СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фосфор и его соединения

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с фосфором, его строением, свойствами и применением.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

«Фосфор и его соединения».

Предмет: химия.

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения урока: фронтальная, групповая

Класс: 9

Цель: Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, возможные степени окисления фосфора на основании строения его атома, физические и химические свойства, области применения фосфора.

Задачи:

  • Рассмотреть особенности строения атома фосфора,

  • Познакомиться со свойствами простых веществ, сравнить аллотропные модификации фосфора,

  • Изучить химические свойства и получение фосфора

  • познакомиться со свойствами кислородсодержащих соединений: оксидом фосфора (V), фосфорной кислотой и ее солями

  • Показать применение и значение фосфора в природе и жизни человека

  • Развивать навыки исследовательской деятельности учащихся.

  • совершенствовать познавательный интерес учащихся к предмету химии и информатики, стимулировать к поиску дополнительной информации и краеведческого материала;

  • Прививать навыки работы в парах.

  • воспитывать у обучающихся любовь к предмету

Оборудование:, мультимедиапроектор, компьютер, интерактивная доска, набор реактивов и оборудования для проведения демонстрационных опытов.



Ход урока:

1 Организационный момент.
УЧИТЕЛЬ. Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Менделеева и я не сомневаюсь в том, что вас ждут новые открытия, потому что, по словам Ж. Пиаже «понять что-либо значит открыть вновь». Сегодня на уроке речь пойдет о химическом элементе, участвующем в детективной истории, отрывок из которой вы сейчас прочитаете (читают отрывок из книги) (слайд 1) «…Да. Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки никто из нас, смертных, еще не видывал. Из ее пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана…Страшный пес величиной с молодую львицу. Чудовище лежало перед нами…
Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, подняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте»
Узнали? Что же это за произведение? 
(Ответ детей)
Да, вы правы. Это отрывок из произведения Артура Конан Дойля “Собака Баскервилей». Назовите химический элемент, который использован в этой истории.
УЧАЩИЕСЯ. Фосфор. Или другие ответы
УЧИТЕЛЬ. Какова тема сегодняшнего урока?

УЧАЩИЕСЯ. Формулируют тему урока.

УЧИТЕЛЬ. Молодцы! Действительно, тема сегодняшнего урока «Фосфор, его строение, свойства, применение». Откройте тетради и запишите тему урока. Вместе с учащимися учитель формулирует цель урока: получить знания о химическом элементе, простом веществе фосфоре, его аллотропных модификациях, химических свойствах, применении и значении фосфора в природе и жизни человека.

Проблема: как вы думаете, почему не светится фосфор, нанесенный на боковую сторону спичечной коробки? (слайд 3)

Какие версии возникают?

Как разрешить проблему? В ходе урока постараемся найти ответы на вопросы.

Учитель задает вопрос:

Что бы вы хотели узнать о фосфоре?

Я предлагаю совершить путешествие в страну «Фосфорная», сейчас мы с вами определим маршрут и составим план путешествия. Итак план нашего путешествия такав.



План путешествия: (слайд 4)

1.Фосфор как химический элемент.

А) Положение в периодической системе.

Б) Особенности строения атома.

В) Валентность, степени окисления.

(станция Физическая)

2. Нахождение в природе и его биологическое значение.

(ст. Историческая, ст. Биологическая)

3.Фосфор как простое вещество. Аллотропия. (ст. «Информационная»).

А) Физические свойства фосфора.

Б) Химические свойства фосфора.

В) Получение фосфора.

4. Важнейшие соединения фосфора.

А) Оксиды.

Б) Кислоты.

В) Соли. (ст. «Экспериментальная»)

5. Применение фосфора и его соединений. (ст. «Практическая»,

6.Тестирование. (ст. «Конечная»).

Ребята, у каждого из вас на столе лежит путевая карта и путевой дневник, в котором вы будете делать необходимые записи.



Но прежде чем отправиться на первую станцию, вы должны получить ключ-пропуск. Плата за него - это ваши знания.

Вопросы викторины по первому пункту плана: (слайд 5)

  1. Где проживает в периодической системе фосфор? Какова его улица, № дома, квартиры? Обратимся к периодической таблице.

  2. Зарисуйте строение атома фосфора и сравните с атомом азота.

  3. Какую валентность может проявлять фосфор?

-Вернемся к плану урока

  1. Какие степени окисления может проявлять фосфор? Ответить на этот вопрос нам поможет задание на карточках по вариантам.

  2. Выполните задание на карточке «Степени окисления». (2 мин.)

Об-ся делают соответствующие записи и выводы:

особенности электронного строения атома фосфора (в сравнении с азотом): 1) наличие свободных d-орбиталей; 2) размер атома фосфора и почти в 2 раза больше, чем у азота. Эти особенности определяют наличие различий в свойствах азота и фосфора. Р проявляет восстановительные свойства сильнее (по отношению к более ЭО элементам-неметаллам) и окислительные слабее (по отношению к металлам) по сравнению с азотом.

Учитель: - Итак, вы получаете пропуск на станцию «Историческая».

Станция «Историческая».

Совершим экскурсию в историю. Сообщение об-ся История открытия фосфора

Учитель. – Мы покидаем ст. «Историческая» и посетим ст. «Биологическая»

Станция «Биологическая». (слайд 6)

На ст. «Биологическая» мы узнаем, где в природе находится фосфор и каково его биологическое значение хлора? Сообщение об-ся «Биологическое значение фосфора».

Давайте познакомимся с природными соединениями фосфора. (У каждого на столах образцы фосфорита и аппатита)

( Р - 0,08% в земной коре) Живые организмы; Фосфориты: Са3(РО4)2

Аппатиты: 3Са3(РО4)2СаF2, 3Са3(РО4)2СаСI2

Учитель. -Покидаем станцию «Биологическая» и переходим на станцию «Информационная»

Станция «Информационная». (слайд 7,8,9) На этой станции мы изучим фосфор как простое вещество. Аллотропия.

Чтобы попасть на эту станцию, мы должны с вами вспомнить аллотропию

Учитель: - Что вы узнали на этой станции? Ответьте на мои вопросы?

- Какие аллотропные модификации образует фосфор?

- Какой фосфор светится?

- Какой Р имеет запах?

- Какой фосфор более активный?

- Какой является полупроводником?

- Как называют соединения фосфора с металлами?

- Какую валентность и степень окисления проявляет фосфор в фосфидах, фосфине?

- С какими веществами фосфор проявляет окислительные свойства? восстановительные свойства? Работа с информационным диском

Заполнение путевого листа (таблицы) Фосфор как простое вещество.(приложение 3)

Учитель.

-Перейдем к пункту плана «Важнейшие соединения фосфора.

- Какой высший оксид образует фосфор и кислоту?

А) Оксид Р2О5. (Б) Кислота Н3РО4(ортофосфорная).

Беседа:

- Какого агрегатного состояния ортофосфорная кислота?

- Какого агрегатного состояния оксид Р?

- Какая кислота образуется при взаимодействии оксида фосфора (V) с водой

-Сколько видов солей образует ортофосфорная (фосфорная) кислота?

Учитель: Узнав много нового, мы покидаем станцию «Информационная» и переходим на станцию «Экспериментальная»

Станция «Экспериментальная» (слайд 10,11)

Качественная реакция на фосфорную кислоту и ее соли:

Вам выданы три пробирки с растворами поваренной соли, фосфатом натрия и сульфатом натрия. необходимо, пользуясь инструкцией, распознать, в какой из трех пробирок находится фосфат, т. е. вспомнить качественную реакцию на PO43- (Проводят лабораторный опыта «Качественная реакция на фосфаты» Делают вывод и в путевой дневник записывают уравнение данной реакции в молекулярном и ионном виде.

Na3PO4 + 3AgNO3 = 3NaNO3 + Ag3PO4

3 Ag+ + PO43- = Ag3PO4↓)

Итак, следующая Станция «Практическая» (слайд 12)

Применение фосфора и его соединений

Великий Гетте сказал: «Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь использовать».

На этой станции вы узнаете, где используются вещества, содержащие фосфор. (Сообщение обучающегося: «Применение фосфора и его соединений»)

Учитель. Не могу не сделать дополнение, во время Великой Отечественной войны создавали искусственные созданные дымовые завесы, которые помогли сохранить жизнь тысячам советским бойцов. Они использовались как прикрытие переправ через Волгу у Сталинграда, при форсировании Днепра, задымление Кронштадта и Севастополя – это далеко не полный перечень.

Эти завесы создаются при помощи дымообразующих веществ; одним из первых был использован белый фос­фор. При дроблении его на воздухе одновременно про­исходит горение твердого продукта и испарение неуспев­шего сгореть фосфора с последующим воспламенением, но уже в воздушной среде. При горении образуются ок­сиды фосфора в виде пересыщенного пара, который час­тично конденсируется и одновременно вступает в реак­цию с парами воды, содержащимися в воздухе. Дымовая завеса при использовании белого фосфора состоит из частичек оксидов и капель фосфорных кислот

Итак, Станция «Конечная». (слайд 13)

Сейчас самый подходящий момент обратиться к проблемам поставленным в начале урока: прав ли был А. Конан-Дойл в описании собаки Баскервилей? Не допустил ли он химической ошибки в своем произведении?

Белый фосфор самовозгорается на воздухе. Кроме того, процесс окисления катализируется органическими веществами, в частности, шерстью. Поэтому собака Баскервилей не могла быть раскрашена белым фосфором.



Беседа:

- Какой фосфор применяют для производства спичек?

-Какое вещество применяется для осушения газов и жидкостей?

-Где используют фосфорную кислоту?

Тестирование

  1. К аллотропным модификациям фосфора относят:

А) фосфор кристаллический, Б) фосфор черный, В) фосфор ромбический

  1. Формула белого фосфора: А) Рх Б) Р4 В) Р

  2. Степень окисления фосфора в веществе К3РO4 равна: А) + 1 Б) + 3 В) +5

  3. Формула фосфида алюминия: А) AlРО4 Б) АlР В) АlO3)3

  4. Формула ортофосфорной кислоты А) H2РO4 Б) HРO3 В) H3РO4

6. Вещество, применявшееся для создания дымовых завес во время Великой Отечественной войны:

А) Р2O3 Б) Р красный В) Р2O5

7. Вещество, применяющееся для осушения газов и жидкостей:

А) Р черный Б) Р белый В) Р красный В) оксид фосфора

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

Б

Б

В

Б

В

Б

В

Самопроверка: «5» – 0 ошибок, «4» –1-2 ошибки, «3» – 3-4 ошибки, «2» – 5-6 ошибок

Рефлексия:

- Какое открытие я сегодня сделал для себя?

-Самым трудным для меня сегодня было…

- Какую цель мы ставили перед уроком?

-Достигли мы этой цели?

- Смогли мы приоткрыть тайну одной природной загадки?

-Какое практическое значение имеет для вас полученные знания и умения?



VI. Д/з: Прочитайте стихотворение, составьте цепочку превращений и осуществите ее.

В мире превращений, вы знаете явления! Пусть эти превращения дадут вам уравнения. Красный фосфор я сжигаю, к дымку воду приливаю,

Проверяю лакмусом, станет сразу красным он!

Добавили натрия гидроксид – цвет фиолетовый в колбе возник,

Потом получаем фосфат серебра, цветом – лимонная кожура.

Растворился осадок желтый, добавлением кислоты азотной…

Учащиеся составляют цепочку превращения и записывают соответствующие уравнения химических реакций P → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4 → Ag3PO4 → H3PO4

Учитель: Хочется закончить урок стихотворением



Есть фосфор белый, чёрный, красный –

Три аллотропных формы есть.

Вот белый: это яд опасный,

Слегка нагреешь, вспыхнет весь.

Его назвали «Светоносный»

За то, что в полной темноте

Свет испускает белый фосфор

В воздушной находясь среде.

Известен людям фосфор красный,

Ведь спички зажигают все.

В составе смеси безопасной

Он есть на каждом коробке.

Запомним: в спичечной головке

Смесь соли с солью Бертолле.

Мы чиркнем спичкой о коробку

И вмиг окажемся в тепле.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку по теме (Автосохраненный)»

Технологическая карта к уроку по теме

«Фосфор и его соединения».

Предмет: химия.

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения урока: фронтальная, групповая

Класс: 9

Цель: Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, возможные степени окисления фосфора на основании строения его атома, физические и химические свойства, области применения фосфора.

Задачи:

  • Рассмотреть особенности строения атома фосфора,

  • Познакомиться со свойствами простых веществ, сравнить аллотропные модификации фосфора,

  • Изучить химические свойства и получение фосфора

  • познакомиться со свойствами кислородсодержащих соединений: оксидом фосфора (V), фосфорной кислотой и ее солями

  • Показать применение и значение фосфора в природе и жизни человека

  • Развивать навыки исследовательской деятельности учащихся.

  • совершенствовать познавательный интерес учащихся к предмету химии и информатики, стимулировать к поиску дополнительной информации и краеведческого материала;

  • Прививать навыки работы в парах.

  • воспитывать у обучающихся любовь к предмету


Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Личностные УУД:

1.Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; эстетическое оценивание учебного материала, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей; осознание смысла познания данной темы урока

Познавательные УУД:

1.Формулирование познавательной цели

Постановка и формулирование проблемы

Поиск необходимой информации по данной теме о фосфоре и его соединениях

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3.Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, видеоматериалом.

Коммуникативные УУД:

1.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные УУД:

    1. Постановка учебной задачи,

    2. Составление плана исследовательской деятельности

    3. Прогнозирование результата

    4. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Предметные результаты: 1) формировать умения отличать аллотропные модификации фосфора

2) формировать умения понимать смысл биологическое значение фосфора в природе и жизни человека

Оборудование: нитрат серебра, фосфат натрия, хлорид натрия, сульфат натрия, штатив с пробирками.

ТСО: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, путевой лист.











Технологическая карта урока


Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности


Организует обучающихся на работу. Проверяет готовность к уроку.


Сегодня на уроке речь пойдет о химическом элементе, участвующем в детективной истории, отрывок из которой вы сейчас прочитаете. (слайд 1)

Вот в какой скверной истории оказался замешан элемент №15. В этом отрывке Артур Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Попробуем её назвать, после знакомства с этим элементом и веществами, которые он образует.

Определение темы и цели урока


Настраиваются на работу.



(читают отрывок из книги)

Высказывают свои предположения





Называют тему урока

записывают


Положительный настрой на учебную деятельность. Формулировка темы и цели урока.

2.Создание проблемной ситуации

Проблема: почему не светится фосфор, нанесенный на боковую сторону спичечной коробки? (слайд 2)

Какие версии возникают?

Как разрешить проблему?

Формулируют проблемы

Оглашают интересующие их вопросы

Выдвигают план решения проблемы


П. Определять проблему и цель в учебной деятельности.

М. Излагать свое мнение

К. Участвовать в диалоге

3. Первичное усвоение новых знаний

















Работа в парах


Организация работы детей по путевым листам

(план путешествия см. слайд 4). Мы отправляемся в путешествие, но прежде чем отправиться на первую станцию, вы должны получить ключ-пропуск. Плата за него - это ваши знания.

Ст.Физическая (слайд 5)

Вопросы викторины


Станция «Историческая».




Станция «Биологическая». (слайд 6)







Станция «Информационная». На этой станции мы изучим фосфор как простое вещество. Аллотропия.

Чтобы попасть на эту станцию, мы должны с вами вспомнить аллотропию (слайд 7,8,9)


Станция «Экспериментальная» (слайд 10,11)

Качественная реакция на фосфорную кислоту и ее соли:

Вам предстоит, пользуясь инструкцией, распознать, в какой из трех пробирок находится фосфат, т. е. вспомнить качественную реакцию на PO43-.

(Соблюдать технику безопасности).












Станция «Практическая» (слайд 12)

Применение фосфора и его соединений

Великий Гетте сказал: «Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь использовать».

На этой станции вы узнаете, где используются вещества, содержащие фосфор.



Об-ся делают соответствующие записи и выводы:

особенности электронного строения атома фосфора (в сравнении с азотом).



Об-ся делает сообщение: (приложение 1 История открытия фосфора

Сообщение № 2. Биологическое значение фосфора.

(приложение 2)

Заполняют путевой лист, формулируют выводы



Заполнение путевого листа (таблицы)

Фосфор как простое вещество.

(приложение 3)

Запись в путевом листе:

Химические свойства фосфора, получение фосфора.

Заполнение таблицы

Заполнение путевого дневника, используя знания 8 класса, работа с информационной таблицей (приложение 4)


Проведение лабораторного опыта «Качественная реакция на фосфаты»

Задание для всех

Делают вывод, в путевой дневник записывают уравнение данной реакции в молекулярном и ионном виде.


Сообщение: «Применение фосфора и его соединений»



Р: Развивать умения оценивать свою деятельность.

К: владение монологической, диалогической речью,

умение высказывать свои мысли

П: построение рассуждений; умение делать выводы; рефлексия способов и условий действия.

Л: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; эстетическое оценивание учебного материала, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;


4.Первичное закрепление знаний. Первичная проверка понимания.

Станция «Конечная».

Сейчас самый подходящий момент обратиться к проблемам поставленным в начале урока: прав ли был А. Конан-Дойл в описании собаки Баскервилей? Не допустил ли он химической ошибки в своем произведении?

Белый фосфор самовозгорается на воздухе. Кроме того, процесс окисления катализируется органическими веществами, в частности, шерстью. Поэтому собака Баскервилей не могла быть раскрашена белым фосфором.


Тестирование обучающихся (слайд 13)



Отвечают на вопросы

Выполняют тест на карточках(приложение 6)

Самопроверка



Выяснение затруднительных мест в изучаемом материале, нахождение правильных ответов. Контроль знаний.

5.Рефлексия

Организация итогового диалога.

Каждый ребенок отвечает на один из вопросов:

Какое открытие я сегодня сделал для себя?

Самым трудным для меня сегодня было…

Умение давать оценку своей деятельности.

6.Домашнее задание

Прочитайте стихотворение, составьте цепочку превращений и осуществите ее.

В мире превращений, вы знаете явления!

Пусть эти превращения дадут вам уравнения.

Красный фосфор я сжигаю, к дымку воду приливаю, Проверяю лакмусом, станет сразу красным он! Добавили натрия гидроксид – цвет фиолетовый в колбе возник,

Потом получаем фосфат серебра, цветом – лимонная кожура.

Растворился осадок желтый, добавлением кислоты азотной…

Учащиеся составляют цепочку превращения и записывают соответствующие уравнения химических реакций P → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4 → Ag3PO4 → H3PO4

Прослушивание домашнего задания.


Приложение 1.

История открытия фосфора

В 1669 г. солдат-алхимик Хённинг Бранд в поисках “философского камня” выпаривал солдатскую мочу. К сухому остатку он добавил древесный уголь и смесь начал прокаливать. С удивлением и страхом он увидел, как в его сосуде возникло зеленовато-голубоватое свечение. “Мой огонь” – так назвал Брант холодное свечение паров открытого им белого фосфора. До конца своей жизни Бранд не знал, что он открыл новый химический элемент, да и представления о химических элементах в то время отсутствовали. Бранд продаёт свой секрет дрезденскому алхимику Крафтсу. Кафтс, купив у Бранда его, тайну поторопился преподнести фосфор, выдав его за своё собственное открытие, ганноверскому королю. Открытие вызвало большую сенсацию. После того как с фосфором познакомился ряд высокопоставленных и коронованных особ континента, он перекочевал во дворец английского короля Карла II, и здесь, возможно, с фосфором познакомился впервые Бойль. В свою очередь, якобы ничего не зная о способе получения фосфора кроме того, что он “происходит из каких-то животных ресурсов”, Бойль опять-таки самостоятельно разрешил задачу получения фосфора из мочи. Через Бойля этот способ и получил всеобщую известность.

Приложение 2.


Биологическое значение фосфора.

Академик А. Е. Ферсман назвал фосфор «эле­ментом жизни и мысли», и это не литературное преуве­личение. В организме животных фосфор сосредоточен глав­ным образом в скелете, мышцах и нервной ткани. Тело человека содержит в среднем около 1,5 кг фосфора. Из этой массы 1,4 кг приходится на кости, около 130 г— на мышцы и 12 г—на мозг и нервы . Почти все физио­логические процессы, происходящие в нашем организ­ме, связаны с превращениями фосфорорганических ве­ществ. Главную роль в жизни играет фосфор, входящий в органические в-ва (нуклеиновые кислоты, фосфопротеиды, белки, АТФ), без которых жизнь невозможна.

Фосфор обнаружен во всех органах зеленых растений: в стеблях, корнях, листьях, но больше всего его в плодах и семенах. Растения накапливают фосфор и снабжают им животных.

Основным источником фосфора для чело­века служит пища. Потребность взрослого человека в фосфоре составляет 1,2 г в день. При недостатке фосфора в пище организм может некоторое время использовать его за­пасы, находящиеся в костной ткани, при этом кости начинают разрушаться. При малобелковом рационе у человека резко воз­растает потребность в фосфоре. Наиболее ценные источники легкоусвояемого фосфо­ра — яичный желток, молоко, сыр, бобы, горох. В злаках и овощах фосфор содержит­ся в форме трудноусвояемых фосфатов — нерастворимых смешанных кальциевых и магниевых солей фитиновой кислоты. Всасыванию фосфора способствует вита­мин D.

Как мы увидели, он является «несущим свет» не только в прямом смысле. Это фосфор приносит нашим полям плодородие, а в наши дома — обилие продуктов; фосфор дает «жизненную силу» животному и растительному организму.


Приложение 3.

Фосфор как простое вещество.


Хар-ка

в-ва

Свойства

Белый фосфор -Р4

Красный фосфор Рх

Черный фосфор

Агрегатное состояние

Твердый, похожий на воск, режется ножом

Мягкий, порошкообразный

Твердый, напоминает графит, жирен на ощупь

Цвет

Белый с желтоватым оттенком

Темно-красный

темный

Запах

чесночный

нет

нет

Кр. реш.

молекулярная

Полимерная атомная

Слоистая атомная

Раств. в Н2О

Не растворим

Не растворим

Не растворим

Раств. в орг. р-лях

хорошая

Не растворим

Не растворим

Особ св-ва

светится

Не светится

полупроводник

Действие на орг-зм

Ядовит, вызывает ожоги и долго незаживающие раны, смерть

Не ядовит

Не ядовит

Хим. активность

Очень активен

При нагревании

малоактивен














Приложение 4.

Соединения фосфора.

Степени окисления фосфора:

-3

+3

+5

РН3, Na3P

P2O3, H3PO3, Na3PO3

P2O5, Н3РО4, Na3PO4


Информационная таблица


P2O5(P4O10)

H3PO4

Название

Оксид фосфора (V) (димер),

фосфорный ангидрид

Ортофосфорная (фосфорная) кислота

Физ св-ва


Твердое вещество белого цвета, гигроскопическое.

Твердое бесцветное вещество, неограниченно растворимое в воде.

Получение


4Р + 5О2 = 2Р2О5

(кислотный оксид)

t0

1) Р2О5 +3Н2О = 2 H3PO4 t0

2) Ca3(PO4)2 + 3H2SO4 =

= 3CaSO4+2H3PO4

Хим св-ва





1. с водой t0

Р2О5+ 3Н2О → 2Н3РО4

Р2О5+ Н2О → 2НРО3

2 . c основными оксидами

Р2О5+ 6 СаО = 2Са3(РО4)2

3. со щелочами

Р2О5+ 6 NaOH → 2Na3PO4 + 3H2O



1. диссоциация Н3РО4↔ Н+ + Н2РО4- ↔ Н+ + НРО42- ↔ Н+ + РО43-

2. с основными оксидами

3РО4+ 6 СаО →2Са3(РО4)2+ 3H2O

3. с основаниями, аммиаком

Н3РО4+ NaOHNaH2PO4 + H2O

Н3РО4+ 2NaOHNa2HPO4 + 2H2O

Н3РО4+ 3NaOHNa3PO4 + 3H2O

Н3РО4+ NH3NH4H2PO4 дигидрофосфат аммония

Н3РО4+ 2NH3 → (NH4)2HPO4 гидрофосфат аммония

Н3РО4+ 3NH3 → (NH4)3PO4 фосфат аммония

4. c солями

а) 4Н3РО4+ Са3(РО4)2 →3Са(Н2РО4)2

б) Н3РО4+ 3AgNO3Ag3PO4↓ +3HNO3

желтый



Приложение 5.

Тест

1. К аллотропным модификациям фосфора относят:

А) фосфор кристаллический, Б) фосфор черный, В) фосфор ромбический

2. Формула белого фосфора: А) Рх Б) Р4 В) Р

3.Степень окисления фосфора в веществе К3РO4 равна: А) + 1 Б) + 3 В) +5

4.Формула фосфида алюминия: А) AlРО4 Б) АlР В) АlO3)3

5.Формула ортофосфорной кислоты А) H2РO4 Б) HРO3 В) H3РO4

6. Вещество, применявшееся для создания дымовых завес во время Великой

Отечественной войны: А) Р2O3 Б) Р красный В) Р2O5

7. Вещество, применяющееся для осушения газов и жидкостей:

А) Р черный Б) Р белый В) Р красный

Приложение 6

Путевой лист.

  1. Фосфор в природе. (0,08% в земной коре)

Фосфориты: Са3(РО4)2, Аппатиты: 3Са3(РО4)2СаF2, 3Са3(РО4)2СаСI2.

Живые организмы (растения, животные, человек).


  1. Фосфор как химический элемент.


  1. Фосфор как простое вещество.

Хар-ка

в-ва

Свойства

Белый фосфор -Р4

Красный фосфор Рх

Черный фосфор

Агрегатное состояние




Цвет




Запах




Кр. реш.




Раств. в Н2О




Раств. в орг. р-лях




Особ св-ва




Действие на орг-зм




2. Химические свойства фосфора t0

А) Окислительные свойства (с Ме) 1) Р + Mg =

Б) Восстановительные свойства (с неМе, щелочами, сильными окислителями)

1) с неМе: Р + О2 = Р4 + О2 =

Р + Сl2 = Р + Сl2 =

P + S = Р + Н2 =

2) со щелочами: P + KOH + H2O =


  1. С сильными окислителями: P + KClO3 (хлорат калия) =

3. Получение фосфора:


  1. Соединения фосфора:

Степени окисления фосфора:

-3

+3

+5

РН3, Na3P

P2O3, H3PO3, Na3PO3

P2O5, Н3РО4, Na3PO4


P2O5(P4O10)

H3PO4

Название

Оксид фосфора (V) (димер),

фосфорный ангидрид

Ортофосфорная (фосфорная) кислота

Физ св-ва




Получение





Хим св-ва





1. с водой t0

Р2О5+ Н2О →

Р2О5+ Н2О → 2НРО3 метафосфорная кислота

2 . c основными оксидами

Р2О5+ СаО →

3. со щелочами

Р2О5+ NaOH



1. диссоциация Н3РО4



2. с основными оксидами

Н3РО4+ СаО →

3. с основаниями, аммиаком

Н3РО4+ NaOH

Н3РО4+ NaOH

Н3РО4+ NaOH

Н3РО4+ NH3

Н3РО4+ NH3

Н3РО4+ NH3

4. c солями

а) 4Н3РО4+ Са3(РО4)2

б) Н3РО4+ AgNO3





Соли фосфорной кислоты





фосфаты (III) гидрофосфаты (II) дигидрофосфаты (I)

(нераствор.) (малораствор.) (растворим.)

III III II II I I

Са3(РО4)2, Na3PO4 CaHPO4, Na2HPO4 Ca(H2PO4)2, NaH2PO4

(С увеличением содержания атомов водорода в молекуле соли, ее растворимость повышается)


Качественная реакция на фосфорную кислоту и ее соли:


Na3PO4 + AgNO3 =


Сокращ. ионное ур-е:


5. Тестирование. Ответы:

1

2

3

4

5

6

7








Самопроверка: «5» – 0 ошибок, «4» –1-2 ошибки, «3» – 3-4 ошибки, «2» – 5-6 ошибок





Просмотр содержимого презентации
«фосфор»

«…Да. Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки никто из нас, смертных, еще не видывал. Из ее пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана…Страшный пес величиной с молодую львицу. Чудовище лежало перед нами…  Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, подняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте»

«…Да. Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки никто из нас, смертных, еще не видывал. Из ее пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана…Страшный пес величиной с молодую львицу. Чудовище лежало перед нами… Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, подняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте»

МКОУ « Щученская СОШ»  Лискинского района  Воронежской области   Презентация урока химии в 9 классе по теме :  «Фосфор и его соединения»  Подготовила учитель химии Пащенко Галина Владимировна

МКОУ « Щученская СОШ» Лискинского района Воронежской области

Презентация урока химии в 9 классе

по теме : «Фосфор и его соединения»

Подготовила учитель химии

Пащенко Галина Владимировна

Почему не светится фосфор, нанесенный на боковую сторону спичечной коробки?

Почему не светится фосфор, нанесенный на боковую сторону спичечной коробки?

План путешествия:   1. Фосфор как химический элемент. А) Положение в периодической системе. Б) Особенности строения атома. В) Валентность, степени окисления. ( станция Физическая ) 2 . Нахождение в природе и его биологическое значение. (ст. Историческая, ст. Биологическая) 3. Фосфор как простое вещество. Аллотропия. ( ст.  «Информационная»). А) Физические свойства фосфора. Б) Химические свойства фосфора. В) Получение фосфора. 4. Важнейшие соединения фосфора. А) Оксиды.  Б) Кислоты.  В) Соли. ( ст. «Экспериментальная») 5 . Применение фосфора и его соединений. (ст. «Практическая») 6. Тестирование. ( ст. «Конечная»).

План путешествия:

1. Фосфор как химический элемент.

А) Положение в периодической системе.

Б) Особенности строения атома.

В) Валентность, степени окисления.

( станция Физическая )

2 . Нахождение в природе и его биологическое значение.

(ст. Историческая, ст. Биологическая)

3. Фосфор как простое вещество. Аллотропия. ( ст. «Информационная»).

А) Физические свойства фосфора.

Б) Химические свойства фосфора.

В) Получение фосфора.

4. Важнейшие соединения фосфора.

А) Оксиды.

Б) Кислоты.

В) Соли. ( ст. «Экспериментальная»)

5 . Применение фосфора и его соединений. (ст. «Практическая»)

6. Тестирование. ( ст. «Конечная»).

Станция Физическая

Станция Физическая

  • Где проживает в периодической системе фосфор?
  • Какова его улица, № дома, квартиры? Зарисуйте строение атома фосфора и сравните с атомом азота.
  • Какую валентность может проявлять фосфор?
  • Выполните задание на карточке «Степени окисления»
Ст. Биологическая Суточная потребность для взрослого человека 1 грамм Входит в состав скелета Входит в состав зубной ткани Соединения фосфора принимают участие в обмене энергии Необходим для нормальной мышечной и умственной деятельности

Ст. Биологическая

  • Суточная потребность для взрослого человека 1 грамм
  • Входит в состав скелета
  • Входит в состав зубной ткани
  • Соединения фосфора принимают участие в обмене энергии
  • Необходим для нормальной мышечной и умственной деятельности

Ст. Информационная  Аллотропные модификации фосфора

Ст. Информационная Аллотропные модификации фосфора

Аллотропные модификации Горение белого фосфора Хранение белого фосфора

Аллотропные модификации

Горение белого фосфора

Хранение белого фосфора

  • Белый фосфор окисляется кислородом уже при обычных условиях, а в тонкоизмельченном состоянии самовоспламеняется, поэтому его хранят под водой. Окисление фосфора сопровождается свечением. Химическая энергия непосредственно превращается в световую .
Хар-ка Свойства в-ва Белый фосфор -Р 4 Агрегатное состояние Твердый, похожий на воск, режется ножом Красный фосфор Р х Цвет Запах Черный фосфор Мягкий, порошкообразный Белый с желтоватым оттенком чесночный Твердый, напоминает графит, жирен на ощупь Кр. реш. Темно-красный Раств. в Н 2 О молекулярная темный нет Раств. в орг. р-лях Не растворим нет Полимерная атомная хорошая Особ св-ва Слоистая атомная Не растворим Не растворим Не растворим светится Действие на орг-зм Не растворим Ядовит, вызывает ожоги и долго незаживающие раны, смерть Хим. активность Не светится Очень активен полупроводник Не ядовит Не ядовит При нагревании малоактивен

Хар-ка

Свойства

в-ва

Белый фосфор -Р 4

Агрегатное состояние

Твердый, похожий на воск, режется ножом

Красный фосфор Р х

Цвет

Запах

Черный фосфор

Мягкий, порошкообразный

Белый с желтоватым оттенком

чесночный

Твердый, напоминает графит, жирен на ощупь

Кр. реш.

Темно-красный

Раств. в Н 2 О

молекулярная

темный

нет

Раств. в орг. р-лях

Не растворим

нет

Полимерная атомная

хорошая

Особ св-ва

Слоистая атомная

Не растворим

Не растворим

Не растворим

светится

Действие на орг-зм

Не растворим

Ядовит, вызывает ожоги и долго незаживающие раны, смерть

Хим. активность

Не светится

Очень активен

полупроводник

Не ядовит

Не ядовит

При нагревании

малоактивен

Ст. Экспериментальная Оксид фосфора Ортофосфорная кислота Белый, рыхлый порошок, гигроскопичный. Хранят в герметически закрытых сосудах.

Ст. Экспериментальная

Оксид фосфора

Ортофосфорная кислота

Белый, рыхлый порошок, гигроскопичный. Хранят в герметически закрытых сосудах.

Качественная реакция на фосфорную кислоту и ее соли:   Вам выданы три пробирки с растворами поваренной соли, фосфатом натрия и сульфатом натрия. Опытным путем определите в какой из них содержится фосфат натрия

Качественная реакция на фосфорную кислоту и ее соли:

Вам выданы три пробирки с растворами поваренной соли, фосфатом натрия и сульфатом натрия. Опытным путем определите в какой из них содержится фосфат натрия

Ст. Практическая  Применение фосфора

Ст. Практическая Применение фосфора

Ст. Конечная  Тестирование 1.К аллотропным модификациям фосфора относят:  А) фосфор кристаллический, Б) фосфор черный, В) фосфор ромбический 2.Формула белого фосфора: А) Р х Б) Р 4 В) Р 3.Степень окисления фосфора в веществе К 3 РO 4 равна: А) + 1 Б) + 3 В) +5 4.Формула фосфида алюминия: А) AlРО 4 Б) АlР В) Аl(РO 3 ) 3 5.Формула ортофосфорной кислоты А) H 2 РO 4 Б) HРO 3 В) H 3 РO 4 6. Вещество, применявшееся для создания дымовых завес во время Великой Отечественной войны:  А) Р 2 O 3 Б) Р красный В) Р 2 O 5  7. Вещество, применяющееся для осушения газов и жидкостей: А) Р черный  Б) Р белый В) Р красный В) оксид фосфора

Ст. Конечная Тестирование

1.К аллотропным модификациям фосфора относят:

А) фосфор кристаллический, Б) фосфор черный, В) фосфор ромбический

2.Формула белого фосфора: А) Р х Б) Р 4 В) Р

3.Степень окисления фосфора в веществе К 3 РO 4 равна: А) + 1 Б) + 3 В) +5

4.Формула фосфида алюминия: А) AlРО 4 Б) АlР В) Аl(РO 3 ) 3

5.Формула ортофосфорной кислоты А) H 2 РO 4 Б) HРO 3 В) H 3 РO 4

6. Вещество, применявшееся для создания дымовых завес во время Великой Отечественной войны:

А) Р 2 O 3 Б) Р красный В) Р 2 O 5

7. Вещество, применяющееся для осушения газов и жидкостей:

А) Р черный Б) Р белый В) Р красный В) оксид фосфора

Д/з: Прочитайте стихотворение, составьте цепочку превращений и осуществите ее. В мире превращений, вы знаете явления!  Пусть эти превращения дадут вам уравнения.  Красный фосфор я сжигаю, к дымку воду приливаю, Проверяю лакмусом, станет сразу красным он!  Добавили натрия гидроксид – цвет фиолетовый в колбе возник,  Потом получаем фосфат серебра, цветом – лимонная кожура. Растворился осадок желтый, добавлением кислоты азотной… Учащиеся составляют цепочку превращения и записывают соответствующие уравнения химических реакций P → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4 → Ag3PO4 → H3PO4

Д/з:

Прочитайте стихотворение, составьте цепочку превращений и осуществите ее.

В мире превращений, вы знаете явления!

Пусть эти превращения дадут вам уравнения.

Красный фосфор я сжигаю, к дымку воду приливаю, Проверяю лакмусом, станет сразу красным он!

Добавили натрия гидроксид – цвет фиолетовый в колбе возник,

Потом получаем фосфат серебра, цветом – лимонная кожура. Растворился осадок желтый, добавлением кислоты азотной…

Учащиеся составляют цепочку превращения и записывают соответствующие уравнения химических реакций P → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4 → Ag3PO4 → H3PO4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!