Формы и методы подготовки учащихся к итоговой аттестации по обществознанию
Автор: учитель истории и обществознания
МОУ Коломенской СОШ
Литонова О.Л.
Задача подготовки учащихся к
прохождению итогового контроля
является одной из важнейших задач и
ставится перед учителем на раннем этапе
изучения новой учебной дисциплины.
Методы контроля
- понятийный диктант;
- тестирование;
- подготовка к написанию эссе;
- подготовка рефератов;
- составления плана ответа на поставленный вопрос;
- составление плана к тексту;
- заполнение таблиц;
- решение ситуационных задач;
- подготовка презентаций;
- взаимоконтроль.
Понятийный диктант
Понятие – форма мышления, отражающая существенный свойства, признаки предметов и явлений.
Структура понятия:
- термин;
- дефиниция, т.е. объяснение значения (смысла) данного термина.
Гражданское общество (термин) – это относительно независимая от государства сфера самоорганизации свободных граждан и добровольно сформировавшихся их объединений, отстаивающих свои цели, реализующих свои интересы (дефиниция).
- Тест – система диагностических заданий специфической формы, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата.
Преимущества тестирования:
- объективность оценки;
- достоверность информации об объеме усвоенного материала и об уровне его усвоения;
- эффективность;
- надежность;
- дифференцирующая способность;
- реализация индивидуального подхода в обучении;
- сравнимость результатов тестирования для разных групп учащихся
Тестирование
Тестирование
Классификаций тестовых заданий:
- тестовые задания закрытого типа
(с предписанными ответами, когда учащемуся необходимо выбрать из предложенных тот или иной вариант ответа);
- тестовые задания открытого типа
(когда учащемуся необходимо самому вписать правильный ответ)
Тестовые задания закрытого типа
- тесты с выбором одного правильного ответа или ответа «один из многих»
Пример
Что относится к естественным наукам?
1) история
2) математика
3) искусствоведение
4) физика
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.
1) гипотеза; 2) норма права; 3) диспозиция; 4) санкция
Тестовые задания закрытого типа
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из
предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«По форме конституция – это всегда ___(1) государства, принимаемый ___(2) (или
специальной конституционной ассамблеей, или непосредственно голосованием народа).
Конституция стоит на первом месте в ___(3) страны и содержит исходные начала
национальной системы ___(4). Главные вопросы её содержания - о власти, формах
___(5), положении личности, устройстве государства. Конституционные ___(6) являются
основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и
общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих
на её территории иностранцев».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может
быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим,
мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов
больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) норма; Б) право; В) собственность; Г) отрасль; Д) документ; Е) парламент;
Ж) правосознание; З) законодательство; И) институт
Тестовые задания закрытого типа
- тесты с множественным выбором правильного ответа
Пример
Из приведённых ниже положений выберите те, которые относятся к непосредственной демократии.
1) референдум
2) Президент РФ
3) свободные выборы
4) парламент (депутаты)
5) органы местного самоуправления
6) собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование
7) индивидуальные или коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления
Тестовые задания закрытого типа
- тесты на установление соответствия
Пример
Установите соответствие между факторами производства и видами доходов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Виды доходов
1) зарплата
2) прибыль
3) рента
Факторы производства
1) земля
2) труд
3) капитал
Тестовые задания закрытого типа
- тесты с альтернативными ответами
Пример
Верны ли следующие суждения о морали?
А. Выполнение норм морали является свободным выбором человека.
Б. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Тестовые задания закрытого типа
- задания на установление последовательности
Пример
Укажите правильную последовательность действий гражданина при урегулировании социального конфликта.
1) обсудить предмет спора
2) понять необходимость прекратить конфликт
3) встретиться с оппонентом
4) договориться о встрече с оппонентом
5) договориться о взаимных уступках
Тестовые задания закрытого типа
- тесты на исключение лишнего или продолжение ряда в установленной закономерности
Пример
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением
одного, связаны понятием «мораль». Найдите лишний термин.
поведение; 2) этика; 3) нравственность; 4) искусство;
5) регулятор
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух,
относятся к понятию «юридический акт». Найдите два термина,
выпадающих из общего ряда.
1) правообразующие; 2) правоизменяющие;
3) правопрекращающие; 4) правомерные; 5) неправомерные;
6) непосредственные; 7) косвенные
Тестовые задания закрытого типа
Пример
В приведенном ниже списке указаны черты сходства
парламента и правительства, а также черты отличия
парламента от правительства. Выберите и запишите
в первую колонку таблицы порядковые номера черт
сходства, а во вторую колонку – порядковые номера
черт отличия.
1) представляет самостоятельную ветвь власти
2) работает под руководством премьер-министра
3) является представительным органом власти
4) обладает правом законодательной инициативы
Черты сходства
Черты отличия
Тестовые задания открытого типа
- задания с ограничениями на ответ
Пример
Вставьте пропущенное слово:
«Основными формами правления являются …. и республика».
Тестовые задания открытого типа
- задания свободного изложения
Пример
Проиллюстрируйте тремя примерами
отличия в системе управления
парламентской и президентской республик.
Приведите три примера правоотношений,
регулируемых нормами гражданского права.
Подготовка к написанию эссе
- подготовка к написанию эссе
- 1.Обучение развернутому ответу с элементами аргументации посредством приема незаконченного предложения»: «Я считаю (думаю и др.,), что..., так как...»
- 2.Введение понятий «тезис», «аргумент»
- 3.Обучение подбору аргументов в поддержку и опровержение какого-либо положения, позиции и т.д. с опорой на изученные обществоведческие понятия и термины
- 4.Обучение приемам аргументации собственной позиции в ходе ведения учебных дискуссий
Подготовка к написанию эссе
Никитин А.Ф. Основы обществознания: Учебник для 8 класса.
§ 7 «Свобода – это ответственность»
Темы для рефератов, сообщений, дискуссий.
1. Надо быть, а не казаться.
2. Люди существуют друг для друга (Марк Аврелий).
3. За худые дела слетит и голова (пословица).
4. Сколько вору не воровать, а виселицы не миновать (пословица).
Составление плана
- к тексту
- ответа на поставленный вопрос
Принципы составления плана
готового текста
- установление членения текста на словесные блоки;
- определение главной мысли каждого выделенного смыслового блока
- формирование пункта плана, отличающего то существенное, что связывает его с другими частями текста в логическое целое
ответа на поставленный вопрос
- прогнозирование структуры создаваемого ответа;
- определение главной мысли каждой части;
- установление круга важных вопросов в составе каждой части;
- формирование пунктов и подпунктов плана, составляющих в целом логическое единство
Таблицы
- составление таблиц, в том числе самостоятельно сконструированных
Основные теории происхождения государства и права
Название теории, ее основные представители
Основные положения теории
Теологическая,
Фома Аквинский, XIII в.
Государство есть продукт божественной воли, соц.-эк. и правовое неравенство предопределены свыше → непослушание гос. власти можно расценивать как непослушание Богу
Патримониальная,
Людвиг фон Галлер,
XIX в.
Из права владения землей (патримониум) власть распространяется на людей, проживающих на этой земле
Решение правовых задач
- решение ситуационных (правовых) задач
Примеры
- Артем купил автомобиль, но пока автомобиль стоит в гараже, так как
Артем только учится в автошколе. Какое правомочие Артема как
собственника иллюстрирует этот пример? Назовите другие два правомочия.
- Несовершеннолетняя Галина были принята на должность уборщицы в
ночной клуб. Какая норма трудового законодательства, регламентирующая
труд молодежи, была нарушена?
- 14-летний Иван украл в супермаркете торт-мороженое и был
задержан сотрудником охраны. Может ли Иван быть привлечен к
административной ответственности? Свой ответ обоснуйте.
- Сергей, в пятилетнем возрасте оставшийся без попечения родителей,
стал воспитанником детского дом. Какое право ребенка нарушено в
данной ситуации? Назовите любые два других права ребенка.
Формы и методы, используемые для подготовки учащихся
к итоговой аттестации
Основная школа
Средняя школа
методы устного контроля;
понятийный диктант;
тестирование;
составление плана к тексту;
заполнение таблиц;
решение ситуационных задач;
взаимоконтроль;
подготовка к написанию эссе.
тестирование;
понятийный диктант;
методы устного контроля;
составление плана ответа на поставленный вопрос;
решение ситуационных задач; взаимоконтроль;
работа с научным текстом; подготовка к написанию эссе;
подготовка рефератов и презентаций
Выводы
Спасибо за внимание!