Формирование ценностно-смысловой компетенции через коллективную систему обучения и игровую деятельность
Всем известно, что современный ребенок открыт для любой информации, он смелый и стремительный. Не чувствует опасности – он поглощает море информации и живет в мире супергероев, в уверенности, что он такой же сильный и неуязвимый. Современный ребенок: развитый; любознательный; умный, информированный; раскрепощенный, свободный.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования.
Формирование ценностно – смысловой компетенции на своих уроках я осуществляю через коллективную систему обучения и игровую деятельность.
В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Современные технологии:
- проектное обучение;
- проблемное обучение;
- коллективная система обучения;
- дифференцированное обучение;
- развитие критического мышления;
- модульное обучение;
- игровая деятельность.
Российские ученые (А.В. Хуторской и др.) определили группы ключевых компетенций, имеющих универсальный характер и включающих различные умственные процессы и интеллектуальные умения на основании сфер деятельности. Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
- Ценностно-смысловые.
- Общекультурные.
- Учебно-познавательные.
- Информационные.
- Коммуникативные.
- Социально-трудовые.
- Компетенции личностного самосовершенствования.
Учитывая выше изложенное, объектом моего исследования является учебная деятельность учащихся.
Предмет исследования: коллективная система обучения и игровая деятельность.
Гипотеза: если использовать коллективную систему обучения и игровую деятельность на уроках в начальной школе, то формирование ценностно - смысловой компетенции учащихся будет более эффективным.
Цель исследования: использование коллективной системы обучения и игровой деятельности на уроках в начальной школе, как условие формирования ценностно-смысловой компетенции.
Задачи: 1) изучить психолого – педагогическую литературу по данной проблеме;
2) разработать систему уроков с использованием коллективной системы обучения и игровой деятельности в начальной школе;
3) убедиться в эффективности проведённой работы по формированию ценностно-смысловой компетенции учащихся;
Преимущества КСО:
- в результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
- в процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
- каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;
- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
- обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение;
- работа в парах способствует успешному формированию коммуникативных навыков.
Значение игры в обучении
Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы.
Для подтверждения гипотезы на уроках русского языка я использую такие игры, как:
“Найди глаголы”, “Кто больше?”, “Что делать? Что сделать?”, «Сбежавший медведь» и т.д.
На уроках математики игры: « Рыболов», « Молчанка» и д.р.
Эти игры проводятся коллективно, а значит, реализация коллективной системы обучения и игровой деятельности позволяют формировать ценностно-смысловую компетенцию, а значит, подтверждают выдвинутую мной гипотезу.
Показателем любой работы являются результаты. У меня они пока промежуточные. Это различные грамоты, дипломы, свидетельства учеников.
Итак, по результатам моего исследования можно сделать вывод. Коллективная система обучения и игровая деятельность на уроках начальной школе, позволяет формировать ценностно-смысловую компетенцию учащихся в рамках системно-деятельностного подхода.
Все мы родом из детства и познаём мир играя. Играйте со своими учениками так, как это делаю я! Так давайте поиграем!
Сейчас я приведу фрагмент урока на тему « Единственное и множественное число имён существительных» во 2 классе, на котором покажу, как я использую коллективную систему обучения и игровую деятельность.
Тема урока: «Имена существительные, употребляемые только в форме единственного числа или только в форме множественного числа».
Цели: формировать умение изменять имена существительные по числам; учить определять число имен существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа, развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак имен существительных — число, использовать изменение имен существительных по числам для подбора проверочных слов; изменять имена существительные по числам, использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте!
- Повернитесь лицом к соседу. Возьмитесь за руки и скажите ему: я желаю тебе добра. Если тебе будет трудно, то я помогу.
- Тихонько садитесь.
- Я пришла к вам не с пустыми руками.
- Вот вам на двоих корзинка. А вот вам корзинка.
Вам интересно узнать, что в этих корзинках?
- Это мы узнаем позже.
Актуализация знаний
А сейчас покопаемся в своей памяти.
1. Какие части речи вы знаете?
2. Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?
3. Что обозначают предметы, отвечающие на вопрос что?
4. Как изменяются имена существительные?
5. А какие числа имён существительных вы знаете?
- Вспомнили, молодцы.
3. Самоопределение к деятельности
- Сейчас мы достаём предмет, который вам больше понравился.
Задание для 1 группы
- Образуйте от данных слов форму единственного числа:
Карандаши, фломастеры, свечки, серьги, черепахи.
Задание для 2 группы
Снеговик, браслет, сердце, шкатулка, кубик.
- У меня тоже есть корзина.
В этой корзине часы, бусы, соль, сахар.
- А о чём же мы будем говорить на нашем занятии?
Сформулируем тему:
Имена существительные, употребляемые только в форме единственного числа или только в форме множественного числа.
Работа по теме урока
Физкультминутка
Закрепление изученного материала
- А давайте мы сейчас с вами проверим, как вы поняли данную тему и поиграем.
- Найди существительные, которые употребляются только в форме множественного числа.
Кукла, грабли, очки, стол, шкаф.
Рефлексия
А теперь давайте оценим себя
сегодня я узнал…
было трудно…
теперь я могу…
я научился…
Подведение итогов урока
— Все ли вам было понятно?
— Где допустили ошибки?
— Кому нужна помощь учителя или товарищей?