ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ
Печёрина Светлана Алексеевна
ГАПОУ ТО «Тюменский педагогический колледж», г. Тюмень
Высоцкий Иван Алексеевич
ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж», г. Ялуторовск
Аннотация: статья посвящена проблеме формирования российской гражданской идентичности студентов в рамках изучения информатики. Рассматривается деятельность преподавателя по следующим воспитательным направлениям: духовно нравственное; художественно-эстетическое; правовое гражданско-патриотическое; экологическое. Также обозначены проблемы, с которыми может столкнуться педагог в реализации данной модели.
Ключевые слова: гражданская идентичность, студенты, информатика, воспитание, патриотизм.
На сегодняшний день в нашей стране выросло поколение людей, которое слабо идентифицируют себя со своей Родиной. Стало модным покупать недвижимость за рубежом, отправлять детей на обучение в иностранные учебные заведения, открывать счета в зарубежных банках, ездить отдыхать за границу… Данную проблему призваны решать образовательные учреждения.
Становится очевидным, что в наше время крайне важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и общественную ценность, сформировать в молодом человеке гражданско-активные и социально-значимые качества, необходимые в созидательном процессе и в обеспечении личностного, а значит и государственного суверенитета [1].
Проблема формирования российской гражданской идентичности приобретает особую педагогическую значимость и решение её в полной мере зависит как в целом от системы отечественного образования, так и от каждого педагога. Формирование российской гражданской идентичности является одной из приоритетных целей федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Когда говорится о гражданской идентичности в контексте ФГОС, то подразумевается общероссийская гражданская идентичность (в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания в том же значении используется понятие национальной идентичности). Ее основу составляет общее для граждан Российской Федерации осознание своего российского гражданства, принадлежности к российской нации [2].
Деятельность преподавателя информатики по формированию российской гражданской идентичности студентов на учебных занятиях с использованием информационных технологий вместе с развитием учебных компетенций, должна осуществляться по следующим воспитательным направлениям: духовно нравственное; художественно-эстетическое; правовое гражданско-патриотическое; экологическое.
Духовно-нравственное воспитание На современном этапе развития информационного общества именно уроки информатики способствуют формированию у обучающихся нового типа мышления, ориентации на самообразование и саморазвитие, осознание и реализацию своих информационных потребностей, а соответственно и выработку культуры потребностей. Духовно-нравственное воспитание на уроках информатики препятствует превращению студента в неразборчивого потребителя информационно-телекоммуникационных услуг. Оно формирует у студентов новую коммуникативную культуру, основанную на осмыслении полученной информации, критическим подходам к различным источникам, манипулирующим фактами и искажающим исторические факты, умении противостоять потоку негативной, антигуманной, антипатриотической информации.
Художественно-эстетическое воспитание Художественно-эстетическое воспитание реализуется не только на этапах изучения информационных технологий «Обработка графической информации», «Обработка звуковой информации», но и в процессе выполнения проектных и творческих работ студентов. Именно на данном сегменте воспитательной работы удачно формируются национальная и религиозная идентичность. В ходе создания проектов по художественным промыслам, этническим музыкальным особенностям, развиваются дружеские отношения между студентами многонационального образовательного учреждения.
Правовое воспитание Правовое воспитание осуществляется в рамках направления "Социальная информатика" в вопросах, связанных с использованием и защитой информации и авторских прав.
Гражданско-патриотическое воспитание Гражданско-патриотическое воспитание реализуется в рамках муниципальных, региональных творческих конкурсных проектов в области информационных технологий (компьютерная графика, презентации, анимация, web-сайты, посвященных знаменательным датам в истории малой родины и Отечества). Также необходимо включать в процесс обучения задачи, несущие исторические данные о нашей стране и её народе, статистические данные Российской Федерации (население, национальности, географические данные, исторические сведения), сведения о героях ВОВ, людях, являющихся гордостью России.
Экологическое воспитание Экологическое воспитание реализуется в рамках организации межпредметных связей информатики с предметами общеобразовательного цикла (основы философии, обществознание, география, биология, экология). Ведущую роль в данном направлении играют проектная и исследовательская деятельность на учебных занятиях и во внеклассной работе.
Конечным результатом реализации мероприятий по формированию российской гражданской идентичности студентов должны стать духовный и культурный рост студентов, гражданская позиция и патриотическое осознание себя как гражданина великой страны, достойных восприемников отечественной истории, культуры, ценностей и традиций российского государства, а также повышение их социальной активности.
Проблемы, с которыми может столкнуться педагог в реализации данной модели
Основной проблемой является отсутствие достаточного объёма методической литературы по информатике, имеющей направление на формирование российской гражданской идентичности. В этом случае значимую роль играет умение находить необходимый материал в огромном разнообразии информации. В связи с этим приходится затрачивать дополнительное время на подготовку к учебным занятиям, самостоятельно выискивать данные для задач, постоянно осуществлять контроль за деятельностью студентов в поиске информации для исследовательских проектов. В случае планомерной и перманентной работы у педагога накопится необходимая информационная база, которая в дальнейшем уберёт ряд проблем. Однако, в связи с постоянным развитием общества и изменением международной ситуации, исследовательские работы будут неизменно требовать пристального внимания преподавателя, так как возможны выходы студентов на недостоверные сетевые источники информации [3].
Список литературы
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012. – 415 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 – 31 с.
Грынина Т. Ю. Патриотическое воспитание на уроках информатики. Методическое пособие. – Донской, 2014.