Формирование универсальных учебных
действий на уроках гуманитарного цикла
,
учитель истории МАОУ СОШ с. Новополеводино Коннова Наталья Борисовна и учитель русского языка и литературы Шейко Н.Ю.
Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить А. Дистерверг
Научить детей мыслить –вот главная задача
Умеющие мыслить умеют
задавать вопросы.
Э. Кинг
«Давать знания»
Редко можно найти учителя, который не стремился бы«давать знания»детям. Но какую модную технологию или УУД он не использовал, дети, как правило, не хотят «брать» эти знания
Почему?
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, УУД и метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин, и как следствие, учебный предметов.
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе учебной деятельности
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Чему учить?
обновление
содержания
Как учить?
Ради чего
учить?
обновление
ценности
средств
обучения
образования
формирование универсальных способов действий
Овладение системой учебных
универсальных действий на уроках
гуманитарного цикла
Способность к решению
учебно-познавательных и
учебно-практических задач
Вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность
Адекватность процедур и механизмов особенностям подхода
(в отличие от прежней установки на проверку освоения
«обязательного минимума содержания образования»)
Портрет выпускника школы
Портрет выпускника школы
тельский
интерес
- умеющий учиться, способный к самоорганизации, саморазвитию, самосовершенствованию.
умеющий слушать
и слышать партнера
имеющий возможность ориентации в различных предметных областях
участвующий в различных формах
организации учебно-исследовательской
и проектной деятельности
тивность
- уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения
- навыки самоорганизации и здорового образа жизни
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Планируемые результаты:
три основные группы результатов
ЛИЧНОСТНЫЕ:
ориентация
- ценностно-смысловая;
- в социальных ролях и меж-
личностных отношениях
ПРЕДМЕТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Основы системы
научных знаний
РЯ
Самоопределение:
Регулятивные:
личностное, профес-
организация деятельности
сиональное, жизненное
Лит
Опыт «предметной» деятельности по получению,
преобразованию
и применению
нового знания
ИЯ
Мат
Коммуникативные:
речевые навыки и
навыки сотрудничества
Смыслообразование:
связь между целью (ре-
зультатом) деятельности
и ее мотивом
Е/н
Соц
Муз
Познавательные:
общеучебные, в т.ч – знако-
во-символические, логичес-
кие, постановка и решение
проблемы
Нравственно-этическая
ориентация
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
ИЗО
Тех
Физ
Регулятивные УУД
К ним
относятся
коррекция
Плани-
оценка
Само-
контроль
Прогно-
регуляция
зирование
рование
Это предопределило отбор основных объектов норимрования, которые представлены ниже
(Слайд 7)
Познавательные
УУД
Постановка
и решение проблемы
проблемы
создание способов
решения
проблем
творческого и
поискового
характера
Логические
Общеучебные
-Самостоятельная
-Анализ
постановка цели
-Синтез
-Поиск информации
-Сравнение
-Структурирование знаний
-Подведение
под понятие
-Выбор эффективных
решений
-Установление
-Рефлексия
причинно-следственных
-Постановка и
связей
формулирование проблемы
-Доказательство
-Знаково-символические
-Выдвижение гипотез
действия
Коммуникативные
УУД
К ним
относятся
Разрешение
Постановка
Управление
Умение
Планирование
поведением
выражать
конфликтов
учебного
вопросов
сотрудничества
партнера
свои
мысли
с учителем
и
сверстниками
Это предопределило отбор основных объектов норимрования, которые представлены ниже
(Слайд 7)
Синквейн
1 строка - 1 существительное (тема)
2 строка - 2 прилагательных (описывающие признаки и свойства выбранного предмета)
3 строка - 3 глагола (описывающие действия по теме)
4 строка – фраза из 4-х слов (отношение к теме)
5 строка - 1 слово – резюме (синоним темы)
Отечество. Родина. Отчизна.
- Родина
- Великая, необъятная
- Развивается, строится, хорошеет.
- Святое дело Родине служить.
- Патриотизм
Приемы формирование УУД
- «Мозговой штурм»
- Прогнозирование
- Альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания)
- Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте
- Корзина идей
- Кластер
- Таблица «З–Х–У»
Базовая модель урока
Спасибо за внимание!