СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы активизации познавательной и коммуникативной деятельности на уроках английского языка. Из опыта работы учителя английского языка Матвеевой Надежды Александровны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение иностранному языку  на современном этапе с использованием новых технологий.

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы активизации познавательной и коммуникативной деятельности на уроках английского языка. Из опыта работы учителя английского языка Матвеевой Надежды Александровны.»

ИЗ ОПЫТАРАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Матвеевой Надежды Александровны,

ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ,

МБОУ ЦО № 18 г.Тулы

https://multiurok.ru/nadezhdamatveea/

ФОРМЫ И МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

"Природу детей нельзя разбудить, пока учение будет

горестным, нужно приохотить детей к занятиям, вызвать

у них любовь к учению."

И.И.Бецкой, Ф.И.Янкович

Важным критерием успешности работы учителя является самообразование, цель которого - овладение новыми различными методами и формами преподавания.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. В настоящее время всё большую роль во всех сферах деятельности, в том числе и в образовании, начинают играть новые информационные технологии. В законе Российской Федерации « Об Образовании» информатизация образования определена как одно из основных направлений государственной образовательной политики. При этом под информатизацией образования понимается процесс изменения содержания, методов и организационных форм образования, направленный на достижение нового качества обучения.

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий позволяет успешно решать многие педагогические задачи, такие как:

• Реализация принципа индивидуализации учебного процесса,

• Повышение эффективности учебного процесса,

• Активизация познавательной деятельности учащихся,

• Реализация принципа интерактивности.

Использование новых информационных технологий для реализации указанных принципов приобретает особое значение в такой области образовательной деятельности, как изучение английского языка. Применение ИКТ создаёт условия для активизации работы школьника, формирования мотивации учащихся к учебной деятельности: это привычный для современного ребёнка инструмент. Применение компьютера позволяет учителю за малое время и сравнительно небольшими усилиями существенно повысить наглядность учебного процесса, а Интернет позволяет виртуально расширить границы класса. Английский язык является преобладающим в Интернете, что позволяет полнее реализовывать принцип аутентичности в обучении.

Следует также отметить, что использование информационных технологий позволяет эффективно организовать самостоятельную работу учащегося и тем самым способствует формированию свободной, активной, независимой и автономной личности.

Широкое использование Интернет-ресурсов для развития коммуникативной компетенции, которые дают возможность доступа к богатейшим источникам англоязычной информации. В условиях, когда согласно учебному плану на изучение иностранного языка отводится всего 3 часа в неделю, я использую этот ресурс для погружения учеников в англоязычную среду во внеучебной деятельности при самостоятельной работе. Для этого создаются методические рекомендации для учащихся «Использование Интернет ресурсов для совершенствования знания английского языка во внеучебной деятельности», где прописаны рекомендуемые сайты, какие виды речевой деятельности можно развить с их помощью, какие способы и методы лучше использовать при работе с этими англоязычными источниками.

Наиболее распространенная форма внедрения информационных технологий в сферу образования – создание презентаций. Компьютерные презентации (КП) - современное мультимедийные средство обучения, помогающее делать школьный английский интересным и увлекательным предметом. В процессе создания презентации ученик может проявить себя и как режиссер, и как сценарист, и как художник и, наконец, как исполнитель. Каждый пройденный юнит завершается созданием творческой работы-презентации (индивидуальной или групповой). Таким образом, каждый класс «вносит свою лепту» в общее дело иллюстрирования тем программы. Совместными усилиями ребят создана «Копилка творческих работ в формате презентаций» на разнообразные темы(“School”, “Hobbies”, “Great Britain”, “Russia”, “Fashion”, “Food”, “Travelling”, “Professions”, “Mass Media”и т.п.).

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка использую следующие образовательные технологии, учитывая возрастные особенности детей:

Игры на уроках изучения иностранного языка

  • Для активизации лексики нами активно используются лексические игры («Лото», «Домино», «Пазлы»), а также игры с мячом (назвать синонимы, антонимы, перевод слов с русского языка на английский и наоборот).

  • Для развития орфографических навыков «Буквы рассыпались» — поставить буквы в правильном порядке, «Убежавшие буквы» — вставить в слова пропущенные буквы, составить много новых слов из заданного слова, например: UNDERSTAND);

  • На этапе контроля понимания прочитанного текста большой интерес у учащихся вызывает игра «Крестики-нолики». Суть ее заключается в том, что ребята чертят поле и заполняют его крестиками и ноликами. Крестики обозначают предложения, не соответствующие содержанию текста, нолики — соответствующие.

Для развития памяти нами очень часто используется следующий прием. На доске ребята видят текст, чтение которого отрабатывается и воспроизводится несколько раз. Постепенно стираются слова данного стишка, начиная с простых и известных детям. В результате перед учащимися стоит задача запомнить данный текст и воспроизвести его. Данный прием можно использовать на начальном этапе урока, в качестве вводного в новой теме элемента.

Также нам хотелось бы обратить внимание на использование ролевых игр в обучении диалогической речи и в качестве большого стимула для учащихся. Наиболее простым вариантом ролевой игры является работа в парах, более сложные ролевые игры вовлекают уже целую группу учеников. Проведение ролевых игр успешнее проходит в 5-6 классах, так как дети активнее вовлекаются в игровую ситуацию по сравнению с учащимися старших классов. Ролевые игры значимы при изучении таких тем, как "Аt the theatre (cinema)", "Shopping", "Hobbies", "Sport", "School life".

Например, при подготовке ролевой игры по теме "Shopping" учитель делит учеников на покупателей и продавцов, раскладывает на парты картинки по отделам супермаркета: овощи и фрукты, кондитерские изделия и т. д. Задание заключается в том, что ребятам нужно купить определенный набор продуктов.

Итак, мы можем сделать вывод о том, что приемов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка много. Мастерство учителя и заключается в умении подобрать нужный способ или метод в зависимости от интересов детей, изучаемого материала и сформированности тех или иных умений у учащихся. Учитель должен проявлять фантазию и творческий подход в преподавании иностранного языка. Только при энтузиазме и личной заинтересованности учителя можно зажечь интерес к изучению английского языка и у детей.

Метод "Brain Storming”(Мозговой штурм)

Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя — роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.

Метод "Mind-Map”(Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.

Использование викторин на уроке помогает осуществить межпредметные связи. Вопросы викторины могут включать информацию и материал, изученный ребятами на предыдущих уроках. Химия или геометрия на английском языке вызывают удивление и интерес у ребят, а учителю дают хорошую возможность "переключить" учащихся на свой предмет. К сожалению, наши ученики привыкли к тому, что все их уроки проходят за партами. Безусловно, это очень удобный способ расположения учащихся на уроке. С другой стороны, изменение привычной обстановки вызывает любопытство учащихся, раскрепощает их и создаёт непринуждённую атмосферу

Современный уровень развития методики предлагает широчайший арсенал всевозможных форм и методов внеклассной работы. Внеклассная работа по иностранному языку помогает учащимся не только увидеть истинные возможности изучаемого языка, но и вызывает положительный эмоциональный настрой, что чрезвычайно важно для формирования и укрепления положительной мотивации к изучению иностранного языка. На мой взгляд это очень актуально, так как в восьмом классе наблюдается падение интереса к изучению иностранного языка. Следовательно, работу по формированию устойчивого интереса к иностранному языку нужно вести планомерно,целенаправленно и регулярно. Соблюдение вышеперечисленных условий позволяет избежать падения мотивации на среднем этапе изучения иностранного языка. Привлечение учащихся и к участию в общешкольных мероприятиях, где они также выступают с литературно-музыкальными композициями, сценками и стихотворениями на английском языке, этому также способствует. Хотелось бы отметить, что такая постоянная вовлеченность в творческий процесс подготовки к очередному мероприятию детям отнюдь не в тягость. Ситуация успеха, осознание того, что они могут выступить на концерте с номером на иностранном языке формирует положительную самооценку, ребенок растет не только в собственных глазах, но и в глазах сверстников. Для меня первостепенное значение имеет развитие инициативы учащихся, творческих способностей, создание условий для самовыражения.


Проекты – личностно ориентированный вид работы, так как учащиеся пишут о себе, своей семье, доме, своих интересах и т. д. Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с людьми, искать фотографии, делать аудио и видеозаписи и т .д. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе.

Повышение значимости английского языка как средства общения. Сообщая о себе, своих интересах, окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность английского языка как языка международного общения. Проектная работа готовит учащихся к общению.

Образовательная и воспитательная ценность. Межпредметные связи способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности. Выполнение проектов дает возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей.

Проектная методика в настоящее время является едва ли не основной в преподавании английского языка на всех этапах обучения. В отличие от других предметов в английском языке проектом (т.е. конечным продуктом) может быть всё: открытка, постер, стенгазета, журнал, сочинение пьесы, ее постановка, работа с элементами исследовательской работы и т.д. По определению носителей языка проектная работа является "продолженной, расширенной языковой деятельностью…, требующей разнообразных умений и навыков, сосредоточенных на раскрытии определенной темы более, чем на особых языковых целях ". Основное преимущество использования проектной методики в том, что английский язык в этом случае перестает быть обязательным трудом, а становится средством общения и объектом радости. 

Проектная методика на уроках английского языка (а не только во внеурочное время) имеет преимущества в двух основных принципах коммуникативного подхода: 
мотивированность, т.е. как учащиеся относятся к заданию. Позитивная мотивация является определяющим фактором активизации познавательной деятельности учащихся. Это ключ к успешному изучению английского языка.

адекватность, т.е. как учащиеся относятся к языку: английский язык часто представляется учащимся как что-то нереальное; проектная работа помогает понять, что на английском языке можно говорить о понятном, интересном мире, а не только о том, что касается только Англии и Америки.

При оценке любого готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащихся, являющимся средством активизации их познавательной деятельности и оптимизацией учебного процесса в целом, становится степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. 


Все это без сомнения способствует расширению языковой и коммуникативной компетенции учащихся и укрепляет положительную мотивацию к изучению английского языка.



Источники:
1)http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=5471
2)http://do.gendocs.ru/docs/index-187839.html
3)http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00129181_0.html
4)http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=604330
5)http://www.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=495823
6) http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=5683






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!