Весна и лето | Старинные и современные названия весенних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Образ весны в культуре народов России. Весенние праздники по старинным календарям народов своего края. Весенние явления в неживой природе. Старинные детские игры весной и их связь с весенними изменения в неживой природе. Народные традиции встречи весны. Образ птицы — любимое украшение весенних праздников у многих народов. Весенний новый год в культуре народов России и мира. Изменение расположения созвездий Большой Медведицы и Малой Медведицы по сравнению с зимой. Созвездия Кассиопеи и Льва, их изображение на старинных и современных звёздных картах. Разнообразие раннецветущих травянистых растений; условия, необходимые для их цветения. Весеннее пробуждение деревьев и кустарников. Бережное отношение к раннецветущим растениям. Растения цветников, клумб, цветущие весной. Мифы и легенды о цветах. Весенние изменения в жизни насекомых. Взаимосвязи в мире насекомых. Роль насекомых в жизни человека. Необходимость бережного отношения к насекомым. Весенние изменения в жизни птиц и зверей, их зависимость от других сезонных явлений в природе. Необходимость особенно бережного отношения к птицам и зверям в весеннее время. Примеры связей между растениями и животными в весеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы. Работы людей весной в старину и в настоящее время (весенняя вспашка и сев яровых, посадка культурных растений в саду и огороде, уход за домашними животными, ткачество и беление холстов и т. д.) Правила здорового образа жизни в весенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Весенние игры народов России, в том числе своего края. Правила охраны природы весной. Устройство искусственных гнездовий для птиц. По страницам Красной книги России. Народные названия летних месяцев.День летнего солнцестояния. День летнего солнцеворота. Щедрость лета в произведениях поэтов и художников. Труд людей летом. Народные летние праздники. Летний новый год в календаре северных народов России. Традиции летних праздников в культуре народов своего края. | 15 часов | групповая, парная, фронтальная, индивидуальная | Регулятивные Обучающийся научится: — понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; — сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя); — выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; — планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы); — планировать последовательность операций на отдельных этапах урока; — фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам / неуспехам; — оценивать правильность выполнения заданий, используя шкалы оценивания, предложенные учителем; — соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем; — контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности Познавательные: Обучающийся научится: — понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации; — находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников; — использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки; — понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц; — анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков; — классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; — сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду); — осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями; — устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; — строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; — проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов; —моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времён года). Коммуникативные: Обучающийся научится: —включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; —формулировать ответы на вопросы; —слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; —договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; —высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами); —поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; —признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; —употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; —понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий; —строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); —готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых; —составлять небольшие рассказы на заданную тему. | Обучающийся научится: — перечислять правила охраны природы в разные времена года; — определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря); — находить на звёздном небе зимой ковши Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду; —называть несколько лекарственных растений и определять, какие их части используют для лечения; —характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края; —называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы); —находить созвездия Кассиопеи и Льва на звёздном небе. | У обучающегося будут сформированы: — более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*; —умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины; — доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря; — целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов; — представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года; — представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев людей в течение года; —представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года; — внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; — представление о социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе организации и подготовки общих праздничных событий в течение года); — познавательные мотивы учебной деятельности; —представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям* в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года; — эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка, созерцания звёздного неба, изменений в природе в разные времена года; — этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий*; — представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики; — этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах народов России, с традициями отношения к природным объектам (например, берёзе и пр.) в культуре разных народов России; — потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке; — выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе в процессе освоения сезонных игр народов России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, в том числе при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края; — установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края. |