СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования российской гражданской идентичности студентов в рамках изучения информатики. Рассматривается деятельность преподавателя по следующим воспитательным направлениям: духовно нравственное; художественно-эстетическое; правовое гражданско-патриотическое; экологическое. Также обозначены проблемы, с которыми может столкнуться педагог в реализации данной модели.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ»

ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ

Печёрина Светлана Алексеевна

ГАПОУ ТО «Тюменский педагогический колледж», г. Тюмень

Высоцкий Иван Алексеевич

ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж», г. Ялуторовск

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования российской гражданской идентичности студентов в рамках изучения информатики. Рассматривается деятельность преподавателя по следующим воспитательным направлениям: духовно нравственное; художественно-эстетическое; правовое гражданско-патриотическое; экологическое. Также обозначены проблемы, с которыми может столкнуться педагог в реализации данной модели.

Ключевые слова: гражданская идентичность, студенты, информатика, воспитание, патриотизм.

На сегодняшний день в нашей стране выросло поколение людей, которое слабо идентифицируют себя со своей Родиной. Стало модным покупать недвижимость за рубежом, отправлять детей на обучение в иностранные учебные заведения, открывать счета в зарубежных банках, ездить отдыхать за границу… Данную проблему призваны решать образовательные учреждения.

Становится очевидным, что в наше время крайне важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и общественную ценность, сформировать в молодом человеке гражданско-активные и социально-значимые качества, необходимые в созидательном процессе и в обеспечении личностного, а значит и государственного суверенитета [1].

Проблема формирования российской гражданской идентичности приобретает особую педагогическую значимость и решение её в полной мере зависит как в целом от системы отечественного образования, так и от каждого педагога. Формирование российской гражданской идентичности является одной из приоритетных целей федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Когда говорится о гражданской идентичности в контексте ФГОС, то подразумевается общероссийская гражданская идентичность (в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания в том же значении используется понятие национальной идентичности). Ее основу составляет общее для граждан Российской Федерации осознание своего российского гражданства, принадлежности к российской нации [2].

Деятельность преподавателя информатики по формированию российской гражданской идентичности студентов на учебных занятиях с использованием информационных технологий вместе с развитием учебных компетенций, должна осуществляться по следующим воспитательным направлениям: духовно нравственное; художественно-эстетическое; правовое гражданско-патриотическое; экологическое.

Духовно-нравственное воспитание На современном этапе развития информационного общества именно уроки информатики способствуют формированию у обучающихся нового типа мышления, ориентации на самообразование и саморазвитие, осознание и реализацию своих информационных потребностей, а соответственно и выработку культуры потребностей. Духовно-нравственное воспитание на уроках информатики препятствует превращению студента в неразборчивого потребителя информационно-телекоммуникационных услуг. Оно формирует у студентов новую коммуникативную культуру, основанную на осмыслении полученной информации, критическим подходам к различным источникам, манипулирующим фактами и искажающим исторические факты, умении противостоять потоку негативной, антигуманной, антипатриотической информации.

Художественно-эстетическое воспитание Художественно-эстетическое воспитание реализуется не только на этапах изучения информационных технологий «Обработка графической информации», «Обработка звуковой информации», но и в процессе выполнения проектных и творческих работ студентов. Именно на данном сегменте воспитательной работы удачно формируются национальная и религиозная идентичность. В ходе создания проектов по художественным промыслам, этническим музыкальным особенностям, развиваются дружеские отношения между студентами многонационального образовательного учреждения.

Правовое воспитание Правовое воспитание осуществляется в рамках направления "Социальная информатика" в вопросах, связанных с использованием и защитой информации и авторских прав.

Гражданско-патриотическое воспитание Гражданско-патриотическое воспитание реализуется в рамках муниципальных, региональных творческих конкурсных проектов в области информационных технологий (компьютерная графика, презентации, анимация, web-сайты, посвященных знаменательным датам в истории малой родины и Отечества). Также необходимо включать в процесс обучения задачи, несущие исторические данные о нашей стране и её народе, статистические данные Российской Федерации (население, национальности, географические данные, исторические сведения), сведения о героях ВОВ, людях, являющихся гордостью России.

Экологическое воспитание Экологическое воспитание реализуется в рамках организации межпредметных связей информатики с предметами общеобразовательного цикла (основы философии, обществознание, география, биология, экология). Ведущую роль в данном направлении играют проектная и исследовательская деятельность на учебных занятиях и во внеклассной работе.

Конечным результатом реализации мероприятий по формированию российской гражданской идентичности студентов должны стать духовный и культурный рост студентов, гражданская позиция и патриотическое осознание себя как гражданина великой страны, достойных восприемников отечественной истории, культуры, ценностей и традиций российского государства, а также повышение их социальной активности.

Проблемы, с которыми может столкнуться педагог в реализации данной модели

Основной проблемой является отсутствие достаточного объёма методической литературы по информатике, имеющей направление на формирование российской гражданской идентичности. В этом случае значимую роль играет умение находить необходимый материал в огромном разнообразии информации. В связи с этим приходится затрачивать дополнительное время на подготовку к учебным занятиям, самостоятельно выискивать данные для задач, постоянно осуществлять контроль за деятельностью студентов в поиске информации для исследовательских проектов. В случае планомерной и перманентной работы у педагога накопится необходимая информационная база, которая в дальнейшем уберёт ряд проблем. Однако, в связи с постоянным развитием общества и изменением международной ситуации, исследовательские работы будут неизменно требовать пристального внимания преподавателя, так как возможны выходы студентов на недостоверные сетевые источники информации [3].



Список литературы

  1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012. – 415 с.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 – 31 с.

  3. Грынина Т. Ю. Патриотическое воспитание на уроках информатики. Методическое пособие. – Донской, 2014.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!