2 | Самоопределение | Словесные (беседа) | Ребята, посмотрите на экран, что вы видите? (слайд 1) А что необычного вы здесь заметили? Верно, обратите внимание, что люди создают вещи по форме природы, например: ковш похож на птицу и т.д. Как вы думаете, с чем будет связана тема урока? Тема урока: Формы природы в бытовых вещах (слайд 2) | Картинки Картинки связаны между собой, ковш похож на птиц и т.д. Предполагают | Фронтальная | Контроль |
3 | ОНЗ | Словесные (беседа) Наглядные (презентация) | Ребята, мы с вами заметили, что люди создают предметы по образу природы. «Наблюдения за животными и растениями помогают мастерам создавать удивительные вещи. Посмотрите на эти чудо-сосуды в виде птиц (слайд 3) В старину подобные серебряные ковши назывались скопкари (от названия птицы скопы) 4 слайд. Они украшались тонким искусным узором, в который могли включаться и особые надписи – пожелания здоровья и богатства». – В чём необычность этой посуды? Почему в учебнике она даже названа «чудо-посудой»? – Все сосуды выполнены в виде каких-нибудь природных объектов, животных или растений – птицы, кошки кукурузного початка, раковин. – Как, по-вашему, для чего такая необычность? – Думается, что не только для красоты. К тому же следует вспомнить, что издавна человек отдавал предпочтение простым формам, считал их наиболее целесообразными и умел делать весьма выразительными. Однако мы уже знаем, что многие вещи, которыми люди пользовались, должны были иметь особую защитную силу (вспомните про глиняные игрушки, весеннее праздничное печенье). Они были оберегами. Для этого им придавалась особая форма, использовались специальные знаки в украшении. Многие такие вещи делались в виде фигурок животных. Почему? Да потому, что их образы связывались с земными и небесными силами, защищавшими человека. Помните, во втором классе мы говорили об этом? Посмотрите, какие из образов, используемых для этой посуды, вам уже знакомы? – Птица – предвестница весны и тепла. – Поскольку сам обряд принятия пищи считался весьма важным и священным, посуда на столе не могла быть любой. Далее учитель предлагает ученикам рассмотреть в учебнике образцы изделий, выполненных в виде животных или растений, и ответить на вопрос: – Красиво ли было вылепить такой сосуд или другой бытовой предмет в виде «настоящего» животного, чтобы как можно больше этот сосуд походил на животное? – Нет, когда животное превращается в сосуд, его вид (этого животного) очень сильно изменяется. Во всех случаях действовало строгое правило художника: никогда не подделывать посуду под изображение «настоящего» животного. – Рассмотрите образцы (слайд и скажите, как (какими средствами) мастерам удаётся избежать такой подделки. – Во-первых, изменяется общая форма животного или растения, его очертания упрощаются и становятся очертаниями вещи. Во-вторых, в соответствии с общей формой и новым назначением отдельные части тела становятся деталями вещи, например сосуда: хвост, или плавник, или шея превращаются в ручки кувшина, соусника или ковша. В-третьих, натуральные особенности поверхности животного – пёрышки, чешуйки, жабры и пр. – превращаются в детали условного узора на поверхности сосуда: ритмично расположенные дуги, точки, линии, цветы и пр. В-четвёртых, вместо натурального появляется условный цвет в раскраске поверхности. – Заметьте также, что мастер, изготавливавший такую посуду, был очень наблюдательным и хорошо знал особенности формы того животного или растения, которое он «превращал» в вещь. Сделай рядом с каждым сосудом соответствующую подпись». А чтобы узнать, что мы сегодня слепим, вам нужно немного поработать с воображением, посмотрите на доску, что бы мы могли слепить, похожее на цветок вьюнок? (слайд 6) Мы с вами будем лепить подсвечник (слайд 7) | – Для красоты. | Фронтальная | Контроль |