Формы и приёмы работы на уроках литературы в рамках технологии критического мышления как средства развития исследовательских компетентностей школьников
Современный урок – это маленький образовательный проект. Как на уроках формировать и развивать исследовательские компетентности школьников? В этом вопросе нам поможет технология критического мышления. Многие учителя литературы вольно или невольно, осознанно или не совсем применяют в своей работе принципы данной технологии. Думать критически – значит проявлять интерес к теме и использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Одно из главных направлений технологии ТКМ – исследование текста.
Цель моего выступления – поделиться опытом работы в использовании форм и приёмов, способствующих формированию исследовательских навыков учащихся. Возможно, многое используете и вы, прошу мне тогда мне помочь.
Несколько слов о технологии критического мышления. Теоретическая база включает несколько наук: философию, психологию, педагогику. В наши школы технология пришла в 90 –е годы 20 века. В современной школе в связи с новыми задачами закрепилась прочно, позволяя не давать детям ответы, которые надо выучить, а ставить перед ними проблемы, которые надо решить.
Таким образом, внедряя технологию развития критического мышления, мы ожидаем следующие результаты:
умение работать с информационным потоком в разных областях знаний;
умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
умение задавать вопросы, формулировать гипотезу;
умение решать проблемы;
умение вырабатывать собственное мнение;
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно;
умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением
Уроки, проводимые по данной технологии, включают в себя три этапа: вызов, осмысление и рефлексию.
Первая стадия – вызов (пробуждение интереса, актуализация знаний)
Вторая стадия – осмысление (реализация смысла: активное восприятие материала, соотнесение старых знаний с новыми)
Все приёмы можно разделить на несколько групп (слайд)
Остановимся на приёмах работы каждой стадии урока (слайд)
Стадия вызова.
1.Приём ассоциативной цепочки.
- Какие ассоциации вызвал сюжет о Святогорском монастыре? Из множества выберите – ключевые?
2.Приём анализа видеоэпизода (видео «Поэтическая дуэль Есенина и Маяковского»)
Стадия осмысления. Приёмы на слайдах.
В раздаточном материале приёмы: приём анализа поэтического текста «Дневник наблюдений», «Волшебный стул» и др.
Стадия рефлексии. Приёмы на слайдах.
В раздаточном материале приёмы: «Паспорт писателя», «ПОПС», написание эссе (приложение №1,2).
Приём создания бук-трейлеров. Это современный приём анализа художественного текста. На уроке текст исследуется в рамках приёма «Дневник наблюдений». Затем ученик не пишет анализ стихотворения, а создаёт информационный продукт. (Бук-трейлер по стихот. Пушкина)
Таким образом, формирование исследовательских компетентностей школьников на уроке – задача современной школы, которая сегодня не даёт готовые ответы, а учит думать, анализируя и исследуя окружающую школьника информацию.
Приложение №1
Приёмы работы на уроках литературы в рамках технологии критического мышления
1.Образно-языковой анализ поэтического текста (приём «Дневник наблюдений»)
Образы (картины) | Чувства, настроение лирического героя | Языковые особенности |
| | |
| | |
| | |
| | |
2. Приём «Паспорт писателя»:
-фамилия, имя отчество,
-дата и место рождения,
-социальное положение и происхождение,
-воспитание,
-образование,
-семейное положение,
-род занятий,
-результаты деятельности,
-дата смерти, место захоронения
Задание: расскажите о себе от лица писателя, от лица жены, друга и т.д.
3. Приём ПОПС:
П – позиция (я считаю,…)
О – объяснение (потому что…)
П –пример (могу привести пример…)
С – следствие (из этого следует…)
4. Групповые формы работы:
А) «Волшебный стул» ( можно посадить на стул литературного героя, сначала называть только положительные качества, потом ответное слово произносит герой, возможны варианты)
Б) «Корзина грецких орехов» (вопросы составляются сложные, философские, неоднозначные; учеником выбирается вопрос из нескольких предложенных; если одному трудно, то призывает кого-то на помощь до тех пор, пока ответ не станет полным)
В) «Приглашение к чаю» (цель- общение, мнение, диалог; обсуждается один или несколько вопросов, например, почему мы так ценим личную свободу? Как понимает Пушкин слово свобода?
Приглашение №2
Эссе
«Чувства добрые я лирой пробуждал»
Надо уметь верить, думать, чувствовать, чтобы любить … __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как не задуматься об этом… __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В его творчестве впечатляет всё:… _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ах вы, лицейские годы!...
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
О, это пленительное слово «свобода»!...
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как хотелось бы встретиться с русскими «мадоннами»!
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Поэт в России больше, чем поэт!» Что думал по этому вопросу Александр Пушкин?...
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я вглядываюсь в лицо с детства любимого поэта …
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Красота и высота духа таких людей…
_________________________________________________________________________
Рефлексия.
Критерии оценки | Самооценка | Оценка учителя |
1.Знание материала | | |
2.Личностное восприятие темы | | |
3.Освоение жанра эссе | | |