СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формула успеха.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Формула успеха" расчитана на 11 классников, для коррекции тревожности перед экзаменами.

Просмотр содержимого документа
«Формула успеха.»

СЛАВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МБОУ «БОЛЬШАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



УТВЕРЖДАЮ.

Директор МБОУ «Большаковская СОШ»

_____________________М.А.Близнюк

«______»_____________2020г.


















Программа психологической подготовки

обучающихся 11 класса

к единому государственному экзамену

«Формула успеха»

на 2020-2021 учебный год









Составитель:

педагог-психолог

Иванченко Ольга Андреевна







п. Большаково

2020 год






Пояснительная записка

Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». Экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. Подготовка и сдача экзаменов связаны с чрезвычайно большим напряжением для учащихся. Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания – все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние растущего организма. Экзаменационный стресс снижает не только работоспособность, но и сопротивляемость организма к различным болезням, провоцирует обострение уже имеющихся заболеваний.

Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников еще и потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен возможностям. Предэкзаменационный период важен не только с точки зрения подготовки проверки знаний, но может стать «тренингом» самостоятельности. Психологическая помощь подросткам в период подготовки к экзаменам позволяет им более полно реализовать возможности личностного роста.

Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны нервно-психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей (стрессоустойчивости) школьников.

Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

- сомнение в полноте и прочности знаний;

- сомнение в собственных способностях: в логическом мышлении, умении анализировать, концентрации и распределении внимания;

- психофизические и личностные особенности: тревожность, астеничность, неуверенность в себе ;

-стресс незнакомой ситуации;

- стресс ответственности перед родителями и школой.

Процедура прохождения Единого государственного экзамена - деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций.

Цель программы: оказание психологической помощи учащимся в подготовке к сдаче ЕГЭ.

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызвать у выпускников различные трудности. Различают три вида трудностей: познавательные, личностные и процессуальные.

Познавательные трудности проявляются в недостаточном объеме знаний, а также в недостаточной сформированности навыков работы с тестовыми заданиями.

Основное проявление личностных трудностей - повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению работоспособности и концентрации внимания.

К процессуальным трудностям относятся трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов и критериями оценки.

Задачи:

- познакомить выпускников с особенностями и процедурой ЕГЭ для снижения тревоги и повышения интереса к результатам экзамена;

- научить справляться с психологическими трудностями при подготовке и сдаче экзаменов;

- развить умение адекватно оценить свои возможности, планировать и распределять время;

- освоить на практике методы саморегуляции, методы снижения напряжения и самоподдержки;

- повысить самооценку учащихся, уверенность в себе и в положительном результате сдачи экзамена.

Формы и методы работы: важным компонентом психологической подготовки выпускников к ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологической подготовки выпускников к Единому государственному экзамену являются психолого-педагогические занятия с элементами тренинга.

На занятиях не просто происходит обучение технологиям, но и формируются позитивные установки, помогающие эффективно сдавать экзамены и справляться с любыми стрессовыми ситуациями в жизни. В процессе занятий каждый участник пополняет свою «копилку» представления о ЕГЭ: чем лично для меня ЭГЭ лучше традиционного экзамена; наиболее подходящие для меня способы снятия тревоги и напряжения; что лично мне помогает чувствовать себя увереннее (мои ресурсы).

Формы работы: групповая дискуссия, разбор конкретных ситуаций на экзаменах, отработка умений и навыков в специальных упражнениях, групповое обсуждение, информирование, психогимнастика, мозговой штурм, освоение техник (саморегуляция, самоподдержка) в специальных упражнениях.

Ожидаемые результаты:

- понимание психологических основ сдачи экзамен

- освоение техник саморегуляции;

-освоение приемов планирования рабочего на экзамене;

- формирование позитивного отношения к процессу сдачи экзаменов;

-повышение сопротивляемости стрессу;

-развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние ресурсы.


Тематический план.



№ занятия

Темы занятия

Количество часов

1.

Результаты диагностики

1

2.

Плюсы и минусы ЕГЭ: объективный взгляд на экзамен.

1

3.

Мой учебный стиль

1

4.

Моя ответственность на экзамене

1

5.

Понятие о стрессе. Как справиться со стрессом на экзамене?

1

6.

Уверенность на экзамене.

1

7

Всего

6



ЛИТЕРАТУРА

1.Еремина О. Тест «О правилах и процедуре проведения ЕГЭ».\\ Школьный психолог.-2008.-№9.

2.Журавлев Д. Экзамен- способ проверки знаний или психологическое испытание? \\ Народное образование.- 2003.-№4.

3.Липская Т., Кузьменкова О. Готовимся к ЕГЭ (тренинг для старшеклассников).\\Школьный психолог.-2008.-№9.

4. Селье Г. Стресс без дистресса.-Рига: Виеда, 1992.

5.Стебенева Н., Королева Н. Путь к успеху (программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ).\\Из материалов сайта Липецкого областного центра психолого-педагогической и социальной помощи детям и подросткам.

6.Чибисова М. Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе).- М.: Генезис, 2004.

7. Шевцов С.А. Горе от ума. \\ Школьный психолог.-2006.- № 8.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!