СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы работы учителя на уроке русского языка по выработке у учащихся культуры речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Несомненно, вопросы культуры речи отражены в школьных программах и учебниках. На уроках учащиеся знакомятся с речевыми нормами, изучают правила. В усвоении норм грамматики огромна роль образцовой художественной литературы. Но, к сожалению, чаще слышишь звонит, а не звонит, заняла, а не заняла. Современному школьнику иногда литературная речь кажется скучной, непонятной. Учащиеся часто злоупотребляют жаргонной лексикой. Снижается уровень бытового повседневного общения. Выпускники сталкиваются с определёнными трудностями при выполнении заданий ЕГЭ, касающихся норм литературного языка.Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Несомненно, вопросы культуры речи отражены в школьных программах и учебниках. На уроках учащиеся знакомятся с речевыми нормами, изучают правила. В усвоении норм грамматики огромна роль образцовой художественной литературы. Но, к сожалению, чаще слышишь звонит, а не звонит, заняла, а не заняла. Современному школьнику иногда литературная речь кажется скучной, непонятной. Учащиеся часто злоупотребляют жаргонной лексикой. Снижается уровень бытового повседневного общения. Выпускники сталкиваются с определёнными трудностями при выполнении заданий ЕГЭ, касающихся норм литературного языка.Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Несомненно, вопросы культуры речи отражены в школьных программах и учебниках. На уроках учащиеся знакомятся с речевыми нормами, изучают правила. В усвоении норм грамматики огромна роль образцовой художественной литературы. Но, к сожалению, чаще слышишь звонит, а не звонит, заняла, а не заняла. Современному школьнику иногда литературная речь кажется скучной, непонятной. Учащиеся часто злоупотребляют жаргонной лексикой. Снижается уровень бытового повседневного общения. Выпускники сталкиваются с определёнными трудностями при выполнении заданий ЕГЭ, касающихся норм литературного языка.Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Несомненно, вопросы культуры речи отражены в школьных программах и учебниках. На уроках учащиеся знакомятся с речевыми нормами, изучают правила. В усвоении норм грамматики огромна роль образцовой художественной литературы. Но, к сожалению, чаще слышишь звонит, а не звонит, заняла, а не заняла. Современному школьнику иногда литературная речь кажется скучной, непонятной. Учащиеся часто злоупотребляют жаргонной лексикой. Снижается уровень бытового повседневного общения. Выпускники сталкиваются с определёнными трудностями при выполнении заданий ЕГЭ, касающихся норм литературного языка.Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Несомненно, вопросы культуры речи отражены в школьных программах и учебниках. На уроках учащиеся знакомятся с речевыми нормами, изучают правила. В усвоении норм грамматики огромна роль образцовой художественной литературы. Но, к сожалению, чаще слышишь звонит, а не звонит, заняла, а не заняла. Современному школьнику иногда литературная речь кажется скучной, непонятной. Учащиеся часто злоупотребляют жаргонной лексикой. Снижается уровень бытового повседневного общения. Выпускники сталкиваются с определёнными трудностями при выполнении заданий ЕГЭ, касающихся норм литературного языка.Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Несомненно, вопросы культуры речи отражены в школьных программах и учебниках. На уроках учащиеся знакомятся с речевыми нормами, изучают правила. В усвоении норм грамматики огромна роль образцовой художественной литературы. Но, к сожалению, чаще слышишь звонит, а не звонит, заняла, а не заняла. Современному школьнику иногда литературная речь кажется скучной, непонятной. Учащиеся часто злоупотребляют жаргонной лексикой. Снижается уровень бытового повседневного общения. Выпускники сталкиваются с определёнными трудностями при выполнении заданий ЕГЭ, касающихся норм литературного языка.Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Несомненно, вопросы культуры речи отражены в школьных программах и учебниках. На уроках учащиеся знакомятся с речевыми нормами, изучают правила. В усвоении норм грамматики огромна роль образцовой художественной литературы. Но, к сожалению, чаще слышишь звонит, а не звонит, заняла, а не заняла. Современному школьнику иногда литературная речь кажется скучной, непонятной. Учащиеся часто злоупотребляют жаргонной лексикой. Снижается уровень бытового повседневного общения. Выпускники сталкиваются с определёнными трудностями при выполнении заданий ЕГЭ, касающихся норм литературного языка.Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Несомненно, вопросы культуры речи отражены в школьных программах и учебниках. На уроках учащиеся знакомятся с речевыми нормами, изучают правила. В усвоении норм грамматики огромна роль образцовой художественной литературы. Но, к сожалению, чаще слышишь звонит, а не звонит, заняла, а не заняла. Современному школьнику иногда литературная речь кажется скучной, непонятной. Учащиеся часто злоупотребляют жаргонной лексикой. Снижается уровень бытового повседневного общения. Выпускники сталкиваются с определёнными трудностями при выполнении заданий ЕГЭ, касающихся норм литературного языка.Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Несомненно, вопросы культуры речи отражены в школьных программах и учебниках. На уроках учащиеся знакомятся с речевыми нормами, изучают правила. В усвоении норм грамматики огромна роль образцовой художественной литературы. Но, к сожалению, чаще слышишь звонит, а не звонит, заняла, а не заняла. Современному школьнику иногда литературная речь кажется скучной, непонятной. Учащиеся часто злоупотребляют жаргонной лексикой. Снижается уровень бытового повседневного общения. Выпускники сталкиваются с определёнными трудностями при выполнении заданий ЕГЭ, касающихся норм литературного языка.Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Несомненно, вопросы культуры речи отражены в школьных программах и учебниках. На уроках учащиеся знакомятся с речевыми нормами, изучают правила. В усвоении норм грамматики огромна роль образцовой художественной литературы. Но, к сожалению, чаще слышишь звонит, а не звонит, заняла, а не заняла. Современному школьнику иногда литературная речь кажется скучной, непонятной. Учащиеся часто злоупотребляют жаргонной лексикой. Снижается уровень бытового повседневного общения. Выпускники сталкиваются с определёнными трудностями при выполнении заданий ЕГЭ, касающихся норм литературного языка.

Просмотр содержимого документа
«Формы работы учителя на уроке русского языка по выработке у учащихся культуры речи»

Формы работы учителя на уроке русского языка по выработке у учащихся культуры речи

Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Несомненно, вопросы культуры речи отражены в школьных программах и учебниках. На уроках учащиеся знакомятся с речевыми нормами, изучают правила. В усвоении норм грамматики огромна роль образцовой художественной литературы. Но, к сожалению, чаще слышишь звонит, а не звонит, заняла, а не заняла. Современному школьнику иногда литературная речь кажется скучной, непонятной. Учащиеся часто злоупотребляют жаргонной лексикой. Снижается уровень бытового повседневного общения. Выпускники сталкиваются с определёнными трудностями при выполнении заданий ЕГЭ, касающихся норм литературного языка.

Почему в речи детей распространены разного рода нарушения языковых норм? Мы живём в небольшом селе, где культуре речи особо не уделяют внимания. У нас не слишком много мест, где можно слышать красивую, грамотную речь. Далеко не все дети посещают детский сад, большинство воспитываются в семьях, слыша речь, далёкую от нормы, да ещё с примесью ненормативной лексики. Такую же речь слышат на улице от окружающих. Большую роль играет снижение уровня читательской культуры, а отсюда и снижение уровня словарного запаса. Отсутствие потребности в чтении. Поэтому в сельской школе особенно актуальна проблема культуры речи. И учителю определена в этом плане особая роль.

Каждый учитель русского языка и литературы подходит к этой проблеме по-своему. На уроках больше внимания приходиться уделять формированию письменной речи, меньше устной: правильному произношению, выразительному чтению предложений, то есть умению слышать речь. А именно это умение может сделать работу по формированию речевой культуры эффективной. Конечно, необходима единая система работы над устной и письменной речью, особенно при изучении синтаксиса и пунктуации. Учащиеся лучше усваивают эти важнейшие разделы курса русского языка, когда знакомство с материалом и его закрепление происходит на основе наблюдений над интонацией. Учитель должен не просто периодически поправлять звуки, слова, но и учить выразительному чтению, работая над звуками и сочетаниями звуков, над словесным и логическим ударениями, интонацией. Как это сделать на практике? Помогают такие упражнения как выразительное чтение текста, с соблюдением акцентологических норм. Сначала учащиеся читают текст с выделенными местами в слове, там, где можно допустить ошибку в произношении, затем текст без выделения. (ЗнАхАрка взяла зУбчАтый кУхонный нож, накрошила в кастрюлю свЁклы, щавелЯ и вяленой кАмбалЫ, добавила кедрОвых орешков и щепОть соли, налилА воды и поставила кастрюльку на огонь.). Текст составляется с теми словами, произношение которых нужно запомнить. Выполняя такие упражнения постоянно, учащиеся начинают говорить эти слова правильно. Конечно, здесь играет роль и простое механическое запоминание.

Готовя выпускников к написанию сочинения необходимо знать, видеть и уметь исправлять все виды ошибок (речевые, грамматические, стилистические и т.д.). Предлагаю такие упражнения «Исправь стилистическую ошибку», «Исправь речевую ошибку». Часто это бывает сделать очень сложно, но результат стоит того.

Хорошо, если у учителя есть возможность продолжать работу по формированию культуры речи и через внеурочную деятельность. В этом помогают элективные курсы. На занятиях этого курса учащиеся 9 класса выполняют проектную работу «Уровень культуры речи учащихся МБОУ Еланской СОШ» (составляют словарь жаргонизмов учащихся, словарь слов-сорняков, создают социальную рекламу «Мы за культуру речи», творческий отчёт «Культура речи и этикет». Практикую и работу с наглядным материалом (реклама, газеты, журналы, объявления). Старшеклассники разыскивают в средствах массовой информации различного рода ошибки. Собираю интересные для анализа предложения из письменных работ учащихся, которые потом редактируем.

Одним из эффективных методов формирования речевой культуры учащихся среднего звена считаю применение игровых ситуаций. Известный педагог Е.Н. Ильин говорил: «Соедините духовность и игру, а проще - учёбу и интерес, вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу». В 5,6 классах помогают запомнить ударение в словах мнемонические стихи:

Мы все верно говорим, мы не звоним, а звоним.
Ты все верно говоришь, ты не звонишь, а звонишь.

Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!

 

Учащимся 5 класса нравится создавать рисунки-подсказки к словам из орфоэпического словарика. Это не только способствует усвоению акцентологических норм, но и развивает воображение, зрительную память. Перед уроком пятиклассники любят участвовать в «орфоэпических боях» (один читает слова, все остальные проверяют произношение, поправляют). Верное употребление глаголов одеть-надеть помогает усвоить выражение: «Одеть Надежду, надеть одежду». А вот усвоить «длину» «носков» и «чулок» поможет следующая запоминалка:

Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.

Во всех классах стараюсь проводить орфоэпические диктанты. Достаточно бывает 2-3 слов, но на каждом уроке. Даю учащимся задание самостоятельно приготовить упражнение для лингвистической разминки. Такое задание ребят активизирует, появляется необходимость работать с дополнительной литературой.

На уроках риторики в 5 и 6 классах большое внимание уделяю ораторскому мастерству, созданию собственных письменных высказываний, публичное выступление, что тоже формирует навыки литературного произношения. Здесь особое место занимает работа над правильностью речи, её соответствие языковым нормам.

Несомненно, разнообразные формы работы на уроках русского языка и во внеурочной деятельности помогают формировать коммуникативную компетентность, что создаёт условия для развития личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Соответственно речь учителя должна быть образцовой с точки зрения соблюдения в ней норм литературного языка.

Русский язык является основой национальной культуры и важнейшим средством приобщения к её разнообразным богатствам. Отражением духовно-нравственных качеств личности является взгляд на родной язык, наше отношение к нему. И главная задача учителя привить ученику любовь к слову.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!