СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фра Беато Анджелико

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал об итальянском художнике.

Просмотр содержимого документа
«Фра Беато Анджелико»

Фра Беато Анджелико (1387-1455) - знаменитый итальянский живописец раннего Возрождения.  В начале 15 в. в живописи Италии были еще сильны средневековые традиции, в то же время уже начинают формироваться новые принципы Ренессанса. Во Флоренции тогда одновременно существовали мастерские как позднеготических художников, так и тех, кто переходил на ренессансные позиции. К новаторам относился Фра Беато Анджелико. Посмертный портрет Фра Беато Анджелико кисти Луки Синьорелли

Фра Беато Анджелико (1387-1455) - знаменитый итальянский живописец раннего Возрождения.

В начале 15 в. в живописи Италии были еще сильны средневековые традиции, в то же время уже начинают формироваться новые принципы Ренессанса. Во Флоренции тогда одновременно существовали мастерские как позднеготических художников, так и тех, кто переходил на ренессансные позиции. К новаторам относился Фра Беато Анджелико.

Посмертный портрет Фра Беато Анджелико кисти Луки Синьорелли

Его настоящее имя – Гвидо ди Пьетро (Guido di Piero), он был доминиканским монахом, получившим имя фра Джованни да Фьезоле (fra Giovanni di San Domenico di Fiesole) в монастыре Сан Доменико во Фьезоле. Впоследствии он был прозван Фра Беато Анджелико за добродетельную жизнь. Не прикасайся ко мне

Его настоящее имя – Гвидо ди Пьетро (Guido di Piero), он был доминиканским монахом, получившим имя фра Джованни да Фьезоле (fra Giovanni di San Domenico di Fiesole) в монастыре Сан Доменико во Фьезоле. Впоследствии он был прозван Фра Беато Анджелико за добродетельную жизнь.

Не прикасайся ко мне

Художник родился в местечке Муджело близ маленького городка Виккио в Тоскане. Он поступил в монастырь между 1418 и 1421. Предполагают, что учителем его мог быть монастырский мастер миниатюр, в качестве учителя называют также живописца  Лоренцо Монако . Ранние работы художника близки к позднеготической миниатюре и отличаются не очень разработанным пространственным построением, тщательностью отделки деталей, удлиненностью и изогнутостью фигур, обилием золота, локальностью цвета. Его произведения проникнуты религиозным чувством, его образы поэтичны, далеки от сурового средневекового аскетизма. Известно, что перед тем, как начать новую работу, он молился. Благовещение

Художник родился в местечке Муджело близ маленького городка Виккио в Тоскане. Он поступил в монастырь между 1418 и 1421. Предполагают, что учителем его мог быть монастырский мастер миниатюр, в качестве учителя называют также живописца  Лоренцо Монако . Ранние работы художника близки к позднеготической миниатюре и отличаются не очень разработанным пространственным построением, тщательностью отделки деталей, удлиненностью и изогнутостью фигур, обилием золота, локальностью цвета. Его произведения проникнуты религиозным чувством, его образы поэтичны, далеки от сурового средневекового аскетизма. Известно, что перед тем, как начать новую работу, он молился.

Благовещение

Во второй половине 1445 папа Евгений IV (1431–1447) пригласил Фра Беато в Рим, в котором художник оставался в 1446–1447 и возвратился во Флоренцию в конце 1449 – начале 1450. В 1450–1452 он был настоятелем монастыря Сан Доменико во Фьезоле. В 1453 или 1454 он снова приезжает в Рим. Благовещение. Деталь

Во второй половине 1445 папа Евгений IV (1431–1447) пригласил Фра Беато в Рим, в котором художник оставался в 1446–1447 и возвратился во Флоренцию в конце 1449 – начале 1450. В 1450–1452 он был настоятелем монастыря Сан Доменико во Фьезоле. В 1453 или 1454 он снова приезжает в Рим.

Благовещение. Деталь

К ранним работам Фра Беато относится алтарь в церкви Сан Доменико Мадонна с младенцем на троне и святые Фома Аквинский, Варнава, Доминик и Петр Мученик (ок. 1424–1425, Фьезоле, церковь Сан Доменико), триптих Сан Пьетро Мартире (1428–1429, Флоренция, Музей Сан Марко) алтаря церкви Сан Пьетро Мартире во Флоренции, в центре которого показана Мадонна с Младенцем на троне, со святыми с двух сторон от нее. Алтарь церкви Сан Доменико во Фьезоле, сцена Мадонна на троне. Деталь

К ранним работам Фра Беато относится алтарь в церкви Сан Доменико Мадонна с младенцем на троне и святые Фома Аквинский, Варнава, Доминик и Петр Мученик (ок. 1424–1425, Фьезоле, церковь Сан Доменико), триптих Сан Пьетро Мартире (1428–1429, Флоренция, Музей Сан Марко) алтаря церкви Сан Пьетро Мартире во Флоренции, в центре которого показана Мадонна с Младенцем на троне, со святыми с двух сторон от нее.

Алтарь церкви Сан Доменико во Фьезоле, сцена Мадонна на троне. Деталь

Центральная часть ныне разрозненного полиптиха Мадонна с младенцем (ок. 1430, Флоренция, Музей Сан Марко) говорит об изменениях в творчестве мастера. Они были связаны с трактовкой пространства, со светотеневой моделировкой фигур, их видно в смягчении линии складок плаща Мадонны, в деталировке изображения трона.

Центральная часть ныне разрозненного полиптиха Мадонна с младенцем (ок. 1430, Флоренция, Музей Сан Марко) говорит об изменениях в творчестве мастера. Они были связаны с трактовкой пространства, со светотеневой моделировкой фигур, их видно в смягчении линии складок плаща Мадонны, в деталировке изображения трона.

В верхней части композиции картины Страшный суд (ок. 1430–1433, Флоренция, Музей Сан Марко) изображен Христос-судия в окружении ангелов, с двух сторон от него восседают Мадонна и Иоанн Креститель. Внизу, по бокам показаны Рай и Ад, в центре открытые могилы. Фра Беато пытался воспользоваться линейной перспективой, но ему не удалось выдержать пространственный принцип во всех частях композиции: в картине отсутствует ощущение единого пространства, построение подчинено средневековой иконографической схеме. Но уже ощущается ренессансное чувство реальности и красоты мира.

В верхней части композиции картины Страшный суд (ок. 1430–1433, Флоренция, Музей Сан Марко) изображен Христос-судия в окружении ангелов, с двух сторон от него восседают Мадонна и Иоанн Креститель. Внизу, по бокам показаны Рай и Ад, в центре открытые могилы. Фра Беато пытался воспользоваться линейной перспективой, но ему не удалось выдержать пространственный принцип во всех частях композиции: в картине отсутствует ощущение единого пространства, построение подчинено средневековой иконографической схеме. Но уже ощущается ренессансное чувство реальности и красоты мира.

Шедевром Фра Беато Анджелико является Благовещение (ок. 1432–1433, Кортона, Музео Диочезано), написанное для церкви Сан Доменико в Кортоне. Сцена происходит в галерее с аркадой, образованной изящными колоннами. Мария, благоговейно скрестив руки на груди, слушает слова склонившегося перед ней Архангела Гавриила. Над головой Марии летит золотой голубь – воплощение Духа Святого. Слева – сад с изящно прописанными цветами, пальмой и другими растениями. В глубине сада видна сцена изгнания из Рая. Алтарь весь пропитан нежными красками и изящными линиями, подчеркнуто плавными движениями героев, тончайшей детализацией в написании одеяний, фрагментов интерьера и архитектуры, сиянием золота в нимбах. Благовещение

Шедевром Фра Беато Анджелико является Благовещение (ок. 1432–1433, Кортона, Музео Диочезано), написанное для церкви Сан Доменико в Кортоне. Сцена происходит в галерее с аркадой, образованной изящными колоннами. Мария, благоговейно скрестив руки на груди, слушает слова склонившегося перед ней Архангела Гавриила. Над головой Марии летит золотой голубь – воплощение Духа Святого. Слева – сад с изящно прописанными цветами, пальмой и другими растениями. В глубине сада видна сцена изгнания из Рая. Алтарь весь пропитан нежными красками и изящными линиями, подчеркнуто плавными движениями героев, тончайшей детализацией в написании одеяний, фрагментов интерьера и архитектуры, сиянием золота в нимбах.

Благовещение

В 1432 Фра Беато получил заказ на исполнение триптиха Линайуоли (1433–1435, Флоренция, Музей Сан Марко) от цеха льнопрядильщиков для их резиденции. На центральной створке изображена Мадонна на троне с младенцем Иисусом, вокруг них – двенадцать ангелов, играющих на музыкальных инструментах. На внутренней стороне закрывающихся створок (когда триптих открыт) даны фигуры Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста, на внешней – Св. Петр и Св. Марк. Открытые и закрытые створки

В 1432 Фра Беато получил заказ на исполнение триптиха Линайуоли (1433–1435, Флоренция, Музей Сан Марко) от цеха льнопрядильщиков для их резиденции. На центральной створке изображена Мадонна на троне с младенцем Иисусом, вокруг них – двенадцать ангелов, играющих на музыкальных инструментах. На внутренней стороне закрывающихся створок (когда триптих открыт) даны фигуры Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста, на внешней – Св. Петр и Св. Марк.

Открытые и закрытые створки

В 1440-е в доминиканском монастыре Сан Марко во Флоренции проводились работы по реконструкции и по строительству. К ним был привлечен и Фра Беато Анджелико, который написал фрески главного алтаря, а также в библиотеке, в зале капитула, в кельях монахов, в трапезной. Фрески на тему Страстей созданы с применением линейной перспективы, все детали дают ощущение гармонии, достигаемое геометрической четкостью и соблюдением пропорций. Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, сцена Несение креста

В 1440-е в доминиканском монастыре Сан Марко во Флоренции проводились работы по реконструкции и по строительству. К ним был привлечен и Фра Беато Анджелико, который написал фрески главного алтаря, а также в библиотеке, в зале капитула, в кельях монахов, в трапезной. Фрески на тему Страстей созданы с применением линейной перспективы, все детали дают ощущение гармонии, достигаемое геометрической четкостью и соблюдением пропорций.

Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, сцена Несение креста

Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, сцена Осмеяние Христа

Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, сцена Осмеяние Христа

Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, сцена Поклонение волхвов

Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, сцена Поклонение волхвов

Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, сцена Положение во гроб

Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, сцена Положение во гроб

В 1438 семья Медичи заказала Фра Беато Анджелико новый алтарь для монастыря Сан Марко во Флоренции: Алтарь Сан Марко (1438–1440, Флоренция, Музей Сан Марко). В центре композиции – на фоне золотого занавеса в окружении ангелов сидит Мадонна с Младенцем на троне, перед которым расстелен узорчатый ковер. С двух сторон от трона группами стоят святые, среди них – Косьма и Дамиан, которые считались покровителями семьи Медичи. За ангелами идет стена, за которой виден прекрасный пейзаж из кедров, кипарисов, пальм. Пространственное построение здесь шире, чем в любом из ранних алтарей мастера. Впервые используются новые принципы конструирования пространства. Высокая точка схода совпадает с центральной группой, стремительно сокращаясь, передний план уходит в глубину. Мастер передает иллюзию целостного пространства, светотеневая моделировка смягчает контуры фигур и объединяет их.

В 1438 семья Медичи заказала Фра Беато Анджелико новый алтарь для монастыря Сан Марко во Флоренции: Алтарь Сан Марко (1438–1440, Флоренция, Музей Сан Марко). В центре композиции – на фоне золотого занавеса в окружении ангелов сидит Мадонна с Младенцем на троне, перед которым расстелен узорчатый ковер. С двух сторон от трона группами стоят святые, среди них – Косьма и Дамиан, которые считались покровителями семьи Медичи. За ангелами идет стена, за которой виден прекрасный пейзаж из кедров, кипарисов, пальм. Пространственное построение здесь шире, чем в любом из ранних алтарей мастера. Впервые используются новые принципы конструирования пространства. Высокая точка схода совпадает с центральной группой, стремительно сокращаясь, передний план уходит в глубину. Мастер передает иллюзию целостного пространства, светотеневая моделировка смягчает контуры фигур и объединяет их.

В 1445 Фра Беато Анджелико был приглашен папой Евгением IV в Рим для росписей Ватикана. В 1447 папский престол занял Николай V (1447–1455), при котором Фра Беато создал росписи капеллы Николая V, рабочего кабинета папы(1447–1455). Росписи посвящены жизни св. Стефана и св. Лаврентия. Живописный язык ватиканских фресок отличается от предыдущих работ мастера: разнообразие эпизодов, сложное построение сцен, обилие подробностей и вместе с тем переход к более обобщенной манере из Жизни святого Стефана и святого Лаврентия, сцена Рукоположение св. Лаврентия в дьяконы Папой Сикстом

В 1445 Фра Беато Анджелико был приглашен папой Евгением IV в Рим для росписей Ватикана. В 1447 папский престол занял Николай V (1447–1455), при котором Фра Беато создал росписи капеллы Николая V, рабочего кабинета папы(1447–1455). Росписи посвящены жизни св. Стефана и св. Лаврентия. Живописный язык ватиканских фресок отличается от предыдущих работ мастера: разнообразие эпизодов, сложное построение сцен, обилие подробностей и вместе с тем переход к более обобщенной манере

из Жизни святого Стефана и святого Лаврентия, сцена Рукоположение св. Лаврентия в дьяконы Папой Сикстом

из Жизни святого Стефана и святого Лаврентия, сцена св. Лаврентий перед судом императора Валериана

из Жизни святого Стефана и святого Лаврентия, сцена св. Лаврентий перед судом императора Валериана

из Жизни святого Стефана и святого Лаврентия, сцена св. Лаврентий раздает сокровища церкви бедным

из Жизни святого Стефана и святого Лаврентия, сцена св. Лаврентий раздает сокровища церкви бедным

В картине Коронование Марии (1434–1435, Париж, Лувр) для монастыря Сан Доменико пространственное расположение фигур переднего плана, изображенных с учетом естественной линии горизонта, сочетается с плоскостностью групп ангелов, стоящими по сторонам трона. Фра Беато избрал низкую точку зрения, чистые светлые краски, блеск золота, обилие тончайших деталей. При этом работа производит впечатление не реальной картины, а мистического видения.

В картине Коронование Марии (1434–1435, Париж, Лувр) для монастыря Сан Доменико пространственное расположение фигур переднего плана, изображенных с учетом естественной линии горизонта, сочетается с плоскостностью групп ангелов, стоящими по сторонам трона. Фра Беато избрал низкую точку зрения, чистые светлые краски, блеск золота, обилие тончайших деталей. При этом работа производит впечатление не реальной картины, а мистического видения.

Последние годы жизни Фра Беато Анджелико провел в Риме, где и умер в 1455 Царь Давид, исполняющий псалмы. 1430 г. Фра Беато Анжелико. Карандаш, коричневые чернила на пергаменте

Последние годы жизни Фра Беато Анджелико провел в Риме, где и умер в 1455

Царь Давид, исполняющий псалмы. 1430 г. Фра Беато Анжелико. Карандаш, коричневые чернила на пергаменте


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!