СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирующее оценивание на уроках истории и обществознания

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирующее оценивание на уроках истории и обществознания»

Формирующее оценивание на уроках истории.

Формирующее оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами. Происходит мотивирование учащегося к обучению, постановка образовательных целей и определение путей их достижения.

Цель формирующего оценивания Корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов.

Классификация методов и приёмов формирующего оценивания. По цели применения: оценивающие результат образовательной деятельности оценивающие метапознавательную деятельность. По времени проведения: регулярно используются в течении образовательной деятельности (урока) используемы после изучения определённого блока ( темы, правила, и т.д.) недельный отчет По участникам процесса оценивания -оценивание учителя и ученика; -самооценка; -взаимопроверка учащимися; -комбинированное оценивание.

Два подхода к использованию оценивания Формирующее оценивание Итоговое оценивание Оценка применяется для получения данных о текущем состоянии , для определения ближайших шагов в направлении улучшения Оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.

Два подхода: учимся находить разницу «Когда суп пробует повар — это формирующее оценивание; когда суп пробуют гости — это итоговое». Боб Стэйк (Bob Stake) «Формирующее оценивание используется в основном, чтобы обернуться и «перезапустить» процесс преподавания и обучения». Tunstall &Gipрs,1993 «Формирующее оценивание – это осознание пути, который привел к результату. Итоговое оценивание – это осознание результата».

Система формирующего оценивания построена на следующих основаниях: оценивание  может быть только критериальным (критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям); критерии оценивания, алгоритм выставления отметки заранее известны учащимся и педагогам; учащиеся могут вырабатывать критерии совместно с учителем; учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Коммуникативные УУД Лист самооценки должен включать не только 1) оценку группы (может работать 1-2 ученика), но и 2)Самооценка (каждый оценивает себя).

ОЦЕНИВАНИЕ ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ (ПОДТЕМЫ, БЛОКА, РАЗДЕЛА, ПАРАГРАФА И Т.Д) «Индекс карточки» (карточка с заданиями на обеих сторонах), например: 1- я сторона. Перечислите основные мысли и идеи из изученного материала (раздела, темы) и обобщите их. 2-я сторона. Определите какой материал вы не поняли в изученной теме( разделе, параграфе ) и сформулируйте вопросы. Оцениваемые результаты: предметные Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка) Цель проведения: анализ трудностей, возникших у учащихся в результате изучения темы; выявление материала, необходимого для повторного объяснения , повторения, закрепления.

«Одноминутное эссе» ( возможны варианты: двух-, трёх-, пятиминутное) Написание эссе по вопросам. Например: 1.Что главное ты узнал сегодня на уроке? 2. Какой материал для тебя остался непонятным? 3. Что нужно оставить в памяти? Оцениваемые результаты: предметные Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка) Цель проведения: анализ трудностей, возникших у учащихся в результате изучения темы; выявление материала, необходимого для повторного объяснения , повторения, закрепления.

«Цепочка заметок» или «Гармошка» Учащиеся передают друг другу листок, на котором учитель написал один вопрос по поводу происходившего на уроке. Пример: «В чём разница между целями и задачами проекта?» Получив листок, ученик находит момент, пишет ответ и кладёт его в конверт. . Анализ ответов позволит сделать вывод о сформированности у учащихся УУД –целеполагания. Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Кто проводит оценивание: учитель Цель проведения: анализ ответов позволит сделать вывод о возможных трудностях, возникающих у них в процессе урока.

«Вопросы для тестов» Учащиеся составляют по какой-либо теме вопросы для теста и дают возможные ответы к ним в формате, заданном учителем. Оцениваемые результаты: предметные Кто проводит оценивание: учитель Цель проведения: анализ вопросов и ответов позволит сделать вывод о понимании темы. Наиболее удачные вопросы можно использовать в дальнейшей работе.

Недельный отчёт Недельные отчёты- листы, которые учащиеся заполняют раз в неделю, отвечая на три вопроса: 1. Чему я научился за эту неделю? 2. Какой изученный материал остался для меня неясным? 3. Если бы я был учителем, какие вопросы я задал бы учащимся для проверки понимания изученной темы? Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка) Цель проведения: недельные отчёты дают учащимся возможность провести рефлексию вновь приобретённых знаний и сформировать вопросы о том, что им неясно. Учитель может: 1) узнать о затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников; 2) получить полезную обратную связь и реорганизовать содержание курса; 3) проникнуть в то, как учащийся осознает собственную учебную деятельность.

ОЦЕНИВАНИЕ В ХОДЕ УРОКА «Две звезды и желание» Учитель предлагает ученикам проверить работы одноклассников и не оценить их работы, а определить в них два положительных момента – «две звезды», кроме того, выделить один момент, который заслуживает доработки – «желание». Данный вид оценивания может проводиться в письменной или устной форме. Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Кто проводит оценивание: учащиеся (взаимооценка) Цель проведения: анализ результатов проверки позволяет определить уровень владения материалом, выявить ошибки в понимании темы, способность учащихся обобщать.

«Поиск ошибки» Учитель намеренно даёт учащимся письменные задания с ошибками или устные высказывания, о каких- либо идеях, принципах или процессах, содержащие ошибки. Затем после исправления дать оценить другой группе, которая либо согласиться с ответом, либо укажет на допущенные неточности. Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Кто проводит оценивание: учитель Цель проведения: анализ понимания учащимися основных идей , принципов, логики выполненного задания.

«Перефразируй» Способ уточнения сказанного, согласно которому часть текста может быть переделано тремя способами: 1) перефразировано с сохранением смысла; 2) перефразирование с изменением смысла; 3) передано без изменений. Учащиеся проверяют соответствие предложенному тексту своих ответов. Свои ответы учащиеся должны объяснить как они работали над Оцениваемые результаты: метапредметные предметные Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка и взаимооценка) Цель проведения: варианты ответов и объяснение выбранного варианта поможет учителю выявить проблемы в понимании материала или ошибки в логических рассуждениях.


«Рассуждение по алгоритму» На первом этапе работы учитель совместно с учащимися вырабатывает алгоритм выполнения задания. Разработанный алгоритм записывается на доске (выносится на слайд, распечатывается и раздаётся учащимся и т.д.). На втором этапе учащиеся по алгоритму выполняют задание самостоятельно. На третьем этапе, используя алгоритм, учащиеся рассказывают о результатах работы, объясняя вслух логику своего рассуждения. Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (взаимооценка) Цель проведения: высказывание ученика по алгоритму позволит учителю немедленно выявить, в каком месте алгоритма произошла ошибка, и объяснить учащемуся причины её возникновения.


«Если бы я был учителем» Учащимся предлагается , поставив себя на место учителя, объяснить классу тему, ход выполнения задания Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (взаимное оценивание работы) Цель проведения: учитель сможет выявить ошибки, трудности, неточности объяснения учащегося и откорректировать их.



«Перевод информации» Учащемся предлагается преобразовать один вид информации в другой, например текст в таблицу, таблицу в текст, текст в картинку, график в текст и т.д. Данный вид работы выполняется в письменной форме. Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Кто проводит оценивание: учитель Цель проведения: анализ понимания материала, умения переводить один вид информации в другой.

Ролевая игра Суд над политическим руководителем Сталин, Наполеон и т.д. (обвинители, защитники и неопределившийся- присяжные (Они разрабатывают критерии ) по которому будет проведено ФО Критерии разрабатывают ученики.

Преимущества формирующего оценивания Преимущества для ученика: вовлечение «внутрь» процесса, повышение мотивации, представление о целях обучения и о путях их достижения, знание критериев оценивания Преимущества для учителя: непрерывная обратная связь относительно достижений и недостатков учащихся позволяет правильно корректировать преподавание; это еще один путь профессионального роста и развития педагога.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!