роскошное дерево получилось у семьи____________.
Вам бы хотелось узнать о вашей родословной поближе.
Сколько имён включает в себя ваше генеалогическое древо?
Как долго вы работали над ним?
Кто вам помогал в составлении вашей родословной?
Интересно. А что дала вам эта работа?
Здорово спасибо за интересные ответы.
Я думаю, всем было интересно, но ответьте на вопрос: У кого до этого уже была составлена родословная. Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните для своей семьи, пополняйте своё древо, узнавайте о своих родственниках. И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.
Сочинения родителей.
Ребята, вы ещё такие маленькие. А ваши родители вами гордятся. Они написали о вас небольшие сочинения, отгадайте о ком это? (Зачитать несколько сочинений).
Девочки исполняют частушки.
Издавна на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождалась династия гончаров, портных, строителей, артистов, учителей. В нашем городе есть династии машиностроителей, врачей, учителей.
Знакомство с династиями.
В нашей группе тоже есть семьи, где сформировались династии. Родители Лизы Т.: Дмитрий Владимирович и Лидия Викторовна работают на насосном заводе в паросиловом цехе. Отец – Дмитрий Владимирович тоже работает там же, а брат Антон учится.
Но династии могут быть не только профессиональными, но и спортивные, так, например, в семье Толи. Давайте попросим их рассказать о своей спортивной семье.
Рассказы семей о себе.
Спасибо за интересный рассказ.
История имени.
Человек рождается, получает имя. Оно даётся им по свято-церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребёнок или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо в честь кого-то из членов семьи.
— Как тебя зовут? (Толя) А ты знаешь, в честь кого тебя назвали?
Песня «Мы желаем счастья вам».
В оформлении нашего зала мы использовали фотовыставку «Загляните в семейный альбом».
Как вы думаете, почему она здесь и с какой традицией связана? С 1929 года, когда французский художник и конструктор Дагель изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейный альбом прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Чтобы вспомнить, какими мы были – «загляните в семейный альбом» — поётся в одной из песен. Здесь, на нашей выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов. Мы проводим конкурс на самую интересную фотографию. А жюри просим подвести итоги.
Конкурс на самое интересное фото.
Ребята, что дом делает не похожим на другие дома, что вас окружает в квартире? (Вещи, предметы). Человек живёт, пользуется какими – либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими – либо событиями в его жизни. Так вот, человека уже нет, а вещь остаётся. Мы продолжаем её хранить. Многое можно найти интересного в бабушкиных сундуках. Вот он у нас какой большой, расписной. Какие же тайны хранит бабушкин сундук? Сейчас об этом узнаем.
Рассказы о старинных вещах.
Почему же мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта. Но они и дороги нам как память о наших родных.
Семейные традиции и праздники.
Одной из распространённых русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем. Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше, в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод: клюква, морошка, мочёная брусника и черёмуха. Из напитков – пиво, квас. Всё течёт, всё меняется: вкусы людей и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными. Назовите по одному традиционному в вашей семье блюду….
К семейным традициям относятся традиция отмечать семейные праздники. Какие праздники принято отмечать в вашей семье?
Очень приятно слышать, что вы всей семьёй участвуете в подготовке семейных праздников. Скоро праздник – Новый год. Никто не станет отрицать, что в новогоднем празднике есть какая – то тайна, что – то от волшебной сказки. Традиция встречать Новый год – одна из самых распространенных в ваших семьях. Вот сейчас мы и встретим с вами приближающийся новый год, играми.
Соревнование.
Поделимся на четыре команды: Снежинка, Снеговик, Дед мороз, Снегурочка.
1 задание: Оформить новогодний пригласительный билет. А пока художники выполняют работу, команды сочиняют текст для приглашения какого – либо гостя.(зачитывают).
2 задание: «Пальчики оближешь». Каждая команда представляет по одному рецепту традиционного семейного блюда. Начинать надо конкурс со слов «Традиционным блюдом в нашей семье является …» А заканчивать словами: «Пальчики оближешь»…
3 задание: «Весёлые игры»
«Пожарные» (2 стула, скакалки)
«Самые разговорчивые» (скороговорки)
«Кто быстрее надует шарики, и чей шарик быстро лопнет»
Танцевальная пауза
Есть ещё одна хорошая новогодняя традиция – под Новый год дарить всем подарки родным и друзьям. А какие лучше дарить подарки? – изготовленные своими руками. Я всех заранее поздравляю, с Новым годом желаю самого главного: Семейного счастья, и благополучия! (Дети дарят подарки)
Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколения, главное, они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.
Песня «Дружная семья»
Сегодня мы здесь с ребятами – хозяева, а вы – наши гости. Мы приглашаем всех к столу. Это тоже добрая традиция – гостеприимство. Дорогие гости, приглашаем Вас к нашему столу.
А жюри подводит итоги конкурсов и награждение победителей. Номинации: «Загляни в семейный альбом, «Рассказ о самой интересной традиции»Семейная реликвия.