СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы проведения дидактических занятий по формированию у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мир детства - это чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Но сегодня мы живём в очень не простом мире. Современная социальная среда, как общества, так и семейного окружения, сложна и нестабильна. Проблема социальной адаптации дошкольника на сегодняшний день очень актуальна, ведь процесс социализации личности начинается в детстве и продолжается всю жизнь. И именно игра является средством вхождения ребёнка в социум и развитием его коммуникативных способностей.

     Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления о социальной деятельности: отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира.

     В играх отражается отношение дошкольников к жизненным явлениям. Поэтому игра становится существенным компонентом развития личности, важным механизмом социализации.

     Дошкольники очень любят лепить из пластилина и делать игрушки: светофор, дорожный знак, автомобиль, регулировщика. С самодельными игрушками дети играют обычно с интересом и особенно бережно относятся к ним.

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы проведения дидактических занятий по формированию у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников»

г. Каменск-Шахтинский












«Формы и методы проведения дидактических занятий по формированию у дошкольников навыков

и положительных привычек

безопасного поведения на улицах и дорогах »












Подготовила : методист МБУ ДО СЮТ

В.В. Фирсова














2022 г.

Пояснительная записка

Мир детства - это чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Но сегодня мы живём в очень не простом мире. Современная социальная среда, как общества, так и семейного окружения, сложна и нестабильна. Проблема социальной адаптации дошкольника на сегодняшний день очень актуальна, ведь процесс социализации личности начинается в детстве и продолжается всю жизнь. И именно игра является средством вхождения ребёнка в социум и развитием его коммуникативных способностей.

Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления о социальной деятельности: отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира.

В играх отражается отношение дошкольников к жизненным явлениям. Поэтому игра становится существенным компонентом развития личности, важным механизмом социализации.

Дошкольники очень любят лепить из пластилина и делать игрушки: светофор, дорожный знак, автомобиль, регулировщика. С самодельными игрушками дети играют обычно с интересом и особенно бережно относятся к ним.


  1. Изготовление с детьми атрибутов и игрушек для занятий по тематике дорожной безопасности

Дети самостоятельно смогут сделать различные дорожные знаки. Для этого им понадобится шаблон знака, картон, бумага, фломастеры, краски, тесьма. Дети накладывают шаблон на картон, обводят его и вырезают, например, круги для круглых знаков или квадраты для квадратных знаков. Затем склеиваем заготовки знаков по два при этом между ними вклеивают петельку из тесьмы для того чтобы знак можно было повесить. Одну сторону знака оформляют аппликацией, вырезанной из бумаги соответствующего цвета. Образцами для работы являются изображения дорожных знаков на иллюстрации.

Кроме дорожных знаков, дети могут вырезать из плотной бумаги или тонкого картона желтые и белые полосы для накладывания на пол, чтобы изобразить пешеходный переход.

Дети могут сделать и картонные модели автомобилей. Для этого воспитатель рисует контуры машины на картоне, а ребенок вырезает одну деталь, затем ее обводит и вырезает другую деталь, затем они склеиваются. Далее рисуем красками изображение автомобиля. Во время игры дети надевают картонное изображение автомобиля на тесемках на шею и изображают водителя.

Игрушки, которые дети сделали своими руками, используют на дидактических занятиях по дорожной тематике.

2.Рисование, лепка из пластилина, конструирование.

Наклеивание аппликаций.

Дошкольники очень любят рисовать отдельные предметы и сюжеты по тематике дорожной безопасности. Воспитатель в процессе рисования выясняет, что дети рисуют. Как они понимают значение отдельных предметов и явлений, которые видели на улице. Можно предложить детям нарисовать рисунки о том, что может мешать на улице обзору дороги. Дети рисуют картинки, например: «Девочка в капюшоне», «Пешеход с зонтом», «На улице дождь», «Осенний день», «Зима в городе», затем каждый ребенок рассказывает сюжеты своих картинок, акцентируя внимание на предметах, которые могут мешать обзору.

Можно провести конкурс рисунков, поэтому важно, чтобы дети не делали ошибок в рисовании дорожных знаков, пешеходных переходов.

Интересны также занятия по наклеиванию аппликации. В процессе занятий на тему аппликация у дошкольников развивается воображение, логическое мышление, память и другие познавательные процессы, а также чувства и эмоции. При рисовании, лепке из пластилина, конструировании , изготовления аппликации у детей развиваются двигательные навыки, мелкая моторика рук.



3.Развивающие игры по тематике дорожной безопасности.

«Правилам движения — достойны уважения!»


Конспект сюжетно-ролевой игры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста по теме «Правилам движения – достойны уважения!»

Ход игры:

Домик. Звучит музыка «Звуки природы». Дети в шапочках зайчат играют около домика.

Воспитатель:

История, которую сегодня мы расскажем,

Могла случиться с каждым!

У леса на опушке

В соломенной избушке

Жили-были зайки

Зайки-побегайки.

Ушки – на макушке

Хвостики – пампушки.

Были они прекрасные бегуны,

И отличные прыгуны.

Маму с папой зайки не слушали,

Целый день в лесу скакали

Веселились и играли.

Надоело зайкам по лесу скакать

И решили зайки из дома убежать!

Прыг, да скок, прыг да скок

Вот и кончился лесок!

Вышли зайки на дорогу,

Решили поиграть немного!

(Дети в масках Зайцев играют, веселятся на дороге.)

Воспитатель:

И звучит в лесу тревога: «Зайцы вышли на дорогу!»

Но они не знают правил,

Кто же их одних оставил?

(Звучит фонограмма «Звуки машин» или похожая по звучанию музыка. Зайки оказывается в центре дороги. Они напуганы, оглядываются по сторонам).

Воспитатель:

-Ребята, давайте изобразим оживленное движение на дороге и поиграем в игру «Водители и пассажиры». Дети разбиваются на несколько команд. В команде дети строятся друг за другом, кладут руки на пояс впереди стоящему. 1 дети это – водители, у них в руках руль, а остальные - пассажиры. Звучит веселая музыка. Команды движутся в разных направлениях так, чтобы не задеть друг друга, не сбить зайчат.

Воспитатель:

По гладкому асфальту

Неслись машины в ряд,

Зайчата испугались

Во все глаза глядят

Воспитатель:

- Расскажите, что чувствовали водители, пассажиры?

- Ребята, улица очень опасна для того, кто не умеет правильно ходить по ней. Но тот, кто твёрдо знает и точно выполняет строгие правила дорожного движения, может не опасаться машин.

Давайте повторим эти правила.

- Правило 1: пешеходы должны ходить только по …. (педагог делает словесную паузу, дает возможность детям ответить самостоятельно) тротуару.

- Правило 2: если дорога небольшая и нет тротуара, пешеходы по обочинам идут (педагог делает словесную паузу, дает возможность детям ответить самостоятельно… навстречу транспорту.

- Правило 3: при переходе улицы обязательно надо посмотреть сначала (педагог делает словесную паузу, дает возможность детям ответить самостоятельно) налево, а потом направо.

- Правило 4: где попало и как попало дорогу переходить нельзя! А где можно переходить улицу? (педагог делает словесную паузу, дает возможность детям ответить самостоятельно) по пешеходным переходам.

- Правило 5: правильно переходить дорогу на перекрёстке помогает «трёхглазый командир улицы» (педагог делает словесную паузу, дает возможность детям ответить самостоятельно) светофор.

- Правило 6: устраивать игры на дороге … (педагог делает словесную паузу, дает возможность детям ответить самостоятельно) нельзя.

Давайте посмотрим и послушаем, что же было дальше.

Увидал зайчат медведь,

Стал сердито он реветь:

1 ребенок: (в шапочке медведя)

-Все с дороги уходите!

Впредь так больше не шалите!

Ворон тоже крикнул:

2 ребенок: (в маске птицы)

- Кар!

Пешеходам – тротуар!

Тротуары вдоль дороги,

Там гуляйте без тревоги!

Испугались все зайчишки

Дети:(в шапочках зайчат)

И спросили дядю Мишку:

-Как дорогу перейти,

Что бы маму нам найти?

1 ребенок: (в шапочке медведя)

- Надо «зебру» поискать

И тогда по ней шагать.

«Зебра» - путь для пешехода,

Полосатый знак прохода.

А у «зебры» - дирижер

Под названьем светофор.

Он зверятам путь укажет,

Про дорогу все расскажет.

- Ребята, давайте научим зайчат сигналам светофора и поиграем в игру: «Красный, желтый, зеленый». У ведущего в руках 3 больших круга: красный, желтый, зеленый. Если поднят вверх:

красный круг - нужно стоять на месте,

желтый круг - нужно маршировать на месте,

зеленый круг - нужно идти прямо.

3 ребенок:(в костюме светофора)

Если красным глазом светит,

Вы на месте стойте, дети,

И на «зебру» не ступайте,

А машины пропускайте.

Если жёлтый глаз горит,

- Подождите, - говорит.

Это знак внимания

После ожидания.

Вот горит зелёный свет,

Пешеходам всем: - Привет!

Путь по «зебре» вам открыт,

Коль зелёный свет горит!

Воспитатель:

- Давайте потренируемся переходить дорогу по пешеходному переходу если нет светофора. Мы, можем идти, если на дороге безопасно, через дорогу бежать нельзя, а то вы можете споткнуться и упасть, а водитель не сможет затормозить и случиться беда. Сначала нужно посмотреть налево, машины далеко и мы можем идти, мы доходим с вами до разделительной линии или до островка безопасности и смотрим направо. Убедившись, что дальнейший путь безопасный, можно продолжать движение. При переходе дороги надо быть предельно внимательным.

Воспитатель:

А что же было дальше с нашими Зайчатами?

Мишка зайцев обучил

И по «зебре» проводил.

Больше нет в лесу тревоги –

Знают правила дороги.

Зайки мишке спасибо сказали

И домой ускакали.

-Ребята, какие правила дорожного движения мы сегодня повторили?

-Что бы вы посоветовали Зайчатам? (Не убегать одним из дома, слушаться маму и папу, переходить дорогу по пешеходному переходу или зеленому сигналу светофора, не играть на дороге.)

Правилам движения – наше уважение!


4. Рассматривание иллюстраций, плакатов, книг, наглядных пособий по дорожной тематике

Рассматривая вместе с детьми иллюстрации, плакаты , другие наглядные средства, воспитатель просит детей рассказать по картинкам, что на них изображено. Развивается речь ребенка, понимание и осознания им опасных и безопасных действий на улице. Например, воспитатель просит детей ответить на вопрос: какие опасности могут быть во время дождя? Какие предметы могут мешать обзору дороги, закрывают видимость приближающегося транспорта.

Все занятия  развивают ориентировку в пространстве, воспитывают потребность в соблюдении правил дорожного движения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!