Тезисы к форуму проектов:
«Психолого – педагогическое сопровождение детей
с ОВЗ в современном образовании»
Тема:
«Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей
с ДЦП старшего дошкольного возраста».
Автор:
Липина Марина Александровна
учитель – дефектолог
МБДОУ «Детский сад №106
комбинированного вида»
г. Каменск – Уральский
2016 г.
Паспорт проекта.
Наименование:
Педагогический проект: «Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей с ДЦП старшего дошкольного возраста».
Вид проекта:
Тип:
Проблема проекта: Возможно, ли в процессе развития мелкой моторики добиться высокого уровня подготовки руки ребенка к письму у детей с нарушением опорно – двигательного аппарата?
Срок реализации: проект расчитан на 1 год (с сентября по май 2015-2016 уч. года.).
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет с НОДа), учитель - дефектолог, воспитатели, родители.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Речевое развитие», «Физическая культура» «Художественно-эстетическое развитие»,
Актуальность темы проекта.
В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.
Детский церебральный паралич (ДЦП) – болезнь центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и проводящих путей головного мозга. Основные проявления заболевания – неспособность сохранять нормальную позу и выполнять активные движения. Этому часто сопутствуют нарушения речи, психики, зрения и слуха, что в итоге отражается на социально значимых навыках.
В настоящее время отмечается многообразие проявлений и тяжесть нарушений в двигательном, речевом, познавательном развитии у детей с двигательными патологиями и требует постоянного поиска новых методов комплексной реабилитации, инновационных стратегий медико-психолого-педагогического сопровождения.
Многолетние наблюдения и анализ результатов психолого-педагогического обследования показывают, что у детей 5-6 лет с НОДа, графические умения и развитие мелкой моторики находятся на низком уровне или совсем не сформированы. Дети не умеют правильно держать карандаш, проводить линии в заданных направлениях, копировать, изображать и обводить предметы по точкам. Половина детей вообще отказываются от выполнения графических заданий. Таким образом, развитие зрительно-моторной координации и графических умений является одной из основных задач коррекции детей с ДЦП.
Сложность, многообразие и специфика психического дизонтогенеза у детей с ограниченными возможностями здоровья требует системного подхода к разработке коррекционных технологий. Отсутствие единой комплексной программы по коррекции тонкокоординированных движений руки и графомоторных навыков и новые подходы к организации работы в ДОУ обусловили разработку данного проекта.
Основная цель проекта - развитие зрительно-моторной координации, тонкокоординированных движений руки, формирование элементарных специфических навыков, подготовка руки ребенка к систематическому письму.
Задачи:
Подобрать диагностические методики, позволяющие выявить проблемы подготовки руки к письму.
Провести диагностику навыков у детей.
Разработать и подобрать специальные упражнения, направленные на формирование у детей графических навыков.
Развивать общую и тонкую моторику, как основу формирования элементарных графических навыков, а также в целях совершенствования речедвигательного центра коры головного мозга.
Развивать зрительно-двигательную координацию, зрительное внимание.
Овладевать несложными упражнениями для пальцев.
Научить правильно держать карандаш, тренировать в силе нажима.
Познакомить с тетрадью в крупную клетку.
Развивать ориентировку на листе бумаги и на рабочей строке.
Учить рисовать вертикальные, горизонтальные линии, штриховать в разных направлениях, обводить предмет по контуру.
Развивать произвольность внимания и память, мышление, оптико-пространственное восприятие, фантазию.
Привлечение родителей для создания необходимых условий в семье для развития графических навыков.
Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, навыков коллективной работы.
Провести повторную диагностику.
Прогнозируемый результат к концу года:
Правильно держать карандаш.
Раскрашивать изображения, ограниченные контуром.
Ориентироваться на листе бумаги, на рабочей строке.
Штриховать фигуры в заданном направлении.
Рисовать несложные фигуры и узоры по клеткам в тетради.
«Конструировать» из пальцев несложные предметы и объекты.
Выкладывать различные фигуры из палочек,
из мелких геометрических фигур по образцу.
Этапы проекта:
1.Организационно-подготовительный (август).
выбор темы проекта;
анализ предстоящей деятельности;
подбор методической литературы;
выбор средств, методов и приёмов;
разработка перспективного плана;
сотрудничество с родителями;
2. Основной, практический (сентябрь-май).
первоначальная диагностика;
ведение блока коррекционно-развивающих занятий;
создание условий, способствующих самостоятельной организации детьми свободной деятельности по задачам реализации проекта.
3. Заключительный (май).
Технология организации проекта.
Для определения уровня развития двигательных навыков у детей, необходимо провести диагностическое обследование. При этом использовались методики разных авторов с учетом возможностей данных детей.
Обследование состояния общей моторики рук
Качество их выполнения говорит также и об уровне сформированности внимания, зрительной памяти, самоконтроля.
Методики, определяющие уровень развития тонкокоординированных движений
«Методики, определяющие уровень развития зрительно-двигательных координаций (см. приложение1)
Занятия строятся с учётом тематического планирования. Упражнения, проводимые с детьми, даются дифференцированно, в силу двигательных возможностей каждого ребёнка. Знакомя детей с новыми упражнениями, нужно опираться на ранее усвоенные ими умения и навыки. (см. в паспорте проекта)
Работу по развитию тонкокоординированных движений руки и развитию графических навыков нужно проводить систематически как занятия 1 раз в неделю. Рекомендации: перед работой в тетради необходимо провести упражнения для кистей рук. Также необходимо следить за освещенностью рабочего места ребенка, его осанкой.
НОД включают в себя:
Пальчиковую гимнастику
Массаж, самомассаж
Дыхательную гимнастику
Игры с палочками, игры с мозаикой, бумагой, крупой, водой, песком, липучками, волшебным мешочком, с природным материалом, с прищепками, с шариками су-джок, с эспандерами, с бусами, геометрическими фигурами, с разреными картинками, капитошками, резиночками, с шнуровкой, с конструктором и т. д.
Зрительную гимнастику.
Рисование, раскрашивание, обведение по контуру.
Графическая работа в тетрадях (Л. М. Граб «Развиваем графические навыки для детей с ОНР», М.:ГНОМ, 2014.-32с)
Основные направления работы при обучении графическим навыкам:
необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движения;
вместе с ребенком очень подробно разобрать инструкцию;
несколько раз выполнить движение в медленном темпе;
попросить ребенка «продиктовать» инструкцию взрослому, чтобы ребенок еще раз осознал, что и как нужно делать;
нужно особо зафиксировать внимание на право- и левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное написание.
Занятия строятся с учётом тематического планирования. Упражнения, проводимые с детьми, даются дифференцированно, в силу двигательных возможностей каждого ребёнка. Знакомя детей с новыми упражнениями, нужно опираться на ранее усвоенные ими умения и навыки.
Результативность проекта:
у детей, поступающих в группу с низким уровнем развития мелкой моторики и зрительно-двигательных координаций, за год коррекционной работы наблюдается:
положительная динамика развития по всем параметрам обучения;
укрепляется общая моторика и мелкая мускулатура пальцев рук;
совершенствуется зрительно-двигательная координация;
ориентировка в микропространстве;
развивается произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь;
умение рассуждать, делать выводы, фантазировать.
Заинтересованность родителей, их участие, прослеживалась на протяжении всего проекта.
Работа с родителями.
«Упражнения, развивающие мелкую моторику и двигательную функцию кистей рук»
«Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры»
«Первые шаги в освоении письма»
Заключение
Коррекционно-развивающая программа по формированию моторно – двигательных умений у детей с ДЦП является эффективной при соблюдении специальных условий:
учёт клинической формы;
степени тяжести заболевания и стороны поражения;
использование дифференцированных приёмов в работе;
введение подготовительного этапа для формирования базовых составляющих конструктивной деятельности (зрительно-моторной координации);
введение в систему занятий специальных упражнений для нормализации мышечного тонуса, дыхания, расширения функциональных возможностей кистей рук;
использование специального оборудования во время проведения занятий.
Но в первую очередь, конечно, нужно учитывать, что дети с ДЦП нуждаются в оказании специально организованной психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Мониторинг графомоторных навыков
Состояние общей моторики
начало года конец года
Развитие тонко координированных движений
начало года конец года
Развитие зрительно-двигательных координаций
начало года конец года