Рубцова Ирина Алексеевна,
директор МОУ «Гимназия № 4»
г.о. Электросталь МО
Формирующее оценивание как инструмент повышения качества образования в школе
Требования к обучающемуся
- должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.
Учитель при оценивании:
Отличия в подходах к оцениванию
это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом
Принципиальное отличие ФО
Центрировано на ученике
Разносторонне результативно
Своевременно! Как материал для корректировки программы
Направляется учителем
Непрерывно
Коренится в качественном преподавании
Формирует учебный процесс
Определено контекстом
* Цель: создание ранней обратной связи
Смещение акцентов
Заучивание алгоритма
Понимание взаимосвязей, закономерностей
Долговременный интерес к предмету!
Группы методов ФО
По цели оценивания:
Оценивающие результат
По времени проведения:
Оценивающие метапознавательный процесс
Регулярно используемые в процессе обучения
По возможности использования:
Используемые после прохождения темы/курса
Универсальные
С точки зрения участников оценивания:
Предметные
Только учителем
Самооценивание
Взаимооценивание
Комбинированное оценивание
I. Рефлексивные оценочные техники
1. Недельный отчёт
Цель: - исследовать тенденции и определить индивидуальные особенности - проследить развитие навыков письменной речи - дать обратную связь по тем вопросам, которые кажутся важными детям внутри данного предмета/темы
Зачем? - для развития курса, его корректировки - выявления индивидуального и типического в восприятии предмета/данной темы - работы с вопросами, важными вообще, не только в рамках предмета (Как я получаю знания? Что помогает мне объяснить мир вокруг?)
I. Рефлексивные оценочные техники
2. Опросник отношений (аффективный опросник)
Цель: Обнаружить восприятие учеником: - содержания курса - специальных компонентов курса - трудных для него элементов курса - эффекта от внедрения инноваций
Использовать в начале курса для выработки стратегии В середине и по окончании курса для сравнения результатов и корректировки
Зачем? - обеспечивает информацией о чувствах, эмоциях, восприятии учениками всего, что происходит в классе; - помогает оценить степень усвоенности темы, определить, в чём ещё нуждается ученик, как сам он видит свою дисциплину
II. Оценочные техники по гуманитарным предметам
Оценочные рубрики
- набор критериев и баллов
- регулярность использования
А почему не 5?!
III. Оценочные техники по предметам естественнонаучного цикла
ФО на практике
Ошибки при переходе к ФО
- Противоречия между формирующим и суммативным оцениванием
- Строго авторитарный тип преподавания
- Сравнение результатов оценивания со среднестатистическими
- Отсутствие четко проработанных критериев, единых для всей школы
- Внимание только к результату, невнимание к пути его достижения
Преимущества работы в Аccess: 1) автопостроение диаграмм,
2)возможность авторейтингования,
3) быстрый доступ к результатам конкретного ребенка,
4) отслеживание динамики индивидуального прогресса.
Результаты:
- создана электронная база данных образовательных достижений учащихся : 2-х классов – математика (за 5 лет), 3-х классов – математика (за 4 года), 5-х классов – математика, русский язык, метапредметная работа (3 года) 7-х классов – математика, русский язык (4 года); 8-х классов – метапредметная работа (1 год); 9, 11 классов – работы в системе СтатГрад (4 года)
- по данным электронных таблиц созданы формы и запросы в Access, позволяющие осуществлять быстрый доступ к данным конкретного учащегося.
«Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененными по достоинству» У. Джеймс
Контакты
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!