СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и средства контроля по профориентации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тестовый материал.

Просмотр содержимого документа
«Формы и средства контроля по профориентации.»

Формы и средства контроля

Особенности оценивания деятельности учащихся

Оптимальным вариантом для данного курса было бы полное отсутствие отметок, выставляемых в журнал и дневник учащегося. Трудно представить себе дискуссию на отметку, высказывание собственных мыслей с осознанием их обязательного оценивания. Такие оценки заблокировали бы личностное раскрытие учащихся, их самоисследование и осознание собственной позиции. В ожидании значимой оценки будет осуществляться поиск, подбор информации, которую учитель считает верной, поиск ответа, которого он ждет.

Но если традиции школы все же требуют оценивания деятельности учащегося, то следует найти разумный компромисс. Следует объяснить учащимся, что объектом оценивания является не их мнение по какому либо вопросу, а степень самоопределения в этом вопросе, наличие собственной позиции, ее устойчивость, аргументированность. Не за все сочинения, высказывания, проявления личной позиции следует выставлять отметку. Неоднозначные позиции надо тактично сделать предметом дискуссии.

Причина непроявления, невысказывания позиции может быть в том, что учитель не смог избежать оценивания каких-то позиций или в том, что в предыдущем опыте ученика есть негативные переживания, связанные с его позицией по какому то вопросу.

Оценка в данном курсе – не очень эффективный, но очень опасный инструмент. Поэтому необходима четкая, устойчивая гуманистическая позиция педагога.

Кроссворд»

поможет проверить, насколько хорошо вы разбираетесь в определениях и понятиях. В течение 7-10 минут решите следующий кроссворд и впишите ответы в соответствующие клетки.

(через 10 минут) Давайте подведем итоги. Перед вами ключ:





В




Р















О

Щ

У

Щ

Е

Н

И

Е












О




Ч


Л













Б




Ь


Л













Р






Ю












П

А

М

Я

Т

Ь


З

А

Б

Ы

В

А

Н

И

Е





Ж






И












М

Е

Ч

Т

А



Я













Н



















И















М

Ы

Ш

Л

Е

Н

И

Е












Выставите себе оценку за это задание: если у вас нет ошибок — 10 баллов, 1 ошибка — 8 баллов, 2 ошибки — 6 баллов, 3-4 ошибки — 4 балла, 5 ошибок и более — 2 балла. (Ученики выставляют набранные ими баллы в свои бланки)

Последнее задание называется “Впиши недостающее”. В тексте, который записан в ваших бланках, имеются пропуски, заполните их недостающими по смыслу словами в течение 5 минут. (Дети выполняют задание)

(через 5 минут) Давайте проверим, верно ли вы справились с заданием. По цепочке зачитайте по одному предложению, вставив недостающие слова. (Ученики вслух читают предложения, при необходимости учитель корректирует их) Итак, если в тексте вы не сделали ошибок, поставьте себе 10 баллов, если у вас 1-2 ошибки — 7 баллов, если 3-4 ошибки — 5 баллов, более 5 ошибок — 3 балла, если ни одно из слов не было вставлено верно — ваша оценка 0 баллов.

«Кроссворд».





1.




2.















1.






3.





































































2.







3.































4.






















































5.



















Вопросы по горизонтали:

1. Психический процесс, отражающий отдельные свойства предмета или явления.

2. Способность организма приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию и опыт.

3. Психический процесс, который прежде всего связан с торможением воспроизведения информации.

4. Создание образов желаемого будущего.

5. Высшая ступень познания, процесс опосредованного отражения объективной действительности, устанавливающий связи и отношения между познавательными процессами.

Вопросы по вертикали:

1. Психический процесс, позволяющий отразить предмет в целом.

2. Процесс использования языка в целях общения людей.

3. Искажение отражения реальности, носящее устойчивый характер

Впиши недостающее.

Любой познавательный процесс начинается с таких психических явлений как ____________ и _______________. Примером ____________ можно считать аромат розы, а ___________________ — розу как прекрасный цветок в целом.

В основе такого психического процесса как _______________ лежат три взаимосвязанных процесса: ______________, ________________ и воспроизведение информации. По форму восприятия память можно разделить на __________________ и ___________________. Выделяют _____ этапа формирования следа памяти (запоминания).

Оценка: ______ баллов.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Общее количество баллов: ______+_______+________=________ баллов.

Перевод баллов в отметку:

БАЛЛ

ОТМЕТКА

30-27

5

26-16

4

15-13

3

менее 13

2

ИТОГОВАЯ ОТМЕТКА: _______________

Подпись учителя: ______________________


Инструктивная карточка для выполнения практической работы по теме “Физиологические основы деятельности. Воля, внимание, сознание”.

I. Определение скорости концентрации внимания.

1) цель: научиться определять скорость концентрации внимания.

2) оборудование: рисунок, карандаш, бумага, секундомер.

3) посмотрите на рисунок. В верхнем ряду изображены четыре геометрические фигуры, внутри которых проставлены определенные числа. Ниже расположены в случайном порядке те же фигуры, но без чисел. Ваша задача — как можно быстрее вписать числа в фигуры так, как это сделано в образце. Учтите, что вписать числа необходимо во все фигуры подряд, а не вразбивку. Время выполнения задания фиксируется.

4) проведите эксперимент;

2 5 8 1








5) теперь подведите итоги. Сколько составило время выполнения задания. Если вы справились с заданием быстрее, чем за 30 сек., это отличный результат, за 30-35 сек. — хороший, за 36-40 сек. — средний. Если на выполнение задания ушло более 40 сек., то это низкий результат.

Практическая работа: «Оценка распределения и объема внимания».

1) цель: научиться определять способность к распределению внимания и оценивать объем внимания.

2) оборудование: таблицы, карандаш, бумага.

3) в таблице размещены числа от 1 до 40. Зафиксируйте время работы и найдите пропущенные числа, записав их на отдельном листе:

14

5

31

27

37

40

34

23

1

20

19

16

32

13

33

30

6

8

25

9

12

26

36

28

39

4) после выполнения задания внимательно проверьте себя, но без учета времени. За каждую ошибку (пропущенное число) определен штраф в 20 сек. Это время прибавляется к уже затраченному.

5) ели в итоге у вас получилось менее 3 минут, то это высокий результат.

6) С помощью следующей таблицы можно определить объем внимания. В таблице в случайном порядке приведены числа от 101 до 136. Вам предстоит найти цифры в порядке возрастания — 101,102,103 и т.д. до 136. Заметьте время начала работы и приступайте, отмечая точкой каждое найденное число. Зафиксируйте время в секундах.

7) определите объем вашего внимания по формуле: В=648/t, где В - объем внимания, t - время в секундах. Если В более 6, то это высокий результат, 4-6 — средний, 4 — низкий.

8) сделайте выводы о распределении и объеме внимания.

III. Выявление закономерностей выработки любого навыка путем моделирования (выработка навыка зеркального письма)

1) цель: оценить скорость выработки навыка путем моделирования.

2) оборудование лист бумаги, карандаш, зеркало.

3) попробуйте написать свои фамилию, имя и отчество, не смотря на бумагу, а наблюдая за движениями карандаша в зеркале.

4) оцените, через какой промежуток времени, запись получилась аккуратной и четкой.

5) сделайте вывод о скорости выработки навыка.


Инструктивная карточка для выполнения практической

работы по теме

Типы высшей нервной деятельности”.

I. Проведение теста “Художник или мыслитель”

1) цель: научиться тестировать доминантное полушарие и тип ВНД, связанный с преобладанием одной из сигнальных систем в оценке явлений действительности.

2) вам предлагается оценить 10 утверждений, пользуясь 11-балльной шкалой, на соответствие своим собственным представлениям о себе. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию — 10 баллов:

а) У меня преобладает хорошее настроение.

б) Я помню то, чему учился несколько лет назад.

в) Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.

г) Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.

д) Я считаю: эмоции в разговоре мешают.

е) Мне трудно дается алгебра.

ж) Я легко запоминаю незнакомые лица.

з) В группе приятелей я первым начинаю разговор.

и) Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

к) У меня преобладает плохое настроение.

3) подведите итоги: подсчитайте отдельно сумму баллов за вопросы 1,2,5,8,9 (ЛП — левополушарные ответы) и вопросы 3,4,6,7,10 (ПП — правополушарные ответы)

4) если ЛППП на 5 баллов и более — преобладание мыслительного типа ВНД; если ЛП

5) сделайте вывод о вашем доминантном полушарии и соответственном типе ВНД, сопоставьте тип ВНД и свои профессиональные предпочтения.

Практическая работа: «Определение направленности профессиональных интересов».

1) цель: оценить собственную направленность профессиональных интересов.

2) внимательно прочитайте приведенные ниже предложения. Подумайте, прежде чем ответить на каждый вопрос, и дайте по возможности более точный ответ. Если вы не раз убеждались, что вам ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ то, о чем написано, то поставьте против этого пункта два плюса “++”. Если ПРОСТИ НРАВИТСЯ, — ставьте один плюс “+”. Если сомневаетесь, ставьте 0. Если предложенное дело ПРОСТО НЕ НРАВИТСЯ, ставьте “-”, если ОЧЕНЬ НЕ НРАВИТСЯ — поставьте себе 2 минуса “- -”.

ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ, ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ?..

1. Уроки по физике.

2. Уроки по математике.

3. Уроки по химии.

4. Читать книги и статьи по астрономии.

5. Читать об опытах и животных.

6. Читать о жизни и работе врачей.

7. Читать о сельском хозяйстве, о растениях и животных.

8. Читать о лесе.

9. Читать произведения классиков мировой литературы.

10. Читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть телевизор.

11. Уроки истории.

12. Посещать театры, музеи, художественные выставки.

13. Читать литературу о геологических экспедициях.

14. Читать о различных странах, их экономике, государственном устройстве.

15. Организовывать товарищей на выполнение общественной работы и руководить ими.

16. Читать о работе милиции.

17. Читать о морских летчиках.

18. Читать о работе воспитателя.

19. Знакомиться с устройством и работой станков.

20. Готовить обеды.

21. Читать о строителях.

22. Заботиться о красоте помещения, в котором вы учитесь, живете, работаете.

23. Читать о достижениях техники.

24. Знакомиться с устройством бытовых электро- и радиоприборов.

25. Читать научно-популярную литературу об открытиях в физике.

26. Читать научно-популярную литературу о математике.

27. Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио- и телепередач и т.д.).

28. Смотреть телепередачи о космонавтах.

29. Изучать биологию.

30. Интересоваться причинами и способами лечения болезней.

31. Изучать ботанику.

32. Проводить время в лесу.

33. Читать литературно-критические статьи.

34. Активно участвовать в общественной жизни.

35. Читать книги об исторических событиях.

36. Слушать симфоническую музыку.

37. Узнавать об открытиях новых месторождений полезных ископаемых.

38. Узнавать о географических открытиях.

39. Обсуждать текущие дела и события.

40. Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших.

41. Путешествовать по стране.

42. Давать объяснение товарищам, как решить трудную задачу, правильно написать предложение и др.

43. Знакомиться с различными инструментами.

44. Уроки домоводства.

45. Узнавать о новых достижениях в области строительства.

46. Посещать фабрики.

47. Знакомиться с устройством механизмов, машин.

48. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области радиотехники.

49. Разбираться в теории физических явлений.

50. Решать сложные математические задачи.

51. Ставить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.

52. Наблюдать за небесными светилами.

53. Вести наблюдения за растениями.

54. Делать перевязки, оказывать первую помощь при ушибах и т. д.

55. Выращивать животных и ухаживать за ними.

56. Собирать гербарий.

57. Писать рассказы и стихи.

58. Наблюдать за поведением и жизнью людей.

59. Принимать участие в работе исторического кружка, разыскивать материалы, свидетельствующие о событиях прошлого.

60. Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.

61. Собирать минералы, интересоваться их происхождением.

62. Изучать природу родного края.

63. Организовывать общественные мероприятия в школе.

64. Обращать особое внимание на поведение людей.

65. Посещать кружок автолюбителей, обслуживать автомобиль.

66. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо).

67. Изготавливать различные детали и предметы.

68. Организовывать питание во время походов.

69. Бывать на стройках.

70. Шить одежду.

71. Собирать и ремонтировать механизмы велосипедов, швейных машин, часов и т. п.

72. Ремонтировать бытовые электро- и радио-приборы.

73. Заниматься в физическом кружке.

74. Заниматься в математическом кружке.

75. Готовить растворы, взвешивать реактивы.

76. Посещать планетарий.

77. Посещать кружок биологии.

78. Наблюдать за больными, оказывать им помощь.

79. Наблюдать за природой и вести записи наблюдений.

80. Сажать деревья и ухаживать за ними.

81. Работать со словарем и литературными источниками, библиографическими справочниками.

82. Быстро переключаться с одной работы на другую.

83. Выступать с докладами на исторические темы.

84. Играть на музыкальных инструментах, рисовать или резать по дереву.

85. Составлять описания минералов.

86. Участвовать в географических экспедициях.

87. Выступать с сообщениями о международном положении.

88. Помогать работникам милиции.

89. Посещать кружок юных моряков.

90. Выполнять работу воспитателя.

91. Уроки труда

92. Давать советы знакомым при покупке одежды.

93. Наблюдать за работой строителя.

94. Знакомиться со швейным производством.

95. Делать модели самолетов, планеров, кораблей.

96. Собирать радиоприемники и электроприборы.

97. Участвовать в олимпиадах по физике.

98. Участвовать в математических олимпиадах.

99. Решать задачи по химии.

100. Участвовать в работе астрономического кружка.

101. Проводить опыты на животных.

102. Изучать функции организма человека и причины возникновения болезней.

103. Проводить опытную работу с целью выращивания новых сельскохозяйственных культур.

104. Быть членом общества охраны природы.

105. Участвовать в диспутах, читательских конференциях.

106. Анализировать явления и события жизни.

107. Интересоваться прошлым нашей страны.

108. Проявлять интерес к теории и истории развития искусства.

109. Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.

110. Составлять географические карты и собирать другие географические материалы.

111. Изучать политический строй различных стран.

112. Работа юриста.

113. Посещать кружок юных космонавтов.

114. Работа учителя.

115. Бывать на заводах.

116. Оказывать людям различные услуги.

117. Принимать участие в строительных работах.

118. Знакомиться с изготовлением промышленных товаров.

119. Разбираться в технических чертежах и схемах.

120. Пользоваться точными измерительными приборами и производить расчеты по полученным данным.

121. Проводить опыты по физике.

122. Выполнять работы, требующие знания математических правил и формул.

123. Ассистировать преподавателю при проведении опытов по химии.

124. Собирать сведения о других планетах.

125. Читать о деятельности известных биологов.

126. Быть активным членом санитарных дружин.

127. Выполнять работу по машинам и орудиям труда.

128. Знакомиться с ведением лесного хозяйства.

129. Изучать происхождение слов и отдельных словосочетаний.

130. Вести дневник, писать заметки в школьную и городскую газеты.

131. Изучать историческое прошлое других стран.

132. Неоднократно смотреть в театре одну и ту же пьесу.

133. Читать о жизни и деятельности известных геологов.

134. Изучать географию нашей планеты.

135. Изучать биографии выдающихся политических деятелей.

136. Правильно оценивать поступок друга, знакомого, литературного героя и т. д.

137. Читать книги о средствах передвижения.

138. Обучать и воспитывать детей.

139. Наблюдать за действиями квалифицирован­ного рабочего.

140. Постоянно общаться со многими людьми.

141. Проектировать строительные объекты.

142. Посещать выставки легкой промышленности.

143. Выполнять чертежи, проектировать машины.

144. Разбираться в радиосхемах.

3) чтобы определить, направленность ваших инте­ресов, следует подсчитать количество плюсов и минусов по следующим сферам:

ФИЗИКА: 1, 25, 49, 73, 97, 121;

МАТЕМАТИКА: 2, 26, 50, 74, 98, 122;

ХИМИЯ: 3, 27, 51, 75, 99, 123;

АСТРОНОМИЯ: 4, 28, 52, 76, 100, 124;

БИОЛОГИЯ: 5, 29, 53, 77, 101, 125;

МЕДИЦИНА: 6, 30, 54, 78, 102, 126;

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: 7, 31, 55, 79, 103, 127;

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО: 8, 32, 56, 80, 104, 128;

ФИЛОЛОГИЯ: 9, 33, 57, 81, 105, 129;

ЖУРНАЛИСТИКА: 10, 34, 58, 82, 106, 130;

ИСТОРИЯ: 11, 35, 59, 83, 107, 131;

ИСКУССТВО: 12, 36, 60, 84, 108, 132;

ГЕОЛОГИЯ: 13, 37, 61, 85, 109, 133;

ГЕОГРАФИЯ: 14, 38, 62, 86, 110, 134;

ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА: 15, 39, 63, 87, 111, 135;

ПРАВО: 16, 40, 64, 88, 112, 136;

ТРАНСПОРТ: 17, 41, 65, 89, 113, 137;

ПЕДАГОГИКА: 18, 42, 66, 90, 114, 138;

РАБОЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 19, 43, 67, 91, 115, 139;

СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ: 20, 44, 68, 92, 116, 140;

СТРОИТЕЛЬСТВО: 21, 45, 69, 93, 117, 141;

ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: 22, 46, 70, 94, 118, 142;

ТЕХНИКА: 23, 47, 71, 95, 119, 143;

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА: 24, 48, 72, 96, 120, 144.

Теперь посмотрите, в какой строчке вы набрали наибольшее число плюсов. Это и есть область, в которой вам можно работать. Точно также наибольшее количество минусов говорит об обратном.

4) сделайте вывод о собственной направленности профессиональных интересов, сопоставьте результаты тестирования с собственными планами.

Типология ВНД

|__1__|__2__|__3__|__4__|__5__|__6__|__7__|__8__|__9__|__10__|

Я прочитаю вам 10 утверждений, если утверждение верное, то поставьте над соответствующим номеров вопроса “дугу”, если же неверное — пропустите этот номер и ничего не ставьте.

Итак, будьте внимательны:

1. Физиология ВНД — наука, изучающая закономерности и механизмы работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой.

2. Типология ВНД по Гиппократу основана на преобладании ведущей сигнальной системы.

3. И. П. Павлов выделил три типа ВНД: мыслительный, художественный и смешанный.

4. К сильным типам нервной системы можно отнести холерический, сангвинический и флегматический темпераменты.

5. Для слабого типа нервной системы характерны уравновешенные слабые процессы.

6. Исторические основы учения о темпераменте заложил древнегреческий ученый Гераклит.

7. Для людей художественного типа определенно подойдет профессии технического плана.

8. Характер высшей нервной деятельности обусловлен врожденными свойствами нервной системы.

9. По силе типы нервной системы делятся на сильные и слабые.

10. Сильный тип нервной системы с преобладанием возбуждения называется неуравновешенным.

Давайте проверим, как вы справились с заданием. Посмотрите на ключ (вывешивается на доске):


|__1__|__2__|__3__|__4__|__5__|__6__|__7__|__8__|__9__|__10__|

Если вы не сделали ни одной ошибки, то поставьте себе “5”, если вы верно выполнили 8-9 заданий — “4”, 5-7 заданий — “3”, менее 5 заданий — “2”.

Практическая работа: «Определение типа темперамента».

1) цель: научиться определять тип темперамента.

2) перед вами четыре блока, в которых по двадцать особенностей поведения человека. Начиная с первого блока, внимательно читайте каждое положение и, если оно определенно вам подходит, обведите кружком соответствующий номер.

ХОЛЕРИК

  1. — неусидчив, суетлив

2— невыдержан, вспыльчив — нетерпелив

  1. — резок и прямолинеен в отношениях с людьми

  2. — решителен и инициативен

  3. — упрям

  4. — находчив в споре

  5. — работает рывками

  6. — склонен к риску

  1. — незлопамятен, но обидчив

  2. — обладает быстрой, страстной, со сбивчи­выми интонациями речью

  3. — неуравновешен и склонен к горячности

  4. — агрессивный забияка

  5. — нетерпим к недостаткам

  6. — обладает выразительной мимикой

  7. — способен быстро решать и действовать

  8. — неустанно стремится к новому

  9. — обладает резкими, порывистыми движе­ниями

  10. — настойчив в достижении поставленной цели

  11. — склонен к резким сменам настроения

САНГВИНИК

  1. — весел и жизнерадостен

  2. — энергичен и деловит

  3. — часто не доводит начатое дело до конца

  4. — склонен переоценивать себя

  5. — способен быстро схватывать новое

  6. — неустойчив в интересах и привязанностях

  7. — легко переживает неудачи и неприятности

  8. — легко приспосабливается к разным обстоя­тельствам

  9. — с увлечением берется за любое новое дело

  1. — быстро включается в новую работу и бы­стро переключается с одной работы на другую

  2. — быстро остывает, если дело пере­стает интересовать

  1. — тяготится однообразной, будничной, кро­потливой работой

  2. — общительный и отзывчивый, не чувствует скованности с новыми людьми

14 — вынослив и работоспособен

  1. — обладает громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, вы­разительной мимикой

  2. — сохраняет самообладание в неожиданной, сложной обстановке

  1. — находится всегда в бодром настроении

  2. — быстро засыпает и просыпается

  1. — часто несобран, проявляет поспешность в делах

  2. — склонен иногда «скользить по поверхности», отвлекаться

ФЛЕГМАТИК

  1. — спокоен и хладнокровен

  2. — последователен и обстоятелен в делах

  3. — осторожен и рассудителен

  4. — умеет ждать

  5. — молчалив и не любит попусту болтать

  6. — обладает спокойной, размеренной речью

  7. — сдержан и терпелив

8 — доводит начатое дело до конца

  1. — не растрачивает попусту сил

  1. —строго придерживается выработанного рас­порядка в жизни

  2. — легко сдерживает порывы

  3. — мало восприимчив к одобрению и пори­цанию

  4. — незлоблив, проявляет снисходительное отно­шение к колкостям в свой адрес

14 — постоянен в своих привязанностях и интересах

  1. — медленно включается в работу и переклю­чается с одного дела на другое

  2. — ровен в отношениях со всеми

17—любит последовательность и порядок во всем

  1. — с трудом приспосабливается к новой об­становке

  2. — обладает выдержкой, уравновешен

  3. — не склонен к риску и показухе

МЕЛАНХОЛИК

  1. — стеснителен

  2. — теряется в новой обстановке

  3. — затрудняется установить контакты с незна­комыми людьми

  4. — не верит в свои силы

  5. — легко переносит одиночество

6—чувствует подавленность и растерянность при неудачах

  1. — склонен «уходить в себя»

  2. — быстро утомляется

  1. — обладает слабой, тихой речью, иногда сни­жающейся до шепота

  1. — невольно приспосабливается к характеру собеседника

  2. — впечатлителен до слезливости

  3. — чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию

  4. — предъявляет высокие требования к себе и окружающим

  5. — склонен к подозрительности, мнительности

  6. — болезненно чувствителен и легко раним

  7. — чрезмерно обидчив

  8. — скрытен и необщителен

  9. — малоактивен и робок

  10. — безропотно покорен

  11. — стремится вызвать сочувствие и помощь у окружающих

3) после окончания работы подсчитайте количество обведенных кружков в каждом блоке и их общее количество. Процентное отношение каждого из четырех темпераментов (обозначенных Х, С, Ф, М) считается по формуле:

К ОЛИЧЕСТВО КРУЖКОВ В БЛОКЕ 100 %

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО КРУЖКОВ

Не забудьте, что в сумме у вас должно получиться 100%, то есть Х+С+Ф+М=100%.

4) сделайте выводы о собственном типе темперамента и сопоставьте определенный с помощью теста тип с предполагаемой сферой будущей профессиональной деятельностью.



«Мой темперамент»

Поставьте под каждым рисунком необходимые подписи и обоснуйте свой выбор.

1. Холерик, сильный, неуравновешенный.










2. Флегматик, сильный, уравновешенный, инертный.











3. Меланхолик, слабый.







4. Сангвиник, сильный, уравновешенный, подвижный


Бланк-отчет по теме “Физиологические основы ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления”

Задание №1. Взаимосвязи физиологии ВНД с другими науками.







ФИЗИОЛОГИЯ ВНД



Инструктивная карточка для выполнения практической работы по теме “Физиологические основы ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления”.

I. Взаимодействие анализаторов на примере опыта Аристотеля.

1) цель: убедиться в том, что восприятие осуществляется с помощью комплекса анализаторов.

2) оборудование: горошина или бусина.

3) проведите опыт Аристотеля, который состоит в следующем. Если зажать горошину между указательным и средним пальцами, то сознанием воспринимается только один предмет, если же перекрестить пальцы так, чтобы шарик очутился между внутренней поверхностью указательного и наружной поверхностью среднего пальца, то появится ощущение двух предметов. Опыт легче получается с закрытыми глазами.

4) ответьте на вопросы: какие физиологические объяснения опыта Аристотеля могли бы предложить Вы? Почему опыт легче получается с закрытыми глазами?

Практическая работа: «Условно-рефлекторная регуляция деятельности анализаторов».

1) цель: убедиться в возможности возникновения иллюзий при познании внешнего мира и изучить виды иллюзий и условия, при которых они возникают.

2) оборудование: компьютерная презентация “Зрительные иллюзии”

3) рассмотрите с помощью компьютерной презентации рисунки и выберите иллюзии, связанные с перспективой, с явлениями контраста, с движением глаз.

4) приведите примеры иллюзий, связанных с работой других анализаторов.

5) почему блок практической работы называется “Условно-рефлекторная регуляция деятельности анализаторов”?

7) сделайте выводы об условиях возникновения иллюзий, о реальных возможностях установления истинности наших представлений об изображаемых предметах.

Практическая работа: «Определение типа памяти».

1) цель: научиться определять тип памяти.

2) оборудование: таблица для тестирования зрительной, моторной и слуховой памяти.

3) в работе следует запомнить цифры, размещенные в трех колонках таблицы. Первая колонка — тест на зрительную память, вторая — на моторную, третья — на слуховую. Начните с левой колонки. Не шевеля губами, прочтите верхнее число так, чтобы на одну цифру уходила примерно одна секунда. Перепишите этим способом всю колонку, не проверяя себя. Ваши возможности определит самое длинное число, которое удастся записать правильно. Для проверки моторной памяти сделайте то же самое со средней колонкой, но при чтении обязательно беззвучно шевелите губами. Для проверки слуховой памяти попросите кого-нибудь прочесть вслух правую колонку, а сами записывайте числа.

Зрительная

Моторная

Слуховая

5239

89765

224896

1267412

98615437

146769543

5649082451

24167549067

034427994410

5672

98761

675413

7841095

12435961

985241672

1864460902

06748117620

036777312064

0426

12785

651801

7082409

08761432

8652183555

1642507118

37470837502

760845267114

4) Подсчитайте, в какой колонке и сколько цифр Вы запомнили: 1. ___ 2.____ 3.___. Проделав это, Вы более или менее точно определите тип своей памяти. Большинство людей запоминают 7-8 цифр подряд, человек с очень хорошей памятью может запоминать до 12 цифр, а со слабой — 4 и менее.

5) сделайте вывод о типе памяти и зависимости типа памяти от склонностей человека.

Практическая работа: «Определение объема смысловой памяти».

1) цель: научиться определять объем смысловой памяти.

2) оборудование: текст.

3) внимательно прочтите следующий текст: “Согласно гипотезе, выдвинутой американскими учеными, египетские пирамиды строились из каменных блоков, которые изготавливались непосредственно на месте строительства. Это противоречит гипотезе, согласно которой тысячи людей перетаскивали огромные камни на расстояние 80 км. Ученые расшифровали иероглифический текст, согласно которому египетские боги подсказали фараону, руководившему строительством первой пирамиды в 2750 году до нашей эры, делать искусственные камни.”

4) теперь закройте текст и постарайтесь письменно воспроизвести его. В этом тексте содержится 6 значимых для понимания сути смысловых единиц. Сколько единиц удалось запомнить Вам? Если Вам удалось запомнить все 6 единиц, то объем смысловой памяти у Вас отличный, если 4-5 смысловых единиц — оценка “хорошо”, если 3 — “удовлетворительно”, меньше — “плохо”.

5) сделайте выводы об объеме смысловой памяти.


Анкета «40000 профессий»


  1. Кем хочешь стать?

1- знаю точно

2- есть разные варианты

3- не знаю

  1. Одобряют ли родители твой выбор?

1- одобряют

2- не одобряют

3- безразлично

  1. Помогает ли школа в выборе профессии?

1- да

2- нет

3- трудно сказать

  1. Что важнее по твоему мнению

1- интересная работа

2- высокая зарплата

3- трудно сказать

  1. Определи сферу свое профессиональной деятельности

-человек-человек

-человек-техника

-человек-знак

- человек-природа

- человек - худож.образ

  1. Согласен ли ты жить, не работая?

1- да

2- нет

3- трудно сказать

7. Хочешь получить высшее образование?

1- да

2- нет

3- не знаю







Тест «Я и моя профессия» (Резапкиной Г.В.)



Ты учишься в выпускном классе. Самое время задуматься о своём будущем. Если ты уже выбрал профессию, у тебя есть возможность проверить свой выбор.

Прочитай эти вопросы и выбери не больше двух вариантов ответа. Рядом с каждым ответом стоит его «цена». Подсчитай количество своих баллов.


1. Выбрал (а) ли ты свою профессию?

А) да (+2)

Б) нет (-2)


2. Почему именно эту профессию?

А) не будет проблем с трудоустройством (+2)

Б) высокая зарплата (-2)

В) престижно (-2)

Г) мне это интересно (+2)


3. Если не выбрал(а), то почему?

А) плохо знаю мир профессий (-2)

Б) плохо знаю свои возможности (-2)

В) не могу выбрать из нескольких вариантов (0)

Г) не знаю, как выбирать профессию (-2)


4. Что ты знаешь о своей будущей профессии?

А) предмет, содержание, условия труда (+2)

Б) профессионально важные качества (+2)

В) где можно получить эту профессию (+2)

Г) спрос на эту профессию (+2)

Д) ничего (-2)


Если у тебя получилось 8-10 баллов, ты имеешь четкое представление о своей будущей профессиональной карьере. Если тебе и нужна помощь профконсультанта, то лишь для того, чтобы подтвердить свой выбор.

От 4 до 6 баллов - выбор профессии для тебя -вполне решаемая задача. И решить ее помогут знания о себе и о мире профессий. В случае сомнений лучше обратиться к профконсультанту.

От -2 до +2 - ты испытываешь затруднения в выборе профессии. Возможно, в настоящий момент это не самая главная для тебя проблема. Но решить ее лучше сейчас, пока еще есть время.

Меньше -2 баллов - без комментариев



«Матрица выбора профессии».


Многие испытывают трудности в выборе профессии. Работа с данной методикой поможет Вам уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты. Если Вы еще не выбрали профессию, задайте себе следующие вопросы:

  1. С кем или с чем Вы бы хотели работать? Какой объект деятельности Вас привлекает?
    1.1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.)
    1.2. Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования)
    1.3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)
    1.4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины)
    1.5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)
    1.6. Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые)
    1.7. Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные)
    1.8. Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты)
    1.9. Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства)
    1.10. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения)

  2. Чем бы Вы хотели заниматься? Какой вид деятельности Вас привлекает?
    2.1. Управление (руководство чьей-то деятельностью)
    2.2. Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)
    2.3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности)
    2.4. Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение)
    2.5. Творчество (создание оригинальных произведений искусства)
    2.6. Производство (изготовление продукции)
    2.7. Конструирование (проектирование деталей и объектов)
    2.8. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)
    2.9. Защита (охрана от враждебных действий)
    2.10. Контроль (проверка и наблюдение)

Анализ производится с помощью нижеследующей таблицы («Матрица выбора профессии»). Профессии, находящиеся на пересечении «сферы труда» (выбранный Вами пункт при ответе на вопрос: «С кем или с чем Вы хотели бы работать? Какой объект деятельности Вас привлекает?», в матрице он расположен по горизонтали) и «вида труда» (выбранный Вами пункт ответа на вопрос: «Чем бы Вы хотели заниматься? Какой вид деятельности Вас привлекает?», в матрице он расположен по вертикале), являются (предположительно) наиболее близкими интересам и склонностям опрашиваемого. Например, если при ответе на первый вопрос Вы выбрали пункт ответа № 1.5, а на второй – 2.8, то Вам наиболее подходят профессии: искусствовед, критик, журналист.










Матрица выбора профессии

Виды труда

Сфера труда

1.1 Человек

1.2Информация

1.3 Финансы

1.4 Техника

1.5Искусство

1.6Животные

1.7Растения

1.8Продукты

1.9 Изделия

1.10Природные ресурсы

2.1 Управление (руководство чьей-то деятель-ностью)

Менеджер по персоналу Админи-стратор

Маркетолог Диспетчер Статистик

Экономист Аудитор Аналитик

Технолог Авиа-диспетчер Инженер

Режиссер Продюсер Дирижер

Кинолог Зоотехник Генный инженер

Агроном Фермер Селекци-онер

Товаровед Менеджер по продажам

Менеджер по продажам Логистик Товаровед

Энергетик Инженер по кадастру

2.2 Обслуживание (удовлетво-рение чьих-то потребностей)

Продавец Парикмахер Официант

Переводчик Экскурсовод Библиотекарь

Бухгалтер Кассир Инкассатор

Водитель Слесарь Теле-радио- мастер

Гример Костюмер Парик-махер

Животновод Птицевод Скотовод

Овощевод Полевод Садовод

Экспедитор Упаковщик Продавец

Продавец Упаковщик Экспе-дитор

Егерь
Лесник Мелиоратор

2.3 Образование (воспитание и обучение, формирование личности)

Учитель Воспитатель Социальный педагог

Преподаватель Ведущий теле- и радио программ

Консультант Препода-ватель экономики

Мастер производ-ственного обучения

Хореограф Препода-ватель музыки, живописи

Дресси-ровщик Кинолог Жокей

Препода-ватель биологии Эколог

Мастер производ-ственного обучения

Мастер производ-ственного обучения

Препода-ватель
Эколог

2.4 Оздоровление (избавление от болезней и их преду преждение)

Врач
Медсестра
Тренер

Рентгенолог Врач (компью-терная диаг-ностика)

Антикри-зисный управ-ляющий Страховой агент

Мастер авто сервиса Физио-терапевт

Пласти-ческий хирург Косметолог Рестав-ратор

Ветеринар Лаборант питомника Зоопсихолог

Фито-терапевт Гомеопат Травник

Диетолог Косметолог Санитарный инспектор

Фармацевт Ортопед
Протезист

Бальнеолог Эпиде-миолог Лаборант

2.5 Творчество (создание оригинальных произведений искусства)



Режиссер
Артист
Музыкант

Программист Редактор
Web-дизайнер

Менеджер по проектам Продюсер

Коструктор Дизайнер Художник

Художник Писатель Компо-зитор

Дресси-ровщик Служитель цирка

Фито-дизайнер Озеле-нитель Флорист

Кондитер
Повар
Кулинар

Резчик по дереву Витражист Скульптор

Архитектор Мастер-цветово Декоратор

2.6 Производство (изготовление продукции)

Мастер производ-ственного обучения

Корректор Журналист Полиграфист

Экономист Бухгалтер Кассир

Станочник Аппаратчик Машинист

Ювелир График Керамист

Животновод Птицевод Рыбовод

Овощевод Цветовод Садовод

Технолог Калькулятор
Повар

Швея
Кузнец
Столяр

Шахтер Нефтяник Техник

2.7 Констру-ирование (проекти-рование деталей и объектов)

Стилист Пласти-ческий хирург

Картограф Программист Web-мастер

Плановик Менеджер по проектам

Инженер-конструктор Телемастер

Архитектор Дизайнер Режиссер

Генный инженер Виварщик Селекционер

Селекци-онер Ландшаф-тист Флорист

Инженер-технолог Кулинар

Модельер Закройщик Обувщик

Дизайнер ландшафта Инженер

2.8 Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

Психолог Следователь Лаборант

Социолог Математик Аналитик

Аудитор Экономист Аналитик

Испытатель (техники) Хроно-метражист

Искус-ствовед Критик Журналист

Зоопсихолог Орнитолог Ихтиолог

Биолог Ботаник Микро-биолог

Лаборант Дегустатор Санитарный врач

Эргономик Контролер Лаборант

Биолог Метеоролог Агроном

2.9 Защита (охрана от враждебных действий)

Мили-ционер Военный
Адвокат

Арбитр
Юрист
Патентовед

Инкассатор Охранник Страховой агент

Пожарный
Сапер
Инженер

Поста-новщик трюков Каскадер

Егерь Лесничий Инспектор рыбнадзора

Эколог Микро-биолог Миколог

Санитарный врач Лаборант Микро-биолог

Сторож
Инспектор

Охрана ресурсов Инженер по ТБ

2.10 Контроль (проверка и наблюдение)

Тамо-женник Прокурор Табельщик

Корректор Системный программист

Ревизор Налоговый полицей-ский

Техник-контролер Обходчик ЖД

Выпус-кающий редактор Консуль-тант

Консультант Эксперт по экстерьеру

Селекци-онер Агроном Лаборант

Дегустатор лаборант Санитарный врач

Оценщик Контролер ОТК Приемщик

Радиолог Почвовед Эксперт



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!