СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы работы воспитателя ДОО по речевому развитию детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету”

К. Д. Ушинский

 

Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:

-обедненный словарь;

-часто неверная конструкция предложений;

-неспособность связно и последовательно изложить события;

-дефекты произношения;

-сбивчивый темп речи.

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными кружками, «школой развития». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной течи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

  • Ухудшение состояния здоровья детей;
  • Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
  • Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
  • Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

 

Целью познавательно-речевого развития является:

 

-Всестороннее развитие личности ребенка,

-приобщение к общечеловеческим ценностям,

-формирование творческого воображения, развитие любознательности, как основы познавательной активности.

Задачи:

-Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе.

-Способствовать активизации речи детей в различных видах деятельности.

-Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности, способствующей возникновению познавательной активности

-Совершенствовать предметно-развивающую среду ДОУ по данному направлению.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности.

Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Противоречия, возникающие в общении, ведут к речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.

Содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Основной формой обучения является не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы.

Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах:

1. Общение: неподготовленное и подготовленное.  

2. Игры.

Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.

3. Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность.

4.  Стихотворение-рифмование. 

 5. Развитие речи через использование СМИ (радио, телевизор, периодическая детская печать).

6. Труд: трудовые и речевые действия.

7. Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы работы воспитателя ДОО по речевому развитию детей дошкольного возраста»

Формы и методы работы воспитателя ДОО  по речевому развитию детей дошкольного возраста   Подготовила : Старший воспитатель Лисаева Юлия Юрьевна МБДОУ № 98-детский сад.  2016г.

Формы и методы работы воспитателя ДОО по речевому развитию детей дошкольного возраста

Подготовила :

Старший воспитатель

Лисаева Юлия Юрьевна

МБДОУ № 98-детский сад.

2016г.

Основные формы взаимодействия педагога с детьми, способствующие их речевому развитию :    вовлечение ребенка в различные виды деятельности; использование дидактических игр;  применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Основные формы взаимодействия педагога с детьми, способствующие их речевому развитию :

  • вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
  • использование дидактических игр;
  • применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Речевое развитие включает: - овладение речью как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Речевое развитие включает:

  • - овладение речью как средством общения и культуры;
  • - обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • - развитие речевого творчества;
  • - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Овладение речью как средством общения и культуры В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человеческого опыта, регуляции поведения и деятельности.  Речевое развитие дошкольника претерпевает следующие изменения:  1. Социальное – совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения с взрослыми и сверстниками.  2. Семантическое развитие (обозначающая, знаковая) – речь становится основой качественного преобразования психических процессов и способствует развитию мышления.  Проходит два этапа развития речи, закономерно сменяющих друг друга:  - Пассивное владение словом, когда ребенок понимает речь, но еще не умеет говорить;  - Активное использование речи.  Формы речевой деятельности:  - ситуативная речь;  - контекстная, связная;  - объяснительная.

Овладение речью как средством общения и культуры

  • В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человеческого опыта, регуляции поведения и деятельности.

  • Речевое развитие дошкольника претерпевает следующие изменения:

  • 1. Социальное – совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения с взрослыми и сверстниками.

  • 2. Семантическое развитие (обозначающая, знаковая) – речь становится основой качественного преобразования психических процессов и способствует развитию мышления.

  • Проходит два этапа развития речи, закономерно сменяющих друг друга:

  • - Пассивное владение словом, когда ребенок понимает речь, но еще не умеет говорить;

  • - Активное использование речи.

  • Формы речевой деятельности:

  • - ситуативная речь;

  • - контекстная, связная;

  • - объяснительная.

Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3-4лет. Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных.

Игра «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

  • Оборудование: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок.

  • Если подбор фигурок вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая ребенка к совместной деятельности. В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал.
  • - Мяу - мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.) - Му-у-у - кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит - корова или теленок. - Ква-ква - чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки? Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть. («Лягушонок, иди ко мне», «Утенок, поиграй со мной».) В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько)

Обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

  • Развитие речи рассматривается как одна из главнейших задач всестороннего развития детей дошкольного возраста. Работа по развитию речи включает в себя:

  • -воспитание звуковой культуры речи (правильное, отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, но и речевой слух);
  • -формирование грамматически правильной речи (вводить в речь ребёнка такие слова, как: потому что: например: вот: никогда: всегда: ведь («Я не буду убирать игрушки, потому что я их не разбрасывал»);
  • -формирование разговорной (диалогической) речи (построена на неполных предложениях, односложных ответах, важны также жест, мимика);
  • -обучение связной монологической речи (ребенок должен научиться рассказывать: описывать какой-нибудь предмет, событие или явление, последовательность событий. Такой рассказ состоит из ряда логически связанных между собой предложений. Связность речи — это и связность мыслей. Чтобы хорошо рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, устанавливать причинно-следственные отношения между предметами и явлениями. Здесь отчетливо прослеживается связь речевого и умственного развития ребенка.);
  • -обогащение, уточнение и активизация словарного запаса (очень важно объяснить ребенку многозначность слова (крепкий орех, крепкое здоровье, крепкий сон. крепкий ветер); научить подбирать синонимы, эпитеты, работать с помощью морфологических средств (холодильник — хранит холод; вездеход – может пройти по любым дорогам), использовать другие различные виды упражнений);
  • -воспитание интереса к художественному слову, чтению (как можно больше нужно читать ребенку вслух, организовывать семейные чтения, заставляйте заучивать наизусть стихи, рассматривать вместе знакомые и незнакомые книги. Приучайте ребенка слушать и понимать художественные произведения, и сила привычки активизирует желание ребенка читать).

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

  • Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.
  • Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен.
  • В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров.
  • Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, привлекая к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Для чтения детям дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения.
  • Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл.
  • Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
  • В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой.
  • Фиксируется внимание:

- на содержан

- на особенностях литературного языка (образные слова, эпитеты, сравнения).

  • После рассказывания сказок необходимо учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием.
  • При чтении стихотворений воспитатель, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.
  • В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Они могут различать жанры литературных произведений.
  • Анализ сказки должен помочь детям понять, почувствовать глубокое идейное содержание и художественные достоинства. Стихотворные произведения помогают ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание. Жанр рассказа раскрывает перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, какими словами автор характеризует самих героев, и их поступки.

 В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи: - воспитывать любовь к книге - развивать поэтический слух - интонационную выразительность речи.  Чтение литературных произведений раскрывает богатство русского языка, дети начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.  Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

В подготовительной группе перед педагогом

стоят задачи:

  • - воспитывать любовь к книге
  • - развивать поэтический слух
  • - интонационную выразительность речи.

  • Чтение литературных произведений раскрывает богатство русского языка, дети начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.

  • Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.   Цель: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Задачи: Образовательные: 1. Закрепить представление детей о словах-предметах , словах – действиях, словах-признаках , уметь составлять предложения с этими словами. 2. Продолжать формировать понятие «слог», уметь делить слова на слоги, из слогов составлять целое слово. 3. Закрепить умение проводить звуко-слоговому и звуко-буквенному анализу и синтезу. 4. Продолжать учить определять позицию звука в слове.  Развивающие: 1. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, фонематическое восприятие, графические навыки, мелкую моторику. 2. Расширять и активизировать словарь детей, совершенствовать навык чтения. 3. Развивать мыслительную деятельность.  Воспитательные:  1. Воспитывать умение работать в коллективе, создать у детей эмоционально позитивный настрой. 2. Воспитывать усидчивость, дисциплинированность, уважение к товарищу.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Цель: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи:

Образовательные:

1. Закрепить представление детей о словах-предметах , словах – действиях, словах-признаках , уметь составлять предложения с этими словами.

2. Продолжать формировать понятие «слог», уметь делить слова на слоги, из слогов составлять целое слово.

3. Закрепить умение проводить звуко-слоговому и звуко-буквенному анализу и синтезу.

4. Продолжать учить определять позицию звука в слове.

Развивающие:

1. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, фонематическое восприятие, графические навыки, мелкую моторику.

2. Расширять и активизировать словарь детей, совершенствовать навык чтения.

3. Развивать мыслительную деятельность.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение работать в коллективе, создать у детей эмоционально позитивный настрой.

2. Воспитывать усидчивость, дисциплинированность, уважение к товарищу.

Развитие речи и обогащение словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы «что это?», «кто это?», видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества («какой?»), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека («что делает?», «что с ним можно делать?»). Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?», «Скажи какой», «Кто что умеет делать?».

  • Игра 1 «Угадай игрушку»
  • Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
  • Воспитатель показывает ребенку 3-4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это... (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.
  • Игра 2 «Исправь ошибку»
  • Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.
  • Воспитатель рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка
Развитие связной речи через обучение составление рассказов по картине и сюжетных картинок   Цель: формирование умений и навыков по составлению рассказов по картинке ; обогащение словаря и формирования грамматического строя речи детей в процессе работы с картинкой, формирование доброжелательности, взаимопонимания, самостоятельности, навыков сотрудничества. Серии картин с сюжетных картинок: -Зима, Весна, Лето, Осень; -Домашние животные; -Дикие животные; -Наглядно-дидактическое пособие по художественному творчеству; -Герои сказок, былин; -Птицы; -Космос; -Транспорт; -Корабли; -Фрукты; -Овощи.

Развитие связной речи через обучение составление рассказов по картине и сюжетных картинок

Цель: формирование умений и навыков по составлению рассказов по картинке ; обогащение словаря и формирования грамматического строя речи детей в процессе работы с картинкой, формирование доброжелательности, взаимопонимания, самостоятельности, навыков сотрудничества.

Серии картин с сюжетных картинок:

  • -Зима, Весна, Лето, Осень;
  • -Домашние животные;
  • -Дикие животные;
  • -Наглядно-дидактическое пособие по художественному творчеству;
  • -Герои сказок, былин;
  • -Птицы;
  • -Космос;
  • -Транспорт;
  • -Корабли;
  • -Фрукты;
  • -Овощи.
Предметно развивающая среда   Создание условий по речевому развитию предусматривает: создание развивающей предметно-пространственной среды

Предметно развивающая среда Создание условий по речевому развитию предусматривает: создание развивающей предметно-пространственной среды

   СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!