Формы физического воспитания школьников во внеурочное время
Мацкевич Иосиф Евгееньевич
Внеклассная работа отличается от учебной работы тем, что:
осуществляется на добровольных началах, а ее содержание и формы организации определяются с учетом интересов большинства учащихся и условий школы;
она строится на основе широкой общественной активности школьников, объединенных в школьный спортивный клуб, при контроле и поддержке со стороны администрации, учителей, родителей, шефов;
педагогическое руководство внеклассной работой приобретает в большей мере инструктивно-педагогический характер, стимулирующий проявление творческой инициативы учащихся.
Зная все эти особенности организации внеклассной работы по физическому воспитанию, учитель сможет организовать её так, чтоб она была эффективной и результативной. В этом и заключается актуальность данной темы.
Одним из видов внеклассной работы в школе является массовая физкультурная и спортивная работа.
Задачи внеклассной работы:
содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач;
содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся;
углублять и расширять здания, умения, навыки, получаемые учащимися на уроках, физической культуры;
воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников;
организовывать здоровый отдых учащихся;
прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Содержание внеклассной работы
Внеклассная работа проводится во внеурочное время в виде занятий по спортивным играм, легкой атлетике, туризму, в секциях, кружках.
Основным содержанием внеклассных занятий с учащимися является материал учебной программы по физической культуре, используемый с целью совершенствования умений и навыков, учащихся в выполнении различных упражнений, как в обычных условиях, так и в усложнённых, в частности на местности.
Дополнительный материал берется из журналов «Физическая культура в школе», и соответствующей литературы. Значительнее место отводится общеразвивающим упражнениям без предметов и с предметами, упражнениям на гимнастических скамейках и стенке, со скакалками, в равновесии, лазанье, прыжках.
Самое большое место во внеклассной работе занимают игры. При этом программный материал по играм значительно расширяется за счет дополнительных игр, близких по своему содержанию к программным. Особое внимание при проведении внеклассных занятий, в том числе и игр, уделяется соответствию используемого материала, изучаемому на уроках учебному материалу, чтобы сочетание учебных и внеклассных занятий способствовало совершенствованию двигательных умений и навыков детей.
Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Основными формами являются: походы, занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях.
Организация внеклассной работы
Общее руководство работой школьного спортивного клуба возлагается на учителя физической культуры.
Для проведения практической работы с учащимися организуются секции. В первую очередь создается секция общей физической подготовки, работающая весь учебный год. Основой занятий секции общей физической подготовки является учебная программа. На занятиях секции совершенствуются умения и навыки, в выполнении упражнений, усложненных условиями местности, введением новых элементов.
Обязательными условиями для создания секций по видам спорта являются: наличие мест для занятий, необходимое оборудование и инвентарь, а главное - квалифицированное руководство. Руководители спортивных секций должны хорошо знать данный вид спорта, методику проведения занятий, особенности занятий с детьми.
Формы внеклассной работы
Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика проводится ежедневно перед занятиями в режиме учебного дня. Для проведения зарядки готовятся 2-3 ученика из класса. Комплекс УГ меняется 1 раз в две недели, разрабатывается учителями физической культуры и разучивается с детьми, ответственными за проведение УГ. Контроль за проведением УГ осуществляет учитель-предметник, который проводит 1 урок. Зарядка длится 10 минут.
Спортивные секции
Спортивные секции создаются для учащихся, желающих заниматься определенным видом спорта.
В секции приглашаются школьники основной медицинской группы, получившие допуск врача к занятиям. Проведение конкурсного отбора нежелательно, так как это противоречит основным задачам внеклассной работы. В секции учащиеся распределяются по группам с учетом возраста, пола, уровня спортивной подготовленности. Согласно существующему положению дети допускаются к спортивным занятиям.
Спортивные соревнования
Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в начальной школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе физкультуры, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив.
Соревнования, как и другие виды внеклассной работы, включаются в общий годовой план работы школы.
С учащимися начальных классов школы могут проводиться соревнования по подвижным играм, легкой атлетике.
В программу соревнований по играм включаются подвижные игры из школьной учебной программы и игры, которые были хорошо разучены на внеклассных занятиях. Соревнования по подвижным играм могут проводиться среди всех учащихся.
Соревнования по подвижным играм при наличии соответствующих условий можно проводить в любое время года. Спортивные соревнования в школе могут проводиться в классе между командами, а в школе между классами.
Для подготовки и проведения соревнований надо привлекать как можно больше учащихся. Они обычно готовят места для соревнований, инвентарь, оформляют площадки или залы, судейские протоколы. Дети, не участвующие в соревнованиях, работают судьями (будучи хорошо проинструктированными, они смогут производить измерения и запись результатов, подсчет очков).
Дни здоровья
Дни здоровья проводятся один раз в четверть с охватом всех учащихся 1-11-х классов. В программу соревнований входят спортивные и подвижные игры, «Веселые старты» и эстафеты. Выбирается лучший спортивный класс и лучший спортсмен школы.
Экскурсии и походы
Экскурсии и походы выходного дня проводят классные руководители вместе с учителями физической культуры и родителями. Прогулки, экскурсии и походы чаще всего проводятся в осеннее- весенний период.
Прогулки обычно совершают без определенных образовательных целей, ради отдыха на лоне природы. Экскурсии имеют определенные образовательные цели и проводятся по заранее намеченной тематике.
В походах в отличие от экскурсий сочетается выполнение образовательных задач с условиями походной жизни (разбивка бивака, приготовление пищи, преодоление трудностей, встречающихся в любом исходе, и т. д.).
Прогулки и экскурсия проводятся с учащимися всех начальных классов школы, походы организуются для учащихся III классов. Обычно эти мероприятия проводятся для каждого класса отдельно.
Спортивные праздники
Спортивные праздники обычно посвящены тематическим датам. В школе традиционно проводятся следующие мероприятия, посвященные знаменательным датам: « Папа, мама, я – спортивная семья», «А, ну-ка, парни!», Смотр строя и песни другие.
Значение внеурочной деятельности
- Способствует повышению уровня двигательной активности детей и укреплению их здоровья;
- Содействует организации активного отдыха школьников;
- Удовлетворяет их индивидуальные интересы в физическом совершенствовании и способствует формированию к занятиям спорта;
- Развивает социальную активность школьников.
Выводы
Эффективность внеклассной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий:
- тесная связь с учебной работой (преемственность содержания, организационно-методические приемы и т. д.);
- доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся;
- преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива;
- привлечение родителей и шефов к материально-техническому обеспечению условий для занятий, к руководству секциями, командами;
- четкое руководство со стороны администрации и учителей деятельностью школьного спортивного клуба.