Формы воспитательной работы
Подготовила:
Учитель начальных классов
I квалификационной категории
Волкова Дарья Сергеевна
Люберцы 2017
Форма воспитательной работы — это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса.
ФУНКЦИИ:
- Организаторская
- Регулирующая
- Информативная
ОГРАНИЗАТОРСКАЯ
Любая форма воспитательной работы предполагает
решение организаторской задачи.
В роли организатора может выступать
как педагог, так и учащиеся.
Организация дела отражает
определенную логику действий,
взаимодействия участников.
Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами.
РЕГУЛИРУЮЩАЯ
Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися.
Различные формы по-разному влияют на процесс
сплочения группы обучающихся.
Благодаря формам, где заранее закладывается
необходимость взаимодействия, происходит
формирование норм социальных
отношений.
ИНФОРМАТИВНАЯ
Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся
той или иной суммы знаний, но и
актуализацию имеющихся у них
знаний, обращение к их опыту.
ФОРМЫ:
- Индивидуальные
- Групповые
- Массовые
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
Беседы, занятия, консультации, проводимые с одним ребёнком.
ГРУППОВЫЕ
Несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте с педагогом и друг с другом.
МАССОВЫЕ:
Несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слёты, шествия и т.п.
ТИПЫ ФОРМ:
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКИЕ
Основным средством воздействия является рациональное слово, убеждение словом, которое
может быть окрашено
эмоцией и вызывать эмоции
детей. (Беседы, классные
дискуссии, собрания,
конференции, лекции и пр.)
Главное здесь — обмен
информацией, сообщения
учеников, учителей и других
взрослых, обсуждение проблем .
ОБРАЗНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
Объединяют в себе такие дела воспитанников, где главным средством воздействия являются совместные переживания, преимущественно социально-нравственные, эстетические.
Главное здесь — вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, митингах и в аналогичных ситуациях.
ТРУДОВЫЕ
Положительно воздействует на
воспитанников
совместная работа, шире — различная
деятельность, любой труд, в том числе общественно полезная деятельность.
Это разные виды работ в школе: от ежедневной
уборки до ремонта школы, разбивки и устройства
сада, парка, организации фермы, школьного
кооператива, типографии, информационного центра.
ИГРОВЫЕ
Образуют такой тип воспитательного воздействия, в котором главным является игра, совместный отдых, содержательное развлечение. Это могут быть спортивные игры, познавательные, соревновательные,
конкурсные. Все они, равно
как и вышеназванные типы
форм воспитательной работы,
нередко совмещают указанные
средства воздействия: слово,
образ, глубокие эмоции,
работу.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
В этом типе главным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации.
Алгоритм организации воспитательной работы
- определение темы, задач, формы мероприятия
- предварительный сбор материала (при необходимости)
- Планирование (определение содержания и последовательности работы)
- подготовка участников (например предварительная беседа, подготовка стенда)
- проведение работы — обратить внимание на композицию, оформление помещения, роль гостей, окончание
- анализ и самоанализ педагога
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!