СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей с ДЦП старшего дошкольного возраста».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для родителей и педагогов, воспитывающие детей с нарушением опорно- двигательного аппарата.

Просмотр содержимого документа
««Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей с ДЦП старшего дошкольного возраста».»

Тезисы к форуму проектов:

«Психолого – педагогическое сопровождение детей

с ОВЗ в современном образовании»









Тема:

«Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей

с ДЦП старшего дошкольного возраста».








Автор:

Липина Марина Александровна

учитель – дефектолог

МБДОУ «Детский сад №106

комбинированного вида»












г. Каменск – Уральский

2016 г.


Паспорт проекта.

Наименование:

Педагогический проект: «Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей с ДЦП старшего дошкольного возраста».

Вид проекта:

  • Целевой, практико-ориентированный

Тип:

  • долгосрочный;

  • детско-взрослый;

  • ребенок – субъект проектирования;

  • открытый – в ДОУ.

Проблема проекта: Возможно, ли в процессе развития мелкой моторики добиться высокого уровня подготовки руки ребенка к письму у детей с нарушением опорно – двигательного аппарата?

Срок реализации: проект расчитан на 1 год (с сентября по май 2015-2016 уч. года.).

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет с НОДа), учитель - дефектолог, воспитатели, родители.

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Речевое развитие», «Физическая культура» «Художественно-эстетическое развитие»,

Актуальность темы проекта.

В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – болезнь центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и проводящих путей головного мозга. Основные проявления заболевания – неспособность сохранять нормальную позу и выполнять активные движения. Этому часто сопутствуют нарушения речи, психики, зрения и слуха, что в итоге отражается на социально значимых навыках.

В настоящее время отмечается многообразие проявлений и тяжесть нарушений в двигательном, речевом, познавательном развитии у детей с двигательными патологиями и требует постоянного поиска новых методов комплексной реабилитации, инновационных стратегий медико-психолого-педагогического сопровождения.

Многолетние наблюдения и анализ результатов психолого-педагогического обследования показывают, что у детей 5-6 лет с НОДа, графические умения и развитие мелкой моторики находятся на низком уровне или совсем не сформированы. Дети не умеют правильно держать карандаш, проводить линии в заданных направлениях, копировать, изображать и обводить предметы по точкам. Половина детей вообще отказываются от выполнения графических заданий. Таким образом, развитие зрительно-моторной координации и графических умений является одной из основных задач коррекции детей с ДЦП.

Сложность, многообразие и специфика психического дизонтогенеза у детей с ограниченными возможностями здоровья требует системного подхода к разработке коррекционных технологий. Отсутствие единой комплексной программы по коррекции тонкокоординированных движений руки и графомоторных навыков и новые подходы к организации работы в ДОУ обусловили разработку данного проекта.

Основная цель проекта - развитие зрительно-моторной координации, тонкокоординированных движений руки, формирование элементарных специфических навыков, подготовка руки ребенка к систематическому письму.

Задачи:

  • Подобрать диагностические методики, позволяющие выявить проблемы подготовки руки к письму.

  • Провести диагностику навыков у детей.

  • Разработать и подобрать специальные упражнения, направленные на формирование у детей графических навыков.

  • Развивать общую и тонкую моторику, как основу формирования элементарных графических навыков, а также в целях совершенствования речедвигательного центра коры головного мозга.

  • Развивать зрительно-двигательную координацию, зрительное внимание.

  • Овладевать несложными упражнениями для пальцев.

  • Научить правильно держать карандаш, тренировать в силе нажима.

  • Познакомить с тетрадью в крупную клетку.

  • Развивать ориентировку на листе бумаги и на рабочей строке.

  • Учить рисовать вертикальные, горизонтальные линии, штриховать в разных направлениях, обводить предмет по контуру.

  • Развивать произвольность внимания и память, мышление, оптико-пространственное восприятие, фантазию.

  • Привлечение родителей для создания необходимых условий в семье для развития графических навыков.

  • Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, навыков коллективной работы.

  • Провести повторную диагностику.


Прогнозируемый результат к концу года:

  • Правильно держать карандаш.

  • Раскрашивать изображения, ограниченные контуром.

  • Ориентироваться на листе бумаги, на рабочей строке.

  • Штриховать фигуры в заданном направлении.

  • Рисовать несложные фигуры и узоры по клеткам в тетради.

  • «Конструировать» из пальцев несложные предметы и объекты.

  • Выкладывать различные фигуры из палочек,

из мелких геометрических фигур по образцу.

Этапы проекта:

1.Организационно-подготовительный (август).

  • выбор темы проекта;

  • анализ предстоящей деятельности;

  • подбор методической литературы;

  • выбор средств, методов и приёмов;

  • разработка перспективного плана;

  • сотрудничество с родителями;

2. Основной, практический (сентябрь-май).

  • первоначальная диагностика;

  • ведение блока коррекционно-развивающих занятий;

  • создание условий, способствующих самостоятельной организации детьми свободной деятельности по задачам реализации проекта.

3. Заключительный (май).

  • Анализ достижений поставленной цели и полученных результатов.

  • Отчёт о результатах на итоговом педсовете и на родительском собрании.

Технология организации проекта.

Для определения уровня развития двигательных навыков у детей, необходимо провести диагностическое обследование. При этом использовались методики разных авторов с учетом возможностей данных детей.

Обследование состояния общей моторики рук

Качество их выполнения говорит также и об уровне сформированности внимания, зрительной памяти, самоконтроля.

Методики, определяющие уровень развития тонкокоординированных движений

«Методики, определяющие уровень развития зрительно-двигательных координаций (см. приложение1)

Занятия строятся с учётом тематического планирования. Упражнения, проводимые с детьми, даются дифференцированно, в силу двигательных возможностей каждого ребёнка. Знакомя детей с новыми упражнениями, нужно опираться на ранее усвоенные ими умения и навыки. (см. в паспорте проекта)

Работу по развитию тонкокоординированных движений руки и развитию графических навыков нужно проводить систематически как занятия 1 раз в неделю. Рекомендации: перед работой в тетради необходимо провести упражнения для кистей рук. Также необходимо следить за освещенностью рабочего места ребенка, его осанкой.


НОД включают в себя:

    1. Пальчиковую гимнастику

    2. Массаж, самомассаж

    3. Дыхательную гимнастику

    4. Игры с палочками, игры с мозаикой, бумагой, крупой, водой, песком, липучками, волшебным мешочком, с природным материалом, с прищепками, с шариками су-джок, с эспандерами, с бусами, геометрическими фигурами, с разреными картинками, капитошками, резиночками, с шнуровкой, с конструктором и т. д.

    5. Зрительную гимнастику.

    6. Рисование, раскрашивание, обведение по контуру.

    7. Графическая работа в тетрадях (Л. М. Граб «Развиваем графические навыки для детей с ОНР», М.:ГНОМ, 2014.-32с)

Основные направления работы при обучении графическим навыкам:

  • необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движения;

  • вместе с ребенком очень подробно разобрать инструкцию;

  • несколько раз выполнить движение в медленном темпе;

  • попросить ребенка «продиктовать» инструкцию взрослому, чтобы ребенок еще раз осознал, что и как нужно делать;

  • нужно особо зафиксировать внимание на право- и левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное написание.

Занятия строятся с учётом тематического планирования. Упражнения, проводимые с детьми, даются дифференцированно, в силу двигательных возможностей каждого ребёнка. Знакомя детей с новыми упражнениями, нужно опираться на ранее усвоенные ими умения и навыки.

Результативность проекта:

у детей, поступающих в группу с низким уровнем развития мелкой моторики и зрительно-двигательных координаций, за год коррекционной работы наблюдается:

  • положительная динамика развития по всем параметрам обучения;

  • укрепляется общая моторика и мелкая мускулатура пальцев рук;

  • совершенствуется зрительно-двигательная координация;

  • ориентировка в микропространстве;

  • развивается произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь;

  • умение рассуждать, делать выводы, фантазировать.

  • Заинтересованность родителей, их участие, прослеживалась на протяжении всего проекта.


Работа с родителями.

  • Родительские собрания: "Значение развития мелкой моторики для формирования графических навыков".

  • Консультации: «Что такое мелкая моторика и как ее развивать в домашних условиях?»

«Упражнения, развивающие мелкую моторику и двигательную функцию кистей рук»

«Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры»

  • Папки – передвижки:

«Первые шаги в освоении письма»

  • Выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

  • Привлечение родителей к изготовлению пособий

Заключение

Коррекционно-развивающая программа по формированию моторно – двигательных умений у детей с ДЦП является эффективной при соблюдении специальных условий:

  • учёт клинической формы;

  • степени тяжести заболевания и стороны поражения;

  • использование дифференцированных приёмов в работе;

  • введение подготовительного этапа для формирования базовых составляющих конструктивной деятельности (зрительно-моторной координации);

  • введение в систему занятий специальных упражнений для нормализации мышечного тонуса, дыхания, расширения функциональных возможностей кистей рук;

  • использование специального оборудования во время проведения занятий.

Но в первую очередь, конечно, нужно учитывать, что дети с ДЦП нуждаются в оказании специально организованной психолого-педагогической и медико-социальной помощи.



















Мониторинг графомоторных навыков

Состояние общей моторики


начало года конец года



Развитие тонко координированных движений

начало года конец года



Развитие зрительно-двигательных координаций

начало года конец года


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!