СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и приёмы работы на уроках литературы по формированию читательской грамотности в рамках технологии развития критического мышления

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель статьи - поделиться опытом работы в использовании форм и приемов, способствующих формированию читательской  грамотности учащихся, умений аналитически воспринимать учебный материал

Просмотр содержимого документа
«Формы и приёмы работы на уроках литературы по формированию читательской грамотности в рамках технологии развития критического мышления»

Формы и приёмы работы на уроках литературы по формированию читательской грамотности в рамках технологии развития критического мышления

Автор: Балалаева Ирина Николаевна, учитель

русского языка и литературы, МБОУ «Усть-Абаканская СОШ имени М.Е. Орлова»

Современный урок – это маленький образовательный проект. Как на уроках формировать и развивать читательскую грамотность, исследовательские компетентности школьников? В этом вопросе нам поможет технология критического мышления. Многие учителя литературы вольно или невольно, осознанно или не совсем применяют в своей работе принципы данной технологии. Думать критически – значит проявлять интерес к теме и использовать навыки осмысленного чтения, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Одно из главных направлений технологии ТРКМ – исследование текста.

Цель статьи – поделиться опытом работы в использовании форм и приёмов, способствующих формированию читательской грамотности учащихся, умений аналитически воспринимать учебный материал.

Несколько слов о технологии критического мышления. Теоретическая база включает несколько наук: философию, психологию, педагогику. В наши школы технология пришла в 90 –е годы 20 века. В современной школе в связи с новыми задачами закрепилась прочно, позволяя не давать детям ответы, которые надо выучить, а ставить перед ними проблемы, которые надо решить.

Таким образом, внедряя технологию развития критического мышления, мы ожидаем следующие результаты:

  • умение работать с информационным потоком в разных областях знаний;

  • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;

  • умение задавать вопросы, формулировать гипотезу и решать проблему;

  • умение выражать собственное мнение, свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно;

  • умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.

Уроки, проводимые по данной технологии, включают в себя три этапа: вызов, осмысление и рефлексию.

  • Первая стадия – вызов (пробуждение интереса, актуализация знаний)

  • Вторая стадия – осмысление (реализация смысла: активное восприятие материала, соотнесение старых знаний с новыми)

  • Третья стадия – рефлексия (обобщение, определение направлений в дальнейшем изучении материала).

Все приёмы можно разделить на несколько групп. Остановимся на приёмах работы каждой стадии урока.

Стадия вызова.

1.Приём ассоциативной цепочки.

- Какие ассоциации вызвал видеосюжет о Святогорском монастыре? Из множества выберите – ключевые?

2.Приём анализа видеоэпизода (видео «Поэтическая дуэль Есенина и Маяковского» их фильма «Сергей Есенин»).

Стадия осмысления. Приёмы анализа поэтического текста «Дневник наблюдений», «Волшебный стул» и другие (приложение №1)

Стадия рефлексии. Приёмы и формы: «Паспорт писателя», «ПОПС», написание эссе (приложение №1,2).

Приём создания бук-трейлеров. Это современный приём анализа художественного текста. На уроке текст исследуется в рамках приёма «Дневник наблюдений». Затем ученик не пишет анализ стихотворения, а создаёт информационный продукт. (бук-трейлер по стихотворениям А. Пушкина).

Таким образом, формирование исследовательских компетентностей школьников на уроке – задача современной школы, которая сегодня не даёт готовые ответы, а учит думать, анализируя и исследуя окружающую школьника информацию.

Приложение №1

1.Образно-языковой анализ поэтического текста (приём «Дневник наблюдений»)

Образы (картины)

Чувства, настроение лирического героя

Языковые особенности








2. Приём «Паспорт писателя»:

-фамилия, имя отчество,

-дата и место рождения,

-социальное положение и происхождение,

-воспитание,

-образование,

-семейное положение,

-род занятий,

-результаты деятельности,

-дата смерти, место захоронения

Задание: расскажите о себе от лица писателя, от лица жены, друга и т.д.

3. Приём ПОПС:

П – позиция (я считаю,…)

О – объяснение (потому что…)

П – пример (могу привести пример…)

С – следствие (из этого следует…)

4. Групповые формы работы:

А) «Волшебный стул» (можно посадить на стул литературного героя, сначала называть только положительные качества, потом ответное слово произносит герой, возможны варианты)

Б) «Корзина грецких орехов» (вопросы составляются сложные, философские, неоднозначные; учеником выбирается вопрос из нескольких предложенных; если одному трудно, то призывает кого-то на помощь до тех пор, пока ответ не станет полным)

В) «Приглашение к чаю» (цель - общение, мнение, диалог; обсуждается один или несколько вопросов, например, почему мы так ценим личную свободу? Как понимает Пушкин смысл слова «свобода»?

Приложение №2

Клише для эссе «Чувства добрые я лирой пробуждал»

Задание: напишите эссе, используя данное клише

1 абзац. Надо уметь верить, думать, чувствовать, чтобы любить …

2 абзац. Как не задуматься об этом…

3 абзац. В его творчестве впечатляет всё:…

4 абзац. Ах вы, лицейские годы!...

5 абзац. О, это пленительное слово «свобода»!...

6 абзац. Как хотелось бы встретиться с русскими «мадоннами»!

7 абзац. «Поэт в России больше, чем поэт!» Что думал по этому вопросу Александр Пушкин?...

8 абзац. Я вглядываюсь в лицо с детства любимого поэта …

9 абзац. Красота и высота духа таких людей…
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!