Просмотр содержимого документа
«Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности на уроках окружающего мира»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности на уроках окружающего мира
Брянцевой Ларисы Васильевны
- Цель исследования : теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования проектной деятельности на уроках окружающего мира для формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
- Объект исследования: формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
- Предмет исследования: формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности на уроках окружающего мира.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Осуществить анализ педагогической литературы по проблеме исследования, с целью выявления ее разработанности на современном этапе; определение понятийно-категориального поля исследования.
- Определить критериально-диагностический инструментарий и выявить уровень сформированности регулятивных действий у младших школьников .
- Разработать и апробировать проектную деятельность на уроках окружающего мира.
- Обобщить результаты исследования.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. Теоретический (сентябрь-ноябрь 2015г.)
- 2.Теоретико-проектировочный (декабрь-февраль 2015-2016г.)
- 3. Опытно-формирующий (март 2016г.)
- 4. Обобщение результатов (апрель-май 2016г.)
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
- Раньше : сумма знаний, умений, навыков, которыми должен обладать ученик
- Сейчас: формирование личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей учащегося
целеполагание
планирование
прогнозирование
контроль
коррекция
саморегуляция
оценка
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
- умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
- умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействоват ь со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей
ДОСТОИНСТВА ПРОЕКТНОГО МЕТОДА
- высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся;
- развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
- приобретение детьми опыта познавательной деятельности;
- межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА
- 1 этап - Погружение в проект.
- 2 этап - Организация деятельности.
- 3 этап - Осуществление деятельности.
- 4 этап - Защита проекта (презентация).
КОМПОНЕНТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
- Определение регулятивных универсальных учебных действий младших школьников;
- Выявление эффективных методов и приемов проектной деятельности в процессе саморегуляции;
- Проектирование и апробация комплекса занятий по формированию регулятивных универсальных учебных действий посредством проектной деятельности.
ЭТАПЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Констатирующий, диагностический
2. Формирующий
3 .Контрольный
МЕТОДИКА «РИСОВАНИЕ ПО ТОЧКАМ»
Результаты уровня сформированности регулятивных действий, направленных на учет умения принимать и сохранять задачу воспроизведения образца
МЕТОДИКА «ПРОБА НА ВНИМАНИЕ»
Текст 1
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Результаты уровня сформированности регулятивных действий, направленных на умение контролировать свою деятельность
МЕТОДИКА «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА»
Результаты выявления объема внимания и его концентрации
Средний показатель результатов сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников
Темы проектов
1. «Влияние лимонада на наш организм»
2. «Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны» 8);
3. «Роль фильмов о Великой Отечественной войне в жизни современного школьника»
Сравнительные результаты контрольной группы уровня сформированности регулятивных действий, направленных на учет умения принимать и сохранять задачу воспроизведения образца
Сравнительные результаты контрольной группы уровня сформированности регулятивных учебных действий, направленных на умение контролировать свою деятельность
Сравнительные результаты экспериментальной группы уровня сформированности регулятивных учебных действий, направленных на умение контролировать свою деятельность
Сравнительные результаты экспериментальной группы уровня сформированности регулятивных действий, направленных на учет умения принимать и сохранять задачу воспроизведения образца
Сравнительные результаты контрольной группы выявления объема внимания и его концентрации
Сравнительные результаты экспериментальной группы выявления объема внимания и его концентрации
Сравнительные результаты среднего показателя контрольной группы сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников
Сравнительные результаты среднего показателя экспериментальной группы сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- разработанный и апробированный комплекс занятий позволил выявить положительную динамику формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников Тема исследования, направленная на формирование регулятивных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира, с использованием проектной деятельности на современном этапе образования, является актуальной и требует дальнейшего изучения.
посредством проектной деятельности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ