СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы обучения на современном учебном занятии по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка представляет собой разработку урока географии в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по географии»

ШКОЛА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ.

Практикум "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по географии"


ФИО: Гуреева Вера Михайловна, учитель географии

Класс: 6

ТЕМА УРОКА: «Температура воздуха».

Тип урока: урок усвоения новых знаний с элементами практикума.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, иллюстративный, проблемный, исследовательский

Цель урока: Создать условия для формирования у школьников понятия и знания свойств атмосферы на основе изучения температуры воздуха и установления причинно-следственных связей.

Задачи урока:

Образовательные: Формировать представление учащихся об особенностях и закономерностях изменения температуры воздуха, причинно-следственных связях углов падения солнечных лучей и нагревания земной поверхности, ввести понятия «термометр», «суточная амплитуда», «годовая амплитуда», «средняя суточная температура воздуха», «средняя годовая температура воздуха».

Развивающие: Продолжить развитие навыков работы с текстовыми и картографическими источниками информации, навыков логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей, анализа имеющихся знаний;

Воспитательные: Воспитание взаимоуважения, организованности, аккуратности, умения работать в группах, выслушивать мнение другого человека, любовь и уважение к природе; воспитание осознанных мотивов учения, познавательного интереса к предметам ЕМЦ.


Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • Знать понятия: годовая амплитуда температуры воздуха, средняя годовая температура воздуха, суточная амплитуда, средняя суточная температура воздуха

  • Уметь характеризовать каждый термин урока;

  • Знать причину нагревания воздуха и его изменения в течении суток, месяца, года; ; знать значение нагревания воздуха для живых организмов

Личностные:

  • Проявлять ответственное отношение к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • Обладать опытом участия в социально значимом труде;

  • Обладать осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

  • Обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; осознание ценностей географических знаний и применять эти знания в определенной ситуации.


Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

  • Вычитывать все уровни текстовой информации;

  • Уметь производить поиск информации, анализировать, оценивать её достоинства;

  • Строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи

Регулятивные:

  • Умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • Оценивать достижения на уроке

  • Оценивать работу одноклассников

  • Высказывать суждения, подтверждая ее фактами

  • Работать с текстом, презентацией, раздаточным материалом

Коммуникативные:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

  • Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать фактами.

  • Понимать позицию другого, различать в его речи мнение(точку зрения), доказательство (аргументы), факты

Основные понятия, изучаемые на уроке:

«термометр», «суточная амплитуда», «годовая амплитуда», «средняя суточная температура воздуха». «средняя годовая температура воздуха».



Ход урока



Этапы учебного занятия:

Методические приемы / Формы работы/ Педагогические технологии,

применяемые на данном этапе урока

Оценка этапа

(Зачтено/

Незачтено)

I

Организационный этап.  

Учитель проверяет готовность класса к уроку, настраивание детей на работу.

Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.

Пусть он всем пойдет вам впрок,

Будем слушать, отвечать,

Работать с текстом и считать.

Ребята, я вам желаю сегодня на уроке удачи, успеха, победы в труде. А что пожелаете вы друг другу и себе? (ответ каждой группы)


II.

Этап целеполагания. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Учитель: - Кто догадается, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

А- Методический прием «Отгадай загадку»

Она бывает низкой,

Бывает и высокой,

Нормальною бывает,

А так же нулевой.

Её мы замечаем

И в школе изучаем,

И даже измеряем,

Когда кто-то больной.

Ей занимался Цельсий,

И Кельвин применял не раз.

Ну! Кто своей догадкой

Порадует всех нас?

(ответы учеников «температура», «температура воздуха»)

Молодцы, правильно - это температура воздуха. Запишем тему урока «Температура воздуха».

Давайте выясним, что нам уже известно по теме урока?

(что такое «температура воздуха», «в чем она измеряется,).

Отлично! Но задачи нашего сегодняшнего урока более обширны,а определить нам их поможет фрагмент литературного произведения…(методический прием «Яркое пятно»

Учитель зачитывает отрывок из книги С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» о том, как глупый Тролль замерз.

- «Жил когда-то в лесу одноглазый тролль. Задумал он построить себе дом - такой же, как у людей. И построил. Дом вышел отличный. От стены до стены - верста, от пола до потолка - три версты. Одно только плохо - печки в доме нет. Верно, тролль не разглядел своим одним глазом, что люди у себя в домах складывают печи. Зима по лесу гуляет. А тролль сидит в своем доме и дрожит от холода. - Никуда этот дом не годится! - рассердился тролль, - Надо новый строить. Только теперь я буду умнее. Построю дом поближе к солнцу – пусть оно меня греет. И тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч.   - Вот теперь, пожалуй, хватит! - сказал тролль. - Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну! И тролль полез на гору. Только что такое?! Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. "Ну, - думает, - отсюда до солнца рукой подать!". А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Тролль этот был упрямый: если уж ему в голову что западет - ничем не выбьешь. Решил на горе построить дом - и построил. Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает. Так этот глупый тролль и замерз. "И почему это? - думал Нильс, поеживаясь от холодного воздуха. -Наверху ведь в самом деле ближе к солнцу, а холоднее?".

Так какие же задачи нам предстоит решить на сегодняшнем уроке? (Как и почему изменяется температура воздуха на земле, от чего зависит изменение температуры воздуха, с помощью каких приборов она измеряется). И от себя добавлю, что сегодня мы научимся записывать значение температуры не только в виде чисел, но и при помощи графиков. А для этого нам придется обратиться к какой науке?

(математике)




III.

Актуализация знаний.  Этап планирования


Технология критического мышления: прием "Проблемная ситуация".

- Ребята, так почему замёрз Тролль?

Открывая для себя сегодняшнюю тему урока, знакомую, как нам кажется, и в то же время совершенно не знакомую, мы с вами будем работать в трех различных лабораториях-

Лаб. Географии

Лаб. Физики

Лаб. Математики

Класс разделен на группы, каждая группа имела предшествующее задание встретиться с учителями – предметниками выше озвученных дисциплин и проконсультироваться по определенным вопросам кейса и на сегодняшнем уроке поработать в качестве консультантов для остальных ребят по своим заданиям. Итак, свой кейс с заданиями получают:

1. География

    1. Что является источником тепла и света на Земле? Нагревание земной поверхности.

    2. Изменение температур в течение суток (вращение Земли вокруг своей оси).

    3. Изменение температур в течение года по месяцам (вращение Земли вокруг Солнца, смена времён года).

    4. Изменение температуры воздуха с высотой (закономерность: с поднятием на 1 км t воздуха падает на 6°С).

2. Физика

    1. Знакомство с прибором для определения температуры, виды термометров.

    2. Правильное измерение температуры воздуха.

    3. Определение амплитуды колебания температуры воздуха.

3. Математика

  1. Построение углов с помощью транспортира.

  2. Объяснение алгоритма решения задач с использованием амплитуды.

  3. Математическое построение графиков хода температур воздуха.

Обучающиеся работают в группах, определяя, как и кто будет освещать вопрос темы своей лаборатории.



IV.

Открытие новых знаний


Выступление представителей лабораторий

1. География ( работают с электронной презентацией , демонстрирует на слайдах особенности нагревания земной поверхности, закономерности изменения температур воздуха в течение суток, месяцев и года, наводят на связь с пройденной темой «Вращение Земли»).

Модуль 2. Физика (демонстрируют и объясняют устройство и виды термометров, нахождение цены деления, правила определения амплитуды температур воздуха).

3. Математика (повторяют и отрабатывают навыки работы с транспортиром по построению углов, построение графиков на сетке координат, отрабатывают алгоритм решения задач, определение среднемесячной, среднегодовой температуры = нахождение показателя среднего значения температур).

Учитель помогает в выступлениях ребят по мере необходимости, учащиеся по ходу выступления одноклассников делают необходимые записи в тетрадях.



V.

Учебные действия по реализации плана урока


Ребята, на основе выступлений ваших товарищей и записей в ваших рабочих тетрадях, какие выводы можно сделать из всего услышанного сегодня на уроке.

Учащиеся делают вывод по теоретическому материалу:

    1. В тропосфере температура воздуха нагревается от поверхности земли.

    2. Чем выше от поверхности Земли, тем холоднее.

    3. Закономерность: в тропосфере с высотой температура воздуха понижается на 60С на каждый километр.

    4. Температуру измеряют термометром.

    5. Метеорологи строят графики хода

температур для анализа, сравнения и

прогнозирования погоды.


VI.

Самоконтроль/ взаимоконтроль


Предлагаю вам поработать в парах и попробовать решить интересные географические задачи по теме урока (возможен сигнал sos(помощь консультантов лаборатории) :

Задания для пар.

Задание 1.

  1. Какова высота горы в Гималаях, если у подножия температура воздуха составляет + 26ºС, а на вершине -10ºС.

  2. Определите температуру воздуха за бортом самолёта, если температура воздуха у поверхности Земли равна 200С, а высота полёта – 4000м?

Задание 2.

Построить углы падения солнечных лучей на землю, определить, в какое время суток температура воздуха будет наиболее высокой и почему?

Задание 3. Определить, чему равны прямые и отвесные углы падения солнечных лучей на поверхность Земли в районе экватора и полюсов. Как это влияет на формирование климата и погоды в данных местах?


Задание 4. Построить график хода средней суточной температуры воздуха.



Работа в парах оценивается консультантами лабораторий и учителем.


VII.

Первичная проверка понимания  


Методический прием «Лови ошибку».

Если согласны с утверждением сигнальный знак зелёного цвета, если нет – красного цвета.

  • Воздух нагревается по схеме: Солнце – Земля – воздух.

  • Чем ближе к Земле, тем холоднее.

  • Температура воздуха понижается от экватора к полюсам.

  • Количество солнечной энергии меняется по сезонам года в нашей местности.

  • Температура воздуха на одной и той же широте меняется по сезону.

  • Температура воздуха не зависит от угла падения солнечных лучей.

  • Если бы не было наклона земли к плоскости орбиты, то сезоны года сохранились бы.


VIII.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению  


§ 19,

На выбор :

  • составить кроссворд, ребус, тест из 5 вопросов с 4 вариантами ответов по теме «Температура воздуха».

  • Выбрать задание самостоятельно «по душе»




IХ.

Рефлексия


Методический прием «Обратная связь»

Вернуться к слайду «цель и ожидаемый результат урока», выяснить решены ли поставленные задачи урока, достигнут ли целевой результат;

  • Ответ на проблемный вопрос:

Так почему замёрз глупый Тролль?

  • Продолжи фразу:

«Для меня было открытием то, что…»

«Мне было интересно…»

«Мне было трудно…»

- За что ты можешь себя похвалить?

- За что ты можешь похвалить одноклассников?

- Что чувствовал?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!