СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осанка – привычное положение тела человека во время движения и покоя  - формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Это привычная поза человека, которая зависит от формы позвоночника и развития мускулатуры – «опорного корсета».

Различают осанку правильную, сутулую, лордотическую( круглая спина), кифотическую, выпрямленную( плоская спина), а также асимметрическую.

Нарушение осанки возникают и прогрессируют чаще всего в связи со снижением двигательной активности в период интенсивного роста ребенка. При выявлении изменений осанки следует обратить внимание на возможную сопутствующую патологию (нарушение зрения и дыхания, снижение остроты слуха на одно ухо и др.)

Сколиоз – это боковое искривление позвоночника с обязательной ротацией ( поворотом) тел позвонков. При истинном сколиозе даже в начальной стадии имеется деформация позвоночника, которая сохраняется независимо от положения ребенка и нагрузки.

Большое влияние на формирование осанки у детей оказывает положение позвоночника, состояние нервной системы.

Позвоночник – это одна из наиболее важных частей скелета. Основные его функции – опорная, защита спинного мозга, амортизация толчков и сотрясений – обеспечиваются благодаря его прочности, эластичности и подвижности.

Позвоночник состоит из отделов: шейного, грудного, поясничного и копчикового – с умеренными физиологическими изгибами, имеющими переднее – заднее направление.

При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника у ребенка выражены умеренно. Голову и туловище он  держит прямо, плечи на одном уровне и слегка развернутыми, живот подтянутыми, ноги прямыми.

Нарушение осанки может стать причиной изменения положения внутренних органов, их функций и отразиться на здоровье ребенка.

Для развития хорошей осанки, прежде всего, следует приучать детей правильно стоять, сидеть, ходить, так как огромное значение для дошкольников имеет правильное положение тела за столом  или партой.

Для формирования правильной осанки необходимо в старшем дошкольном возрасте (5 – 7) постепенно переходить уже к специальным упражнениям, способствующим формированию осанки. Эти упражнения проводятся преимущественно в форме игры. Например: «Растягивание пружины», «Лыжник», «Конькобежец», «Зайчик», «Кошка», который должны проделываться с детьми по несколько раз в день.

Все упражнения дети должны выполнять в мягкой обуви и легком свободном костюме, в котором  не должно быть тугих резинок и слишком коротких бретелек.

Заниматься нужно в хорошо проветренной комнате или на открытой площадке. Упражнения лучше всего проделывать в первой половине дня, когда дети еще не утомлены, до приема пищи и не ранее чем через  1 – 1, 5 часа после него. Не следует делать сразу слишком много движений. Вполне достаточно выполнить  4- 6 упражнений, повторяя их в среднем от 3 - 4 до 5 – 6 раз и часто меняя   исходные положения. Необходимо наблюдать за тем, чтобы дети дышали через нос, не задерживая дыхания и обращать внимание на то, чтобы дети не опускали низко голову, не горбились, выполняли упражнения энергично.

Очень ценным являются упражнения в таких естественных движениях, как ходьба и бег. Правильно организованные ходьба и бег являются хорошим средством, предупреждающим образование плоскостопия. Особенно полезным профилактическим упражнениям является разнообразная ходьба на носках и наружных краях стоп.

Большое значение для образования правильной осанки имеет развитие у детей координации движений, что наилучшим образом осуществляется во время подвижных игр. Игры являются основной деятельностью в жизни ребенка, они очень увлекательны и доставляют много радости детям. В процессе игры развиваются внимание, воображение, память и речь, приобретаются различные навыки поведения в коллективе; воспитываются инициативность, решительность и смелость, настойчивость в достижении цели, расширяется представление об окружающем мире.

Все упражнения, способствующие формированию хорошей осанки у детей, Е. И. Янкелевич условно разбивает на следующие группы:

  • упражнения в исходном положении стоя.
  • упражнения в исходном положении на четвереньках.
  • упражнения в исходном положении лежа.

При подборе упражнений следует учитывать возраст, физическое развитие и индивидуальные особенности ребенка.

Примерные упражнения для развития правильной осанки.

Упражнения для мышц плечевого пояса.

  1. Развернуть руки в стороны, опустить.
  2. Подвинуть палку вверх, посмотреть на нее.
  3. Поднять палку вверх, опустить на лопатки.
  4. Развести руки, не отрывая их от пола, соединить над головой.
  5. Приподнять голову и плечи, вытянуть руки вперед.
  6. Поднять голову и плечи, развести руки в стороны.

Упражнения для мышц ног.

  1. Подняться на носки, опуститься.
  2. Присесть, развести колени, руки вытянуть вперед.
  3. Поднять согнутую в колене ногу, выпрямить ее и опустить. Носок оттягивать.
  4. Поочередно поднимать прямые ноги.
  5. Согнуть ноги в коленях, поднять их вверх и опустить.
  6. Имитировать ногами езду на велосипеде.

Упражнения для мышц туловища.

  1. Положить обруч на пол, выпрямиться, наклониться и поднять обруч.
  2. Повернуться вправо (влево), вытянуть руки, вернуться в исходное положение.
  3. Наклониться вправо (влево), вернуться в исходное положение.
  4. Сесть, вытягивая руки вперед.
  5. Согнуть ноги, притянуть их к груди, коснуться лбом коленей (сжаться в комочек).
  6. Подняться по гимнастической лестнице, правильно чередуя руки и ноги (правая рука, левая нога).

Упражнения для закрепления навыков правильной осанки.

1.Положение тела ребенка стоя. Корпус выпрямлен, голова держится прямо, плечи слегка отведены назад, живот подтянут, руки опущены вдоль туловища, ноги прямые.

2. Ходьба с мешочком на голове приучает держать голову правильно.

3. Положение тела ребенка при ходьбе. Голова приподнята, корпус слегка наклонен вперед, ступни ног параллельны.

4.Положение ребенка при беге. Корпус несколько наклонен вперед, руки свободно двигаются в плечевых суставах, ступни ног ставятся параллельно.

5. Родители должны быть примером для подражания.

 

«Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».

Литература:

«Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников» Рекомендации, занятия, игры , упражнения. Авторы составители Анисимова Т. Г., Ульянова С. А., под редакцией Р. А. Ереминой. Издательство «Учитель»,  2008 год.

 

 

 

 

 

 

г. Архангельск. 2015 г.

МБДОУ №11 «Полянка»

Прялухина И.А.

Просмотр содержимого документа
««Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».»

Осанка – привычное положение тела человека во время движения и покоя - формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Это привычная поза человека, которая зависит от формы позвоночника и развития мускулатуры – «опорного корсета».

Различают осанку правильную, сутулую, лордотическую( круглая спина), кифотическую, выпрямленную( плоская спина), а также асимметрическую.

Нарушение осанки возникают и прогрессируют чаще всего в связи со снижением двигательной активности в период интенсивного роста ребенка. При выявлении изменений осанки следует обратить внимание на возможную сопутствующую патологию (нарушение зрения и дыхания, снижение остроты слуха на одно ухо и др.)

Сколиоз – это боковое искривление позвоночника с обязательной ротацией ( поворотом) тел позвонков. При истинном сколиозе даже в начальной стадии имеется деформация позвоночника, которая сохраняется независимо от положения ребенка и нагрузки.

Большое влияние на формирование осанки у детей оказывает положение позвоночника, состояние нервной системы.

Позвоночник – это одна из наиболее важных частей скелета. Основные его функции – опорная, защита спинного мозга, амортизация толчков и сотрясений – обеспечиваются благодаря его прочности, эластичности и подвижности.

Позвоночник состоит из отделов: шейного, грудного, поясничного и копчикового – с умеренными физиологическими изгибами, имеющими переднее – заднее направление.

При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника у ребенка выражены умеренно. Голову и туловище он держит прямо, плечи на одном уровне и слегка развернутыми, живот подтянутыми, ноги прямыми.

Нарушение осанки может стать причиной изменения положения внутренних органов, их функций и отразиться на здоровье ребенка.

Для развития хорошей осанки, прежде всего, следует приучать детей правильно стоять, сидеть, ходить, так как огромное значение для дошкольников имеет правильное положение тела за столом или партой.

Для формирования правильной осанки необходимо в старшем дошкольном возрасте (5 – 7) постепенно переходить уже к специальным упражнениям, способствующим формированию осанки. Эти упражнения проводятся преимущественно в форме игры. Например: «Растягивание пружины», «Лыжник», «Конькобежец», «Зайчик», «Кошка», который должны проделываться с детьми по несколько раз в день.

Все упражнения дети должны выполнять в мягкой обуви и легком свободном костюме, в котором не должно быть тугих резинок и слишком коротких бретелек.

Заниматься нужно в хорошо проветренной комнате или на открытой площадке. Упражнения лучше всего проделывать в первой половине дня, когда дети еще не утомлены, до приема пищи и не ранее чем через 1 – 1, 5 часа после него. Не следует делать сразу слишком много движений. Вполне достаточно выполнить 4- 6 упражнений, повторяя их в среднем от 3 - 4 до 5 – 6 раз и часто меняя исходные положения. Необходимо наблюдать за тем, чтобы дети дышали через нос, не задерживая дыхания и обращать внимание на то, чтобы дети не опускали низко голову, не горбились, выполняли упражнения энергично.

Очень ценным являются упражнения в таких естественных движениях, как ходьба и бег. Правильно организованные ходьба и бег являются хорошим средством, предупреждающим образование плоскостопия. Особенно полезным профилактическим упражнениям является разнообразная ходьба на носках и наружных краях стоп.

Большое значение для образования правильной осанки имеет развитие у детей координации движений, что наилучшим образом осуществляется во время подвижных игр. Игры являются основной деятельностью в жизни ребенка, они очень увлекательны и доставляют много радости детям. В процессе игры развиваются внимание, воображение, память и речь, приобретаются различные навыки поведения в коллективе; воспитываются инициативность, решительность и смелость, настойчивость в достижении цели, расширяется представление об окружающем мире.

Все упражнения, способствующие формированию хорошей осанки у детей, Е. И. Янкелевич условно разбивает на следующие группы:

  • упражнения в исходном положении стоя.

  • упражнения в исходном положении на четвереньках.

  • упражнения в исходном положении лежа.

При подборе упражнений следует учитывать возраст, физическое развитие и индивидуальные особенности ребенка.

Примерные упражнения для развития правильной осанки.

Упражнения для мышц плечевого пояса.

  1. Развернуть руки в стороны, опустить.

  2. Подвинуть палку вверх, посмотреть на нее.

  3. Поднять палку вверх, опустить на лопатки.

  4. Развести руки, не отрывая их от пола, соединить над головой.

  5. Приподнять голову и плечи, вытянуть руки вперед.

  6. Поднять голову и плечи, развести руки в стороны.

Упражнения для мышц ног.

  1. Подняться на носки, опуститься.

  2. Присесть, развести колени, руки вытянуть вперед.

  3. Поднять согнутую в колене ногу, выпрямить ее и опустить. Носок оттягивать.

  4. Поочередно поднимать прямые ноги.

  5. Согнуть ноги в коленях, поднять их вверх и опустить.

  6. Имитировать ногами езду на велосипеде.

Упражнения для мышц туловища.

  1. Положить обруч на пол, выпрямиться, наклониться и поднять обруч.

  2. Повернуться вправо (влево), вытянуть руки, вернуться в исходное положение.

  3. Наклониться вправо (влево), вернуться в исходное положение.

  4. Сесть, вытягивая руки вперед.

  5. Согнуть ноги, притянуть их к груди, коснуться лбом коленей (сжаться в комочек).

  6. Подняться по гимнастической лестнице, правильно чередуя руки и ноги (правая рука, левая нога).

Упражнения для закрепления навыков правильной осанки.

1.Положение тела ребенка стоя. Корпус выпрямлен, голова держится прямо, плечи слегка отведены назад, живот подтянут, руки опущены вдоль туловища, ноги прямые.

2. Ходьба с мешочком на голове приучает держать голову правильно.

3. Положение тела ребенка при ходьбе. Голова приподнята, корпус слегка наклонен вперед, ступни ног параллельны.

4.Положение ребенка при беге. Корпус несколько наклонен вперед, руки свободно двигаются в плечевых суставах, ступни ног ставятся параллельно.

5. Родители должны быть примером для подражания.



«Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».

Литература:

«Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников» Рекомендации, занятия, игры , упражнения. Авторы составители Анисимова Т. Г., Ульянова С. А., под редакцией Р. А. Ереминой. Издательство «Учитель», 2008 год.






г. Архангельск. 2015 г.

МБДОУ №11 «Полянка»

Прялухина И.А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!