МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа»
Формирование УУД через
проектно-исследовательскую деятельность
по математике
(из опыта работы)
Подготовила Семенихина Людмила Михайловна, учитель математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Золотухинская средняя общеобразовательная школа»
Декабрь, 2015
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленные цели.
Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Не случайно, развитие основ умения учиться - формирование универсальных учебных действий - определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) как одна из важнейших задач образования.
Преподавая курс математики в школе, я пришла к выводу, что именно математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании УУД обучающихся. Ведь, именно, она способствует развитию строгого логического мышления, учит дедуктивному рассуждению, абстрагированию, умению обобщать, анализировать, критиковать.
Я, как и многие педагоги, хочу видеть своих учеников адаптированными к жизни, вовлечёнными в активную учебно-воспитательную деятельность. Поэтому сосредотачиваю своё внимание на индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Стараюсь строить свою деятельность так, чтобы она способствовала формированию конкурентоспособной личности, навыков поискового мышления, способностей к творческому труду, чтобы у детей были возможности реализовать себя.
В чем же заключается формула успеха личности? Ведь если у тебя есть увлеченность плюс видение, но нет действия – ты – пустой мечтатель. Если у тебя есть видение плюс действие, но нет увлеченности – ты – посредственность. Если у тебя есть увлеченность плюс действие, но нет правильного видения – ты достигнешь цели, но поймешь, что она ошибочна.
Таким образом,
Формула успеха:
Увлеченность + видение + действие = успеху.
А проектно-исследовательская деятельность – это та среда, которая дает все слагаемые этой формулы. Тем более, многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно – исследовательской деятельности. В связи с этим, в своей практике я использую технологию проектно-исследовательской деятельности, которая позволяет сформировать:
Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
Воспитание целеустремлённости и настойчивости
Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения
Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
Сбор, систематизация, хранение, использование информации
Проектная деятельность для учеников 5-6 классов - дело очень сложное и требующее особой подготовки. Чтобы научить детей данному виду деятельности, я на своих уроках использую метод проектов. Такие уроки по отношению к предметному содержанию, являются, обычно, обобщающими. Дети уже имеют достаточный запас знаний и умений, нужно только правильно распределить деятельность и воспользоваться этими знаниями в конкретной ситуации. Результатом такой деятельности всегда является продукт, произведенный усилиями учащихся. Дети радуются собственному успеху, видят значимость проделанной работы. Это влияет на повышение интереса учащихся к учебному процессу.
Например, в 5 классе после изучения темы действия с обыкновенными дробями, я ребятам предлагаю проект – сочинить сказку об обыкновенных дробях. Такая творческая работа обычно нравится обучающимся, особенно детям – «гуманитариям». Они оформляют свои работы рисунками, аппликациями. Мне, как учителю математики, такая деятельность дает возможность проанализировать, на сколько глубоко ученик понимает пройденный материал.
В 6 классе при изучении темы «Многогранники» мы готовим групповой проект, в ходе которого собираем информацию о многогранниках и проводим выставку для младших школьников, на которую обучающиеся делают макеты многогранников.
В 7 – 11 классах я практикую групповые проекты. В начале изучения темы, я разбиваю класс на группы. Каждая группа получает задание: подготовить исторический материал, подобрать задачи по данной теме, разработать эталоны решения заданий и т.д. Затем, мы проводим обобщающий урок и приглашаем на него учеников другого класса. Такие уроки надолго остаются в памяти ребят.
Проектно-исследовательская деятельность – основа моей работы с детьми во внеурочной деятельности в рамках научного общества «Интеллект». Здесь уже я начинаю с ориентирования своих учеников. Главное - не навязывать детям тему исследования. Каждый ребенок изучает то, что для него значимо. Дети с большим интересом исследуют способы умножения, старинные меры длины, веса, как применяется математика в жизни. Им интересны темы, связанные с Теоремой Пифагора, Золотым сечением, симметрией, фракталами, процентами и др. Многие ребята пытаются найти «Золотой ключик» к решению олимпиадных задач по математике. Очень интересны социально-значимые проекты, такие как «Математика и экология», «О вреде курения языком математики». Над такими проектами мы работаем не менее полугода. Я, как руководитель проекта, корректирую деятельность детей. В последнее время с развитием сети Интернет такую работу удобно стало проводить дистанционно. Ребята присылают мне свои наработки на электронную почту, я делаю пометки, даю рекомендации и отправляю обратно. Конечно, такая технология не может полностью заменить «живого» общения, но очень помогает в работе. С лучшими проектно-исследовательскими работами ребята выступают на школьной научно-практической конференции, участвуют в дистанционных конкурсах и занимают призовые места.
С проектом «Применение теоремы Пифагора в математике и в жизни» мои ученики 9 класса Алдохина Полина и Гоменюк Екатерина выступили на региональном конкурсе научно-исследовательских работ имени Д. И. Ме нделеева и стали призерами.
Необходимо отметить, что в настоящее время дети охотно включаются в проектно-исследовательскую деятельность, так как участие в региональных и всероссийских конференциях приносит им баллы в индивидуальный портфель достижений.
Сейчас мы с ребятами разрабатываем сетевой проект и надеемся в скором времени представить его на конференциях.
Таким образом, формирование УУД через проектную деятельность позволяет:
обеспечить обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Ссылки на используемые материалы:
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (содержит перечень УУД). Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в основной школе. Серия: Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2010 г.
Сайт издательства Академкнига/Учебник http://www.akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi
kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
4