Формы работы с одаренными детьми в ДШИ. Из опыта работы

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для преподавателей ДШИ

Просмотр содержимого документа
«Формы работы с одаренными детьми в ДШИ. Из опыта работы»

Формы работы с одаренными детьми в ДШИ. Из опыта работы

Пшеничникова В.Д., преподаватель

ДШИ-1 им.Г.В.Свиридова г.Курска


Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит потенциал страны. Соответственно общество нуждается в школе, которая может подготовить человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма. Таким требованиям в большей степени отвечает система дополнительного образования в детских школах искусств.

Я работаю преподавателем в ДШИ на отделении изобразительного искусства. Изначально к нам поступают одарённые в области изобразительного искусства дети. Кто-то одарён от природы более, кто-то - менее. Система обучения у нас строится на развитии творческих способностей детей. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения.

Педагоги нашей школы стремятся создать атмосферу, способствующую развитию ребенка. Стиль общения с детьми неназидательный, доброжелательный, используем методы мотивации и стимуляции, меньше критики, больше поощрений.

Для обучающихся на отделении изобразительного искусства большинство заданий – это создание авторских, собственных композиций на определенную тему. Учащиеся актуализируют имеющиеся знания, применяя их в практической творческой работе. Занятия действительно являются развивающими. Я своих учеников называю «композиторами», ведь они сочиняют каждый раз новое произведение. Это нелегкая задача, и требует активной мыслительной деятельности.

Легче всего было бы, если бы ученик повторял за педагогом, пытался бы рисовать как педагог, по его примеру. Так можно оттачивать умения. Конечно, развитие способностей, учебных умений происходит в этом случае. Но мы должны решать задачи развития креативного мышления у детей, развития интеллекта, воспитывать личность, которая мыслит неординарно.

Групповые занятия, когда вокруг тебя все что-то созидают, способствуют формированию желания у обучающегося создавать, сочинять, «творить», на уроках царит атмосфера творчества.

В школе искусств есть творческие задания для учащихся, проекты, на выполнение которых отводится большое количество времени, требуется самостоятельный выбор сюжета, изучение исторического справочного материала, выбор техники исполнения. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, в том числе из интернета; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения.

Выявление и поддержка одарённых детей происходит с помощью конкурсной и выставочной деятельности. Учащиеся собирают портфолио из своих достижений, об успехах в данной области искусства становится известно в их общеобразовательной школе. Участие одаренных детей в конкурсах и олимпиадах помогает педагогу показать родителям значимость выбранного дополнительного образования, перспективы развития их ребенка, способствует ранней профессиональной ориентации. Именно конкурсы позволяют ученику познать и проявить себя, дают возможность самоутвердиться. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности.

Педагоги в школах искусств осуществляют личностно-ориентированное обучение, учитывают индивидуальные способности и уровень развития детей. Поэтому учебные и домашние задания имеют дифференцированный характер, разноуровневый. Дифференцированное обучение - это наиболее востребованная технология в работе с одаренными учащимися, потому что ориентирована на уникальность личности ученика.

Отдельным направлением деятельности по сопровождению одаренных детей является индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Это один из наиболее эффективных методов взаимодействия педагога с одаренным ребенком. ИОМ – это целенаправленно про­ектируемая дифференцированная образовательная программа, это учет образовательных запросов, склонностей, личных и предпрофессиональных интересов, способностей и познавательных возможностей учащихся.

Осуществлять обучение по индивидуальному маршруту конечно легче на индивидуальных занятиях или занятиях в малых группах по интересам. Школа искусств предоставляет такую возможность, есть предмет по выбору, дополнительный учебный предмет, который не входит в обязательную программу. Это форма организации учебных занятий, направленная на расширение и углубление знаний учащихся по отдельным учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности. На таких занятиях реализуется потребность личности в поиске, познании, творчестве - это формирует устойчивую познавательную мотивацию к дальнейшему развитию. Дополнительное время также необходимо для подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

Таким образом, в школах искусств созданы благоприятные условия для поддержки, развития и сопровождения одарённых детей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей