СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Поход Батыя на Русь"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент урока по учебнику Андреева И.Л. "Поход Батыя на Русь"

Просмотр содержимого документа
«"Поход Батыя на Русь"»



Тема: Поход Батыя на Русь

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок проблемного обучения.

Технологии: Коллективный способ обучения с элементами ИКТ

Оборудование: учебник История России под ред. Андреева, презентация, фрагмент фильма

Цель урока: Познакомить учащихся с образованием Монгольской империи и нашествием ордынцев на русские земли

Задачи: 1)Продолжить формировать умения находить информацию из разных источников;

План урока:

I. Проблема урока: Русь в 12 - начале 13в. представляла собой одно из развитых государств Европы, так почему монголы победили русские княжества?

II. Поиск решения проблемы:

План урока:

1.Образование державы Чингисхана

2.Поход Батыя на Северо-Восточную Русь

3.Причины поражения Руси

1. Орг. Момент

2. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Здравствуйте, ребята! Начнём наш урок. И начнём его с письма Анны Ярославны, дочери Ярослава Мудрого, французской королевы: «Здравствуй, разлюбезный мой тятенька! Пишет тебе, князю всея Руси, верная дочь твоя Анечка, Анна Ярославна Рюрикович, а ныне французская королева. И куды ж ты меня, грешную, заслал? В дырищу вонючую, во Францию, в Париж-городок, будь он неладен!
Ты говорил: французы — умный народ, а они даже печки и вилки не знают. Нравы этой страны казались ей ужасными. Первым её шокировал муж, который поставил во время церемонии рядом с её подписью крестик.
О, ужас! Французский король Генрих не умеет ни читать, ни писать! Книги, привезенные Анной, оказались ему неинтересны. Ничего удивительного. Образованными были только представители духовенства. А знающих грамоту женщин вообще не существовало в Париже. А Анна, как и другие дочери Ярослава Мудрого воспитывались отцом в строгости и в то же время получили известную свободу в овладении науками и искусствами. Они жили в роскошных палатах, имели слуг, могли участвовать не только в балах, но и в конных прогулках, изучали математику, грамматику, историю, учились рисованию и пению, знали греческий язык и латынь.

Учитель: О чём свидетельствует данное письмо, о чём говорит? (о высоком уровне развития древнерусского государства, если даже женщины хоть и княжеского рода, но знали грамоту).

Прослушивание фрагмента «Славься, Русь» М.И.Глинки

«Был страшный год,

Когда все страны

Боялись больше чем огня,

Батыя, внука Чингисхана,

Свое соседство с ним, кляня,

Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли

В осенний день, по степи голой

Топча сухие ковыли»

Как вы думаете, о каком периоде времени говорится в стихотворении? О грозных событиях того далёкого времени, о самоотверженной героической борьбе русского народа с монголо-татарскими полчищами сегодня на уроке мы и будем говорить.

Формулируют тему урока, пытаются сформулировать цель урока и задачи.

– Какую проблему урока нам предстоит решить? (Может быть предложена иная формулировка.)

Просмотр видеофрагмента «Чингисхан» из серии «История государства Российского» (Приложение )

  1. Образование державы Чингисхана

Объясняет задание: внимательно просмотреть видеофрагмент, письменно зафиксировать ответы на вопросы, представленные в рабочем листе под цифрой 1;

  1. Основные занятия монголов: ________________________

  2. Имя хана монголов: ___________________

  3. Черты характера, благодаря которым ему удалось подчинить соседние земли:__________________________________________________________

А вот в каком году он был избран ханом? – (1206г.)

Поначалу монголы стремились захватывать только новые кочевья на юге. Однако со временем Чингисхан понял, что выгоднее не уничтожать города, попадающие на их пути, а сохранять их и облагать данью. Монголам покорились народы Китая, Средней Азии, Южной Сибири, Ирана, Ближнего Востока, Закавказья. А далее и земель Древнерусского государства.

«И я предлагаю вам исследовать, как происходил процесс подчинения русских земель монголами. И как исследователям, все данные, которые мы получим, нам необходимо фиксировать. Для этого, перед каждым из вас лежит историческая карта. В чем ее особенность? (нет подписей и направлений походов). Верно. Вы, как исследователи, должны будете сами ее заполнить. И для этого мы разделимся на группы.

Деление учащихся на 3 группы, каждая из которых получает задание:

1 группа – битва на р. Калке

2 группа – взятие Рязани, взятие Москвы

3 группа – Взятие Владимира, битва на р.Сить, оборона Торжка, Козельска

Выполняют задание: знакомятся с раздаточным материалом, выбирают выступающих, составляют рассказ для выступления;

ФИЗМИНУТКА «Да» или «нет» учащиеся встают рядом с партой, учитель задаёт вопросы, при ответе «да» дети поднимают руки вверх и хлопают в ладоши, при ответе «нет» - делают шаг вперед-назад

Вопросы:

  1. В 6-8 веках восточные славяне были язычниками Да

  2. Вече-это церковь Нет

  3. Древнерусское государство образовалось при Олеге Да

  4. Из черепа Святослава печенеги сделали шкатулку Нет

  5. Русь крестил Владимир Красное Солнышко Да

  6. Батый – сын Чингисхана Нет



Применение нового знания.

Представляют результаты работы, сравниваем с ответами в презентации

Ребята, молодцы! А теперь обратимся к третьему заданию в рабочем листе и выберем среди предложенных вариантов причины поражения Руси, ответив тем самым на наш проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока.

- Отсутствие единства в русских землях, распри между русскими князьями, военное мастерство монгольской армии

Рефлексия.

А теперь я хочу, чтобы вы поделились впечатлениями от урока. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы:

Я узнал…..

Мне было интересно…..

Я восхищался…..

Домашнее задание. Подготовить рассказ от имени участника обороны города во время монголо–татарского завоевания (город по выбору)



























Рабочий лист

Тема урока: «__________________________»

Образование державы Чингисхана:

  1. Основные занятия монголов: ________________________

  2. Имя хана монголов: ___________________

  3. Черты характера, благодаря которым ему удалось подчинить соседние земли:__________________________________________________________

Походы Батыя на Русь ( 1237 – 1242 гг.)



















Причины поражения Руси:

  1. Отсутствие единства в русских землях

  2. Сплоченность русских князей

  3. Монгольскому хану помогали западные государства

  4. Распри между русскими князьями

  5. Военное мастерство монгольской армии

  6. Желание русских князей войти в состав Монгольской империи


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!