СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОС по биологии 76 ч

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ФОС по биологии 76 ч»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«АМУРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГПОАУ АТК)


УТВЕРЖДЕН

в составе образовательной программы

педагогическим советом

от «31» августа 2022, протокол № 1






ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебной дисциплине

УПВ. 04У биологИЯ

(углублённый уровень)

18.01.02 Лаборант – эколог



















г. Свободный, 2022 г.





Организация-разработчик:


Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Амурский технический колледж».


Автор(ы)-составитель(и):


Куколева О.А. – преподаватель географии и биологии




ФОС рассмотрен и рекомендован к утверждению на заседании методической комиссии:


Протокол № ___от _______________ 202__ года


Председатель _____________/А.А. Дегтярёва





СОГЛАСОВАН:


Зам. директора по НМР


________________________/Е.А. Бондаренко

«_____»_____________ _____________


Заведующий структурным подразделением


______________________/Ю.В. Татаренко

«_____»_____________ _____________




































СОДЕРЖАНИЕ

стр.


1. ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 4


2. ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ 10


3. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ 11


4. ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ 32


5. Оценочные средства промежуточной аттестации 33















































  1. ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ


Фонд оценочных средств (далее ФОС) предназначен для оценки достижения запланированных результатов обучения по учебной дисциплине УПВ. 04У биология

по профессии СПО

18.01.02 Лаборант-эколог.

Обучающийся должен овладеть предусмотренными ФГОС следующими образовательными результатами:

1. Личностными:

ЛР1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

ЛР9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

ЛР12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

  1. Mетапредметные:


МР1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

МР2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

МР3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

МР4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

МР5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, информационной безопасности;

Предметные результаты освоения

ПР1 раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

ПР2 понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

ПР3 понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

ПР4 использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

ПР5 формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

ПР6 сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

ПР7 обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

ПР8 приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет (ДЗ).

В результате текущего контроля успеваемости по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка образовательных результатов.









Список планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки


Образовательные результаты

Текущий контроль успеваемости

Индивидуальный проект (исследовательская и проектная деятельность по учебному предмету)

Задание

промежуточной аттестации

Оценочные средства

лекций, уроков

Практические занятия

Самостоятельная работа



Личностные:






ЛР1

Х

Х

Х

Х

Х

ЛР9

Х

Х

Х

Х

Х

ЛР12

Х

Х

Х

Х

Х

Метапредметные:






МР1




+


МР2




+


МР3




+


МР4




+


МР5




+


Предметные:






ПР1





+

ПР2

Доклад

«Строение клетки»




+

ПР3

ПЗ.№ 7



+

ПР4




+

ПР5




+

ПР6

ПЗ.№ 10



+

ПР7





+

ПР8


ПЗ.№ 8



+






Проверка освоения образовательных результатов проводится с учетом результатов текущего контроля успеваемости по учебному предмету.


Фонд оценочных средств включает материалы для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.









































2.ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ


Учебной дисциплины

УПВ.04У Биология


Цель - контроль освоения запланированных по учебному предмету образовательных результатов: предметных, обеспечивающих формирование метапредметных результатов (универсальных учебных действий) и личностных результатов.

Формы текущего контроля:

  • Устный опрос (фронтальный/индивидуальный)

  • Письменный опрос (фронтальный/индивидуальный)

  • Физический диктант

  • Самостоятельная работа

  • Практическое занятие

  • Тест

  • Контрольная работа

  • Лабораторное занятие

  • Составление таблиц

  • Реферат

  • Сообщение

  • Презентация

  • Составление конспектов

  • Составление кроссвордов

  • Проект

Периодичность: текущий контроль проводиться в соответствии с рабочей программой, КТП (приложение к рабочей программе) и планами занятий. Периодичность проведения не реже 1 раза за 12 часов (включая отдельные практические и все лабораторные занятия).

Порядок проведения: текущий контроль проводится на учебных занятиях, а также включает в себя оценку выполнения самостоятельной работы. Порядок проведения текущей аттестации определяется рабочими материалами преподавателя, разрабатываемыми для проведения учебных занятий, инструкционными листами для лабораторных занятий.













3.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ


ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА


Тесты по биологии 10 класс. Тема: "Клетка"

Правильный вариант ответа отмечен знаком +


1. В чем заключается главное отличие между клетками?

- В размерах

- В совокупности структурных компонентов

+ В наборе белков, углеводов и липидов

2. Для каких клеток прокариотов характерна шарообразная форма?

- Вибрионы

+ Кокки

- Спириллы

3. Какая органелла в клетке предназначена для движения?

+ Жгутик

- Митохондрия

- Вакуоль

4. Какая функция НЕ свойственна плазматической мембране?

- Барьерная

+ Синтезирующая

- Транспортная

5. Для чего нужны углеводы в мембране?

- Для осуществления фотосинтезирующей реакции

- С целью утолщения мембранной оболочки

+ Они помогают в определении типов клеток

6. Какой процесс, производимый клеткой, именуют «фагоцитозом»?

- Всасывание внутрь жидкости

- Активизация биохимических реакций

+ Схватывание твердых частиц

7. Выберите НЕ верную характеристику в описании гликокаликса.

+ Это внутренняя часть клеточной мембраны.

- Это слой клеток, присущий животным.

- Это комплекс, состоящий из белков, полисахаридов и липидов.

8. Поглощение клеткой капель жидкости называется:

- Фотосинтез

+ Пиноцитоз

- Фагоцитоз

9. В какой клеточной органелле осуществляется белковый синтез?

- Лейкопласты

+ Рибосома

- Центриоль

тест 10. В чем заключается главное отличие строения гладкой и шероховатой ЭПС (эндоплазматическая сеть)?

+ Наличие рибосом

- Толщина мембранной оболочки

- Образование выпуклостей на поверхности

11. Какие клетки в многоклеточном организме способным заниматься фагоцитозом?

+ Лейкоциты

- Эритроциты

- Тромбоциты

12. Главная функция аппарата Гольджи:

- Защитная

- Синтезирующая

+ Секреторная

13. Определите НЕ верное утверждение.

- Особый органоид — клеточный центр, встречается исключительно в клетках животных.

+ Клеточный центр образован из 4 центриолей.

- По конфигурации центриоль похожа на цилиндр.

14. Какую роль выполняют лизосомы в клетке?

+ Переваривание веществ

- Синтез полисахаридов

- Выделение за пределы клетки, отработанных веществ

15. Какого цвета пигменты содержат хромопласты?

- Бесцветного

+ Красного

- Зеленого

16. Укажите правильное утверждение.

- Фотосинтез происходит в митохондриях.

- Хромосомы расположены в лизосомах.

+ Клетки растений способны только к пиноцитозу

17. Из каких органоидов при делении клетки образуется веретено деления?

+ Из центриоли

- Из пластид

- Из вакуоли

18. Какая органелла обеспечивает упругость растительных клеток?

- Комплекс Гольджи

+ Вакуоль

- Митохондрия

19. Осенью листья растений меняют окраску вследствие разрушения:

- Лейкопластов

- Клеточной мембраны

+ Тилакоидов

тест-20. Где происходит процесс фотосинтеза?

+ В хлоропластах

- В лейкопластах

- В хромопластах



Максимальный балл за выполнение работы – 8.

Шкала перевода общего балла в школьную отметку

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0-13

13-15

16-18

18-20









ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКЦИЙ


Тема лекции, урока

Задание

время

Учение о клетке

Доклад

15 мин


Доклад

Тема: Учение о клетке

Продолжительность: 15 мин

Цель: Проверка освоения предметного образовательного результата.



Критерии оценивания доклада.

     Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

    Оценка 4 ставится, если ответ ученика, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

    Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется, если требуются преобразования некоторых формул. Ученик может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов.

    Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3




ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


Перечень лабораторных занятий


Тема

Кол-во часов

Практическое занятие №7. Решение генетических задач на неполное доминирование

2

Практическое занятие №8. «Изучение мутаций»

2

Практическое занятие № 10. Приспособленность организмов к среде обитания.

2


Инструкционная карта

Практическое занятие №7. Решение генетических задач на неполное доминирование

Количество часов:2

Цель: проверка предметного образовательного результата.

Место проведения: кабинет «Биологии».

Задача 1.
У львиного зева красная окраска цветка неполно доминирует над белой. Гибридое растение имеет розовую окраску. Узкие листья неполно доминируют над широкими. У гибридов листья имеют среднюю ширину. Какое потомство получится от скрещивания растения с красными цветками и средними листьями с растением, имеющим розовые цветки и средние листья?
Решение:
А - красная окраска цветка,
a - белая окраска цветка,
Аа - розоваяА окраска цветка,
В - узкие листья,
b - широкие листья,
Вb - средняя ширина листьев.
Первое растение с красной окраской цветка является гомозиготой по доминантному признаку, потому что при неполном доминировании растение с доминантным фенотипом - гетерозигота (АА). При неполном доминировании средние листья имеет растение - гетерозигота по признаку формы листьв (Вb), значит генотип первого растения - ААВb (гаметы АВ, Аb).
Второе растение дигетерозигота, так как имеет промежуточный фенотип по обоим признакам, значит его генотип - АаВb (гаметы АВ, Ab, aB, ab).
Анализ скрещивания подтверждает это утверждение.

Схема скрещивани

Ответ:
25% - красные цветки и средние листья,
25% - розовые цветки и средние листья,
12,5% - красные цветки и узкие листья,
12,5% - розовые цветки и узкие листья,
12,5% - розовые цветки и широкие листья,
12,5% - красные цветки и широкие листья.

Задача 2.
Известно, что отсутствие полос у арбузов - рецессивный признак. Какое потомство получится при скрещивании двух гетерозиготных растений с полосатыми арбузами?
Решение:
А - ген полосатости арбуза
a - ген отсутствия полосатости у арбуза
Генотип гетерозиготного растения - Аа (гаметы А, а). при скрещивании двух гетерозигот в потомстве будет наблюдаться расщепление по фенотипу в отношении 3:1.
Анализ скрещивания подтверждает это утверждение.

Схема скрещивания

Ответ:
25% - растения с полосатыми плодами с генотипом АА,
50% - растения с полосатыми плодами с генотипом Аа,
25% - растения с бесполосными арбузами с генотипом аа.

Задача 3.
У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с абсолютно здоровым мужчиной родился здоровый ребенок. Определите генотипы всех членов семьи.


Решение:
А - ген нормального развития слуха;
а - ген глухонемоты.
Так как женщина страдает глухонемотой, то её генотип - аа (гаметы а). Мужчина абсолютно здоров, значит он гомозиготен по доминантному гену А, генотип АА (гаметы А). У гомозиготных родителей по доминантному и рецесивному гену (А) всё потомство будет здоровым.
Анализ скрещивания подтверждает это утверждение.

Схема скрещивания

Ответ:
Схема решения задачи включает:
1) генотип глухонемой матери аа (гаметы а),
2) генотип отца AA (гаметы A),
3) генотип ребёнка Aa.


Критерии оценивания расчетной задачи.

Решение каждой задачи оценивается, исходя из критериев, приведенных в таблице

Качество решения

Оценка

Правильное решение задачи:

5

получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях;

отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины;

задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины.

4

Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями)

Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.

3

Грубые ошибки в исходных уравнениях.

2

Критерии оценки качественной задачи

Качество решения

Оценка

Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок

5

Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование не является достаточным или в нём допущена ошибка. ИЛИ Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован

4

Ответ на вопрос неверен, независимо от того, что рассуждения правильны

3

Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос,

ИЛИ

Ответ на вопрос неверен, рассуждения неверны или отсутствуют

2





Инструкционная карта

Практическое занятие №8. «Изучение мутаций»

Количество часов:2

Цель: проверка предметного образовательного результата.

Место проведения: кабинет «Биологии».



Критерии оценки сообщений

Критерии

Баллы

Оценка

Соответствие целям и задачам дисциплины, актуальность темы и рассматриваемых проблем, соответствие содержания заявленной теме, заявленная тема полностью раскрыта, рассмотрение дискуссионных вопросов по проблеме, сопоставлены различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, научность языка изложения, логичность и последовательность в изложении материала, количество исследованной литературы, в том числе новейших источников по

проблеме, четкость выводов, оформление работы соответствует предъявляемым требованиям







5

отлично

Соответствие целям и задачам дисциплины, актуальность темы и рассматриваемых проблем, соответствие содержания заявленной теме, научность языка изложения, заявленная тема раскрыта недостаточно полно, отсутствуют новейшие литературные источники по проблеме, при оформлении работы имеются недочеты.






4

хорошо

Соответствие целям и задачам дисциплины, содержание работы не в полной мере соответствует заявленной теме, заявленная тема раскрыта недостаточно полно, использовано небольшое количество научных источников, нарушена логичность и последовательность в изложении материала, при оформлении работы имеются недочеты.



3

Удовлетворительно

Работа не соответствует целям и задачам дисциплины, содержание работы не соответствует заявленной теме, содержание работы изложено не научным стилем,

ИЛИ

сообщение не выполнено.





2

Неудовлетворительно



Инструкционная карта практических работ

Практическое занятие № 10. Приспособленность организмов к среде обитания.

Количество часов:2

Цель: проверка предметного образовательного результата.

Место проведения: кабинет «Биологии».



Цель работы: уметь выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности.

Материально-техническое обеспечение: Константинов, В.М.Биология (Текст): учебник для образовательных учреждений начального и среднего образования, 2011, справочники, ручка, тетрадь.

Ход работы: Используя материалы учебника и дополнительную литературу, или рисунки заполните в тетрадь таблицу: 

Таблица 1 «Сравнительная характеристика приспособления организмов к среде обитания»

Объект изучения

Место

обитания

Условия обитания

Признаки

приспособленности

Причины появления адаптаций



















Теоретическая часть:

      Адаптация (лат. – прилаживание, приноровление) – возникновение в процессе эволюции свойств, признаков, повышающих шансы выживания и размножения организмов, сохранения большего числа потомков.

    Среда обитания – совокупность конкретных условий (факторов неживой и живой природы) в которых обитает данная особь, популяция или вид. 

    Место обитания, участок суши или водоема, занятый частью популяции особей одного вида и обладающий всеми необходимыми условиями для их существования (климат, рельеф, почва, пища и др.).

   Приспособленность, как частный пример адаптации, является результатом эволюционных изменений. Поскольку в природе существуют самые разнообразные условия существования, то и примеров приспособленности организмов – огромное множество: к различной температуре и влажности, к различной степени освещенности, к различным способам питания и поискам пищи, к защите, к привлечению партнера и т.д.


Критерии оценки выполнения практических раьбот


Оценка

Критерии

5

учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления. Правильно выполнено определение погрешностей измерения. Даны ответы на контрольные вопросы с обоснованием.

4

выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

3

работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки;

или не даны правильные ответов на большинство контрольных вопросов, или не приведены обоснования на большинство контрольных вопросов.

2

ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.







































4.ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ


УПВ.О4У Биологии


Цель - контроль освоения запланированных по учебному предмету образовательных результатов: личностных, метапредметных, предметных.

Форма промежуточной аттестации: Формой промежуточной аттестации по учебному предмету является дифференцированный зачет.

Порядок проведения: Зачет проводится в устной форме по билетам.

Соответствие вопросов и заданий экзаменационных билетов образовательным результатам:

1 задание:

ЛР1, ЛР9, ЛР12, МР1, МР2, МР3, МР4, МР5, МР6

2 задание:

ЛР1, ЛР9, ЛР12, МР1, МР2, МР3, МР4, МР5, МР6


Место проведения: кабинет «Биологии».

Продолжительность: для подготовки ответа на вопросы билета обучающимся предоставляется не менее 30 минут времени.

Условия выполнения задания:

При проведении устного дифференцированного зачета по биологии обучающимся предоставляется право использовать при необходимости:

    1. справочные таблицы,

    2. плакаты и таблицы для ответов на теоретические вопросы,

    3. карта мира.





















5. Оценочные средства промежуточной аттестации


Устный зачет по о учебной дисциплине «Биология» проводится на основании учебных планов ГПОАУ АТК для профессий технического профиля подготовки.

Билеты для промежуточной аттестации в устной форме составлены на основе следующих документов:

Билеты составлены для профессии:

18.01.02 Лаборант – эколог

Комплект состоит из 15 билетов, каждый из которых включает два теоретических вопроса и две задачи.

Теоретические вопросы билетов проверяют следующие элементы содержания курса по природопользованию и охране окружающей среды:


Билет 1.

1. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК. Особенности их строения и функции. Особенности строения гена у прокариот и эукариот.

2. Лист. Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа. Функции листа.

3. Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для гамет, клеток листьев и коробочки рас­те­ния мха ку­куш­ки­на льна? Объ­яс­ни­те, из каких кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния они об­ра­зу­ют­ся.

4. Красноглазые длиннокрылые дрозофилы при скрещивании между собой дали следующее потомство: самки: 3/4 красноглазых длиннокрылых, 1/4 красноглазых с зачаточными крыльями, самцы: 3/8 красноглазых длиннокрылых, 3/8 белоглазых длиннокрылых, 1/8 красноглазых с зачаточными крыльями, 1/8 белоглазых с зачаточными крыльями. Как наследуются данные признаки у дрозофил? Каковы ге­нотипы родителей?



Билет 2.

1. Вирусы. Строение, свойства, многообразие. Паразитирование вирусов. Гипотезы происхождения вирусов. Вирусные болезни.

2. Побег. Строение побега. Почка. Внутреннее строение стебля. Функции стебля.

3. Какой хромосомный набор характерен для клеток заростка, спорангиев и спор папоротника. Из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

4. Гемофилия — рецессивный признак, сцепленный с X-хромосомой. Альбинизм — рецессивный аутосомный признак. У одной супружеской пары, нормальной по этим признакам, родился ребенок с обеими аномалиями. Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребенка?


Билет 3.

1. Прокариоты. Многообразие и значение в природе и жизни человека. Строение клетки. Особенности прокариотической клетки, в отличии от эукариот.

2. Подземные побеги, их характеристика и значение. Отличие подземных побегов от корней.

3. Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для кле­ток мя­ко­ти иго­лок, спер­ми­ев и эндосперма сосны? Объ­яс­ни­те, из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки.

4. Мужчина, страдающий гемофилией и дальтонизмом, же­нился на здоровой женщине, не являющейся носительницей генов этих заболеваний. Какова вероятность, что у ребенка от брака его дочери со здоровым мужчиной: будет одно из этих заболеваний; будут обе аномалии? Кроссинговер между генами дальтонизма и гемофилии от­сутствует.


Билет 4.

1. Строение плазматической мембраны. Одномембранные органоиды клетки, их характеристика. Характеристика немембранных органоидов клетки.

2. Корень. Корневые системы. Внутреннее строение корня, зоны корня. Функции корней.

3. Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для ядер кле­ток эпи­дер­ми­са листа и вось­ми ­ядер­но­го за­ро­ды­ше­во­го мешка и центральной клетки семязачатка цвет­ко­во­го рас­те­ния? Объ­яс­ни­те, из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки.

4. У некоторых организмов, например, у птиц, гетерогаметными (ZW) являются женские особи, а мужские — гомогаметными (ZZ). У кур полосатость окраски обусловлена сцепленным с Z-хромосомой доминантным генам (В), а отсутствие полосатости —- его рецессивным аллелем Ь. Наличие гребня на голове определяется доминантным ауто-сомным геном С, а.его отсутствие — рецессивным аллелем с. Две полосатых, имеющих гребешки, птицы были скрещены и дали двух цыплят — полосатого петушка с гребешком и непо­лосатую курочку, не имеющую гребешка. Определить геноти­пы родительских особей и расщепление в потомстве по фенотипу.


Билет 5.

1. Строение пластид. Фотосинтез, фазы фотосинтеза, их характеристика. Значение фотосинтеза.

2. Цветок, его строение и функции. Опыление, виды опыления. Приспособления цветка к опылению.

3. Некоторые вирусы в качестве генетического материала несут РНК. Такие вирусы, заразив клетку, встраивают ДНК-копию своего генома в геном хозяйской клетки. В клетку проникла вирусная РНК следующей последовательности: 5’ − АУГГЦУУУУГЦА − 3’.

Определите, какова будет последовательность вирусного белка, если матрицей для синтеза иРНК служит цепь, комплементарная вирусной РНК. Напишите последовательность двуцепочечного фрагмента ДНК, укажите 5’ и 3’ концы цепей. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

4. Рецессивные гены, кодирующие признаки гемофилии и дальтонизма, сцеплены с Х-хромосомой. Мужчина, больной гемофилией, женится на здоровой женщине, отец которой был дальтоником, но не гемофиликом. Какое потомство получится от брака их дочери со здоровым мужчиной?


Билет 6.

1. Строение митохондрий. Энергетический обмен в клетке на примере окисления глюкозы. Значение аэробного дыхания.

2. Соцветия, их виды и значение.

3. Молекулы тРНК, несущие соответствующие антикодоны, входят в рибосому в следующем порядке: ГУА, УАЦ, УГЦ, ГЦА. Определите последовательность нуклеотидов смысловой и транскрибируемой цепей ДНК, иРНК и аминокислот в молекуле синтезируемого фрагмента белка. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. При выполнении задания учитывайте, что антикодоны тРНК антипараллельны кодонам иРНК.

4. Гладкая форма семян кукурузы доминирует над морщинистой, а окрашенные семена над неокрашенными. При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными семенами и с морщинистыми неокрашенными получено следующее потомство: 4152 – гладких окрашенных, 149 – морщинистых окрашенных, 152 – гладких неокрашенных и 4166


Билет 7.

1. Основные положения клеточной теории. Строение клетки. Ядро. Строение хромосом.

2. Плод. Строение плода. Значение плодов. Классификация плодов.

3. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь — смысловая, нижняя — транскрибируемая):

5’ − ТГЦГЦТГЦАЦЦАГЦТ − 3’

3’ − АЦГЦГАЦГТГГТЦГА − 5’

 Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, обозначьте 5’ и 3’ концы этого фрагмента и определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет с 5’ конца соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

4. У дрозофилы гены прямой формы крыла (А) и отсутствия пятна у основания крыла (В) сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме. Рецессивные гены аркообразной формы крыла и наличия пятна у основания крыла так же сцеплены. При скрещивании дрозофилы с прямыми крыльями без пятна с самцом, имеющим аркообразные крылья и пятно у основания крыла было получено следующее потомство: 104 дрозофилы имели родительские признаки и 22 были с перекомбинированными признаками. Составьте схему скрещивания. Определите генотипы родительских форм, генотипы и фенотипы потомков. Объясните полученные результаты.


Билет 8.

1. Биосинтез белков. Рибосома. Полисома. Транскрипция. Трансляция. Значение матричного синтеза в клетке.

2. Семя. Строение семян однодольных и двудольных растений. Значение семян.

3. Фрагмент молекулы ДНК имеет последовательность нуклеотидов (верхняя цепь — смысловая, нижняя — транскрибируемая):

5’ − ТАТТЦЦТАЦГГАААА − 3’

3’ − АТААГГАТГЦЦТТТТ − 5’

Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи и обоснуйте свой ответ. Какие изменения могли произойти в результате генной мутации во фрагменте молекулы ДНК, если третья аминокислота в полипептиде заменилась на аминокислоту Цис? Какое свойство генетического кода определяет возможность существования разных фрагментов мутированной молекулы ДНК? Ответ обоснуйте. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

4. У кукурузы гены окраски семян и формы семян расположены в одной аутосоме (сцеплены). При скрещивании двух растений с коричневыми(А) гладкими(В) семенами и белыми морщинистыми семенами было получено 400 растений с коричневыми морщинистыми семенами и 398 растений с белыми гладкими семенами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских форм и потомства. Обоснуйте результаты скрещивания, укажите какой закон наследственности действует в каждом случае.

Билет 9.

1. Клеточный цикл. Деление клетки. Митоз, его фазы и значение. Мейоз, его фазы и значение.

2. Водоросли. Признаки водорослей как низших растений. Многообразие водорослей. Значение водорослей в природе и для человека.

3. Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь — смысловая, нижняя — транскрибируемая):

5’ − ТААТГАЦЦГЦАТАТАТЦЦАТ −3’

3’ − АТТАЦТГГЦГТАТАТАГГТА −5’

 Ген содержит информативную и неинформативную части для трансляции. Информативная часть гена начинается с триплета, кодирующего аминокислоту Мет. С какого нуклеотида начинается информативная часть гена? Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи. Ответ поясните. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

4. У кур гороховидный гребень (А) доминирует над геном простого гребня (а). По генам черной (В) и белой (в) окраски наблюдается неполное доминирование: особи с генотипом Вв имеют пеструю окраску. Если скрещивать птиц гетерозиготных по обоим парам генов, то какая доля потомков будет иметь: простой гребень; пеструю окраску; простой гребень и пеструю окраску; белую окраску и гороховидный гребень. Ответ запишите в виде дроби и выразите в %.


Билет 12.

1. Онтогенез. Стадии онтогенеза у животных на примере хордовых. Онтогенез у растений.

2. Отделы Хвощевидные и Плауновидные, их характеристика. Значение древних споровых растений в процессе образования каменного угля, условия образования.

3. У дрозофилы в со­ма­ти­че­ских клет­ках 8 хро­мо­сом. Опре­де­ли­те число хро­мо­сом и мо­ле­кул ДНК в клет­ках яич­ни­ков при ово­ге­не­зе в ин­тер­фа­зе перед на­ча­лом де­ле­ния и после де­ле­ния мей­о­за I и после деления мейоза II. Объ­яс­ни­те по­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты на каж­дом этапе.

4. Черную мохнатую крольчиху, гетерозиготную по двум аллелям, скрестили с белым мохнатым кроликом, гетерозиготным по второй аллели. Черный и мохнатый мех – доминантные признаки. Определите генотипы родителей, гаметы, которые они вырабатывают, численное соотношение и расщепление потомства по фенотипу. Какой закон наследования здесь действует?


Билет 10.

1. Половые клетки. Гаметогенез у животных и цветковых растений.

2. Отдел Моховидные. Признаки мхов как высших споровых растений. Цикл развития мха. Значение мхов.

3. У круп­но­го ро­га­то­го скота в со­ма­ти­че­ских клет­ках 60 хро­мо­сом. Опре­де­ли­те число хро­мо­сом и мо­ле­кул ДНК в клет­ках яич­ни­ков при ово­ге­не­зе в метафазу мейоза I, после де­ле­ния мей­о­за I и в метафазу мейоза II. Объ­яс­ни­те по­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты на каж­дом этапе.

4. У дрозофил в норме серое тело и нормальные крылья. Черное тело и редуцированные крылья – рецессивные мутации. Скрестили самку с черным телом и редуцированными крыльями с самцом у которого серое тело и нормальные крылья. В потомстве получили 47 особей с нормальными крыльями и серым телом и 53 особи с черным телом и редуцированными крыльями. При реципрокном скрещивании (самка имела серое тело и нормальные крылья, а самец – черное тело и редуцированные крылья) было получено 43 потомка, имевших серое тело и нормальные крылья; 7 – черное тело и нормальные крылья; 8 серое тело, редуцированные крылья и 42 – черное тело, редуцированные крылья. Составьте схему скрещивания. Укажите генотипы и фенотипы всех родителей и потомков. Объясните, почему было получено такое расщепление.


Билет 11.

1. Размножение организмов. Половое и бесполое размножение, их характеристика и значение. Оплодотворение, виды оплодотворения.

2. Отдел Папоротниковидные. Признаки папоротников как высших споровых растений. Цикл развития папоротника. Значение папоротников.

3. Хро­мо­сом­ный набор со­ма­ти­че­ских кле­ток пше­ни­цы равен 28. Опре­де­ли­те хро­мо­сом­ный набор и число мо­ле­кул ДНК в одной из кле­ток се­мя­за­чат­ка перед на­ча­лом мей­о­за, в ана­фа­зе мей­о­за I и в ана­фа­зе мей­о­за II. Объ­яс­ни­те, какие про­цес­сы про­ис­хо­дят в эти пе­ри­о­ды и как они вли­я­ют на из­ме­не­ние числа ДНК и хро­мо­сом.

4. У дрозофилы серая окраска тела и нормальные крылья - доминантные признаки. При скрещивании самки дрозофилы с серым телом и нормальными крыльями и самца с чёрным телом и редуцированными крыльями получено потомство: 42% особей с серым телом и нормальными крыльями, 8% особей с серым телом и редуцированными крыльями, 42% особей с чёрным телом и редуцированными крыльями и 8% особей с чёрным телом и нормальными крыльями. Во втором скрещивании самки дрозофилы с чёрным телом и редуцированными крыльями и самца с серым телом и нормальными крыльями получено потомство: 50% особей с серым телом и нормальными крыльями и 50% особей с чёрным телом и редуцированными крыльями. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Определите расстояние между генами.


Билет 13.

1. Изменчивость. Виды изменчивости, их характеристика и значение.

2. Отдел Голосеменные. Признаки голосеменных как высших семенных растений. Цикл развития на примере сосны.

3. Хро­мо­сом­ный набор со­ма­ти­че­ских кле­ток кар­то­фе­ля равен 48. Опре­де­ли­те хро­мо­сом­ный набор и число мо­ле­кул ДНК в клет­ках при мей­о­зе в про­фа­зе мей­о­за I, метафазе мейоза I и анафазе мей­о­за II. Объ­яс­ни­те все по­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты.

4. Темноволосая голубоглазая женщина, дигомозиготная, вступила в брак с темноволосым голубоглазым мужчиной, гетерозиготным по первой аллели. Темный цвет волос и карие глаза – доминантные признаки. Определите генотипы родителей, типы гамет и вероятные генотипы детей и их фенотипы.


Билет 14.

1. Генетика как наука. Основные законы генетики. Наследственность. Методы изучения генетики человека, наследственные болезни человека

2. Отдел Покрытосеменные. Признаки покрытосеменных, как высших семенных растений. Цикл развития цветкового растения.

3. В процессе гликолиза образовалось 84 молекулы пировиноградной кислоты. Какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образуется при её полном окислении? Объясните полученные результаты.

4. У томата гены, обуславливающие высокий рост растения (А) и круглую форму плода (В), сцеплены и локализованы в одной хромосоме, а гены обуславливающие низкий рост и грушевидную форму – в другой аутосоме. Скрестили гетерозиготное растение томата, имеющее высокий рост и круглую форму плода, с низким грушевидным томатом. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, гаметы, образующиеся при мейозе, если перекреста хромосом не было.


Билет 15.

1. Селекция как наука. Основные методы селекции. Особености селекции растений, животных и микроорганизмов. Достижения селекции.

2. Классификация цветковых растений. Признаки классов Однодольные и Двудольные, семейства этих классов.

3. В про­цес­се кислородного этапа катаболизма об­ра­зо­ва­лось 972 мо­ле­ку­лы АТФ. Определите, какое ко­ли­че­ство мо­ле­кул глю­ко­зы под­верг­лось рас­щеп­ле­нию и сколь­ко мо­ле­кул АТФ об­ра­зо­ва­лось в ре­зуль­та­те гли­ко­ли­за и пол­но­го окисления? Ответ поясните.

4. При скрещивании растения томата с гладкими плодами и необлиственными соцветиями с растениями, имеющими ребристый плод и облиственные соцветия, потомство оказалось с гладкими плодами и необлиственными соцветиями. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 получены растения с гладкими плодами и необлиственными соцветиями и ребристыми плодами и облиственными соцветиями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков из F1 и F2. Какие законы наследственности


  1. Принципы охраны природы: профилактика, комплексность, повсеместность, территориальная дифференцирование, сочетание технических средств защиты с самосохранением природных систем.

  2. Заповедники и его назначение. Основные формы охраняемых территорий.

  3. Природно-заповедный фонд Российской Федерации. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных.

  4. Международное сотрудничество. Принципы сотрудничества. Международные организации. Конференции и соглашения.

  5. Редкие растения и животные нашего региона.

  6. Международные организации по охране природы;

  7. Экологическая стандартизация и экспертиза. Экологический риск. Экологический менеджмент

  8. Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды.



Критерии оценивания устного ответа по дифференцированному зачету.

     Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

    Оценка 4 ставится, если ответ ученика, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

    Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется, если требуются преобразования некоторых формул. Ученик может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов.

    Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3


Критерии оценивания расчетной задачи.

Решение каждой задачи оценивается, исходя из критериев, приведенных в таблице

Качество решения

Оценка

Правильное решение задачи:

5

получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях;

отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины;

задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины.

4

Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями)

Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.

3

Грубые ошибки в исходных уравнениях.

2

Критерии оценки качественной задачи

Качество решения

Оценка

Представлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок

5

Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование не является достаточным или в нём допущена ошибка. ИЛИ Представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован

4

Ответ на вопрос неверен, независимо от того, что рассуждения правильны

3

Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос,

ИЛИ

Ответ на вопрос неверен, рассуждения неверны или отсутствуют

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!