СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и приёмы работы на уроках литературы в рамках технологии критического мышления как средства развития исследовательских компетенций школьников

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье  представлен опыт проведения уроков литературы в рамках технологии равития критического мышления, формы и приемы работы с художественным текстом

Просмотр содержимого документа
«Статья о приёмах работы на уроках литературы в ТКМ»

Формы и приёмы работы на уроках литературы в рамках технологии критического мышления как средства развития исследовательских компетентностей школьников

Современный урок – это маленький образовательный проект. Как на уроках формировать и развивать исследовательские компетентности школьников? В этом вопросе нам поможет технология критического мышления. Многие учителя литературы вольно или невольно, осознанно или не совсем применяют в своей работе принципы данной технологии. Думать критически – значит проявлять интерес к теме и использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Одно из главных направлений технологии ТКМ – исследование текста.

Цель моего выступления – поделиться опытом работы в использовании форм и приёмов, способствующих формированию исследовательских навыков учащихся. Возможно, многое используете и вы, прошу мне тогда мне помочь.

Несколько слов о технологии критического мышления. Теоретическая база включает несколько наук: философию, психологию, педагогику. В наши школы технология пришла в 90 –е годы 20 века. В современной школе в связи с новыми задачами закрепилась прочно, позволяя не давать детям ответы, которые надо выучить, а ставить перед ними проблемы, которые надо решить.

Таким образом, внедряя технологию развития критического мышления, мы ожидаем следующие результаты:

  • умение работать с информационным потоком в разных областях знаний;

  • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;

  • умение задавать вопросы, формулировать гипотезу;

  • умение решать проблемы;

  • умение вырабатывать собственное мнение;

  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно;

  • умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

  • способность самостоятельно заниматься своим обучением

Уроки, проводимые по данной технологии, включают в себя три этапа: вызов, осмысление и рефлексию.

  • Первая стадия – вызов (пробуждение интереса, актуализация знаний)

  • Вторая стадия – осмысление (реализация смысла: активное восприятие материала, соотнесение старых знаний с новыми)

  • Третья стадия – рефлексия (обобщение, определение направлений в дальнейшем изучении материала)

Все приёмы можно разделить на несколько групп (слайд)

Остановимся на приёмах работы каждой стадии урока (слайд)

Стадия вызова.

1.Приём ассоциативной цепочки.

- Какие ассоциации вызвал сюжет о Святогорском монастыре? Из множества выберите – ключевые?

2.Приём анализа видеоэпизода (видео «Поэтическая дуэль Есенина и Маяковского»)

Стадия осмысления. Приёмы на слайдах.

В раздаточном материале приёмы: приём анализа поэтического текста «Дневник наблюдений», «Волшебный стул» и др.

Стадия рефлексии. Приёмы на слайдах.

В раздаточном материале приёмы: «Паспорт писателя», «ПОПС», написание эссе (приложение №1,2).

Приём создания бук-трейлеров. Это современный приём анализа художественного текста. На уроке текст исследуется в рамках приёма «Дневник наблюдений». Затем ученик не пишет анализ стихотворения, а создаёт информационный продукт. (Бук-трейлер по стихот. Пушкина)

Таким образом, формирование исследовательских компетентностей школьников на уроке – задача современной школы, которая сегодня не даёт готовые ответы, а учит думать, анализируя и исследуя окружающую школьника информацию.



Приложение №1

Приёмы работы на уроках литературы в рамках технологии критического мышления

1.Образно-языковой анализ поэтического текста (приём «Дневник наблюдений»)

Образы (картины)

Чувства, настроение лирического героя

Языковые особенности















2. Приём «Паспорт писателя»:

-фамилия, имя отчество,

-дата и место рождения,

-социальное положение и происхождение,

-воспитание,

-образование,

-семейное положение,

-род занятий,

-результаты деятельности,

-дата смерти, место захоронения

Задание: расскажите о себе от лица писателя, от лица жены, друга и т.д.

3. Приём ПОПС:

П – позиция (я считаю,…)

О – объяснение (потому что…)

П –пример (могу привести пример…)

С – следствие (из этого следует…)

4. Групповые формы работы:

А) «Волшебный стул» ( можно посадить на стул литературного героя, сначала называть только положительные качества, потом ответное слово произносит герой, возможны варианты)

Б) «Корзина грецких орехов» (вопросы составляются сложные, философские, неоднозначные; учеником выбирается вопрос из нескольких предложенных; если одному трудно, то призывает кого-то на помощь до тех пор, пока ответ не станет полным)

В) «Приглашение к чаю» (цель- общение, мнение, диалог; обсуждается один или несколько вопросов, например, почему мы так ценим личную свободу? Как понимает Пушкин слово свобода?





Приглашение №2

Эссе

«Чувства добрые я лирой пробуждал»

Надо уметь верить, думать, чувствовать, чтобы любить … __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как не задуматься об этом… __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В его творчестве впечатляет всё:… _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ах вы, лицейские годы!...

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

О, это пленительное слово «свобода»!...

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как хотелось бы встретиться с русскими «мадоннами»!

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Поэт в России больше, чем поэт!» Что думал по этому вопросу Александр Пушкин?...

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я вглядываюсь в лицо с детства любимого поэта …

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Красота и высота духа таких людей…

_________________________________________________________________________

Рефлексия.

Критерии оценки

Самооценка

Оценка учителя

1.Знание материала



2.Личностное восприятие темы



3.Освоение жанра эссе









Просмотр содержимого презентации
«крит. мышл.»

Формы и приёмы работы в рамках  ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, формирующие исследовательские компетентности школьников  ( из опыта работы)

Формы и приёмы работы в рамках

ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, формирующие исследовательские компетентности школьников

( из опыта работы)

« Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить » Роджер Левин

« Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить »

Роджер Левин

Теоретическая база опыта: ХХ век 90 годы. Передовой опыт: Философия + психология + педагогика Дж. Стил. К. Меридит. Ч. Темпл .

Теоретическая база опыта:

ХХ век 90 годы.

Передовой опыт:

Философия + психология + педагогика

Дж. Стил.

К. Меридит.

Ч. Темпл .

Технология опыта

Технология опыта

  • Думать критически – значит использовать исследовательские методы , ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.
  • Одно из главных направлений технологии ТКМ – исследование текста.
Образовательные результаты ТКМ:

Образовательные результаты ТКМ:

  • умение работать с информационным потоком в разных областях знаний;
  • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • умение задавать вопросы, формулировать гипотезу;
  • умение решать проблемы;
  • умение вырабатывать собственное мнение;
  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно;
  • умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением ;
  • способность брать на себя ответственность;
  • способность участвовать в совместном принятии решения;
  • способность выстраивать конструктивные взаимоотношения
  • с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе.
Базовая модель ТКМ Первая стадия – вызов  (пробуждение интереса, актуализация знаний) Вторая стадия – осмысление ( реализация смысла : активное восприятие материала, соотнесение  старых знаний с новыми) Третья стадия – рефлексия   (обобщение, определение  направлений в дальнейшем  изучении материала)

Базовая модель ТКМ

  • Первая стадия вызов (пробуждение интереса, актуализация знаний)
  • Вторая стадия – осмысление ( реализация смысла : активное восприятие материала, соотнесение

старых знаний с новыми)

  • Третья стадия рефлексия

(обобщение, определение

направлений в дальнейшем

изучении материала)

Приемы работы с текстом по ТКМ 1) Приемы мотивации и восприятия информации. 2) Приёмы прогнозирование. 3) Приёмы работы с текстом. 4) Приемы, развивающие умение задавать вопросы.  5) Приёмы творческой интерпретации информации.

Приемы работы с текстом по ТКМ

1) Приемы мотивации и восприятия информации.

2) Приёмы прогнозирование.

3) Приёмы работы с текстом.

4) Приемы, развивающие умение задавать вопросы.

5) Приёмы творческой интерпретации информации.

Проблемная ситуация (противоречие, сравнение, несоответствие):  приём «КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА» приём «АССОЦИАТИВНЫЕ ЦЕПОЧКИ» приём использования  видеоматериалов

Проблемная ситуация (противоречие, сравнение, несоответствие):

  • приём «КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА»
  • приём «АССОЦИАТИВНЫЕ ЦЕПОЧКИ»
  • приём использования

видеоматериалов

  • приём «ИНТЕРВЬЮ»
Чтение с остановками  Двойной дневник   Бук-трейлеры  Цветовые и звуковые ассоциации  Дневник наблюдений
  • Чтение с остановками
  • Двойной дневник

  • Бук-трейлеры
  • Цветовые и звуковые ассоциации
  • Дневник наблюдений

Что привлекло

мое внимание в тексте?

Мои комментарии

Прием  «Знаю – хочу узнать - узнал» Знаю (вызов) Хочу узнать (вызов) Что я знаю о теме урока? Узнал (реализация смысла или рефлексия) Ставлю перед собой цели Что я знал, а что узнал?

Прием «Знаю – хочу узнать - узнал»

Знаю

(вызов)

Хочу

узнать

(вызов)

Что я знаю о теме урока?

Узнал

(реализация смысла или рефлексия)

Ставлю перед собой цели

Что я знал, а что узнал?

Прием  «Корзина идей и понятий»  Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношение к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть    связаны в логические цепи.

Прием «Корзина идей и понятий»

Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношение к теме урока.

В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Прием «Зигзаг» Группа получает общее задание по теме 1 Каждый член группы получает  «свой» объект исследования 2 Сбор информации об объекте 3 Обмен информацией в группе 4 Выделение общего  для запоминания основной части таблицы 5 Заполнение таблицы 6 Написание совместного  исследования по теме 7 Презентация исследования 8

Прием «Зигзаг»

Группа получает

общее задание по теме

1

Каждый член

группы получает

«свой» объект исследования

2

Сбор информации

об объекте

3

Обмен информацией в группе

4

Выделение общего

для запоминания

основной части таблицы

5

Заполнение таблицы

6

Написание совместного

исследования по теме

7

Презентация исследования

8

РАБОТАЕМ С ТЕКСТОМ  Приемы: Чтение с остановками. Чтение с пометками INSERT . Двойной дневник. Кластер.

РАБОТАЕМ С ТЕКСТОМ

Приемы:

  • Чтение с остановками.
  • Чтение с пометками INSERT .
  • Двойной дневник.
  • Кластер.

Прием «Чтение с остановками»  Примерные вопросы: По названию предположите, о чем будет рассказ? Какие события могут произойти в описанной  обстановке? Какие ассоциации вызывают у вас  имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие  ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было  неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы  бы закончили его?

Прием «Чтение с остановками» Примерные вопросы:

  • По названию предположите, о чем будет рассказ?
  • Какие события могут произойти в описанной

обстановке?

  • Какие ассоциации вызывают у вас

имена, фамилии героев?

  • Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие

ощущения у вас возникли?

  • Какие ваши ожидания подтвердились? Что было

неожиданным?

  • Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы

бы закончили его?

  • Что будет с героем после событий рассказа?
Прием  «Чтение с пометками INSERT » + осознать новые знания - Я это знал исправить неверные предположения Это для меня абсолютно новое ? исправить неверные предположения ! Это противоречит тому, что я знал побудить дальнейший интерес к теме Я хочу знать об этом больше

Прием «Чтение с пометками INSERT »

+

осознать новые знания

-

Я это знал

исправить неверные предположения

Это для меня абсолютно новое

?

исправить неверные предположения

!

Это противоречит тому, что я знал

побудить дальнейший интерес к теме

Я хочу знать об этом больше

Прием «Двойной дневник» Фразы из текста , которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание)  Комментарий :  Текст что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала? Текст

Прием «Двойной дневник»

Фразы из текста , которые

произвели

наибольшее

впечатление

(согласие, протест или

непонимание)

Комментарий :

Текст

что заставило записать

именно эту фразу?

Какие мысли,

вопросы, ассоциации

и воспоминания она

вызвала?

Текст

Приём «Написание эссе» -  художественная форма размышления. Приём «Толстые и тонкие вопросы»   Ответ состоит из 5-7  Ответ состоит из 1-2  предложений    предложений Прием «Паспорт писателя» Приёмы «Письмо поэту», «Обращение к сверстнику» Приём «Авторское слово» Приём «Открытая кафедра» Прием «ПОПС» Приём «Последнее слово» («А напоследок я скажу…»
  • Приём «Написание эссе» -

художественная форма размышления.

  • Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Ответ состоит из 5-7 Ответ состоит из 1-2

предложений предложений

  • Прием «Паспорт писателя»
  • Приёмы «Письмо поэту», «Обращение к сверстнику»
  • Приём «Авторское слово»
  • Приём «Открытая кафедра»
  • Прием «ПОПС»
  • Приём «Последнее слово» («А напоследок я скажу…»

9. Ассоциативная карта


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!