Формы правления Цели урока: Продолжение знакомства учащихся с политической сферой общества, выявление особенностей форм государственного правления, знакомство с одной из форм государственного правления – монархией.
Задачи:
Понять, что такое форма правления и как государства различаются по форме правления;
Узнать, что такое монархия;
Научиться различать виды и подвиды монархии;
Разобрать перспективы монархической формы правления.
Основные понятия: форма правления, монархия, абсолютная монархия, тирания, деспотия, ограниченная монархия, конституционная монархия, парламентская монархия, дуалистическая монархия.
Оборудование урока: учебник А. И. Кравченко «Обществознание. 8-9 класс», приложения.
Литература: А. Ф. Никитин «Право и политика», В. Н. Хропанюк «Теория государства и права»
Ход урока Изучение новой тем
Тренинг. Участники групп встают парами лицом друг к другу. Надо стоять на одной ноге, не сходя с места.
Вопросы: Вы себя комфортно чувствуете? Что нужно сделать, чтобы стоять было легче? Как нужно работать в группе?
Учебная мотивация. На слайде два высказывания:
«Широко кругом простирается небо вдали,
Но нету под небом ни пяди нецарской земли.
На всем берегу, что кругом омывают моря,-
Повсюду на этой земле только слуги царя».
(Из древнекитайской «Книги песен»).
«Торжественно клянусь, что буду честно исполнять обязанности Президента США и, по мере своих сил, буду охранять, оберегать и защищать Конституцию США».
(Из присяги Дж.Вашингтона).
Вопросы :
О чем идет речь в отрывках?
В чем отличие отрывков?
Поясните, почему президент обязуется защищать Конституцию?
3. Объявление темы урока: Формы правления
4. Метод «Ожидания». Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Возможные варианты ответов (записываются на доске):
Что такое форма правления?
Какие бывают формы правления?
Чем они отличаются друг от друга? И другие.
5. Объявление плана урока и целеполагание..
План урока.
Что такое форма правления?
Основные признаки демократии.
Монархия и республика.
Здесь обязательно нужно обратить внимание детей, что наши цели полностью или частично совпадают.
6. Вводное слово учителя по схеме .
Учитель: Основой типологии всех форм правления типология древнегреческого ученого Аристотеля. Он выделял три основных вида: монархию-власть одного, аристократию – власть меньшинства, демократию –власть большинства– и три их извращенных формы: тиранию, олигархию, охлократию .
7. Работа в группах. Анализ государства с точки зрения формы правления.
Ребята в конце работы отвечают на вопрос «Кто правил?».
Учитель:
8. Работа с учебником: группы должны выписать из учебника признаки демократии . Объявление результатов работы, дополнения групп, проверка .
Учитель: Три правильные формы правления – монархию, аристократию и демократию Аристотель объединял в одну и назвал ее – республикой.
9. Работа с учебником: группы должны дать определение РЕСПУБЛИКИ и доказать, что в республике сочетаются все три формы правления. Объявления результатов, дополнения групп, проверка .
Учитель: Проанализируйте наше государство с точки зрения формы правления. Ответ: Россия –республика, т.к. есть Президент, парламент.
Учитель: Подавляющая часть современных государств являются республиками и могут быть разных видов .
10. Вопросы группам:
Приведите примеры государств с монархической формой правления.
Приведите примеры государств с республиканской формой правления.
Какой республикой на ваш взгляд является Россия? Докажите примерами.
Учитель: В цивилизованных странах предусмотрена такая процедура какимпичмент.
11. Работа с определением в учебнике .
Вопрос: .
Необходима ли такая процедура?
Подведение итогов.
12. Рефлексия: синквейн .
Монархия Республика
-абсолютная, ограниченная - президентская, парламентская
-угнетает, притесняет, ограничивает - гарантирует, защищает,
- монархия сохраняется как традиция разделяет
- царь - республика-самая
распространенная форма
форма правления
- Президент.
13. Объявление оценок. Д/з: п. 4, практикум стр.38.
Вопрос для самостоятельной работы: Когда и в каких странах применялась процедура импичмента?