3
Формирование межэтнической толерантности на уроках истории
Учитель истории первой квалификационной категории
МБОУ «Нурлатская СОШ ЗМР РТ» Зиннатуллин Рамиль Ринатович
Процессы интеграции и глобализации и возрастающая с каждым годом мобильность населения земного шара превращает большинство стран в поликультурные сообщества. Гармоничное развитие таких сообществ возможно только на принципах равноправия и равноценности самых разных культур.
С другой стороны, возникают и процветают идеи изоляционизма, национализма и культурной исключительности. Наше неумение или нежелание жить рядом с непохожими на нас самих людьми делает реальным предположение о том, что в скором будущем культурные различия могут стать главным источником враждебности между людьми. Все это всегда было актуально для России – страны многонациональной и многоконфессиональной, страны с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Страны с множеством проблем в межкультурных отношениях. Об этом свидетельствуют, в том числе, страницы современной истории страны.
Ведущей задачей учебного процесса в школе является образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, а также применение полученных знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии. В связи с этим перед учителем истории и обществознания стоит цель постоянной и целенаправленной работы в данном направлении.
Поэтому на первый план в преподавании предметов истории и обществознания должен выходить не когнитивный (знаниевый), а личностный компонент. А формирование и воспитание толерантности является одной из важных составляющих повседневной деятельности педагога на уроках.
Формирование понятия толерантности проходит постепенно, в зависимости от возрастных способностей учащихся и особенностей изучаемого материала. Учитель ведет учащихся по ступенькам формирования толерантного сознания. Главной причиной успеха этого движения будет постоянная и кропотливая работа в этом направлении. Отдельный урок по толерантности, как бы блестяще он не был проведен, не сможет сформировать толерантного сознания.
Формирование толерантности начинается с изучения курса истории древнего мира. Материал курса дает учителю благодатную возможность для формирования в умах учащихся устойчивой связи: терпимость ведет к устойчивости. Это положение формируется при изучении великих империй древности (Ассирия, Вавилонское царство, Персидская держава). Рассматривая причины их гибели, необходимо особое внимание уделить тому, что народы были объединены в эти империи насильно, завоеватели проявляли нетерпимость к обычаям и культуре покоренных народов. Это привело к внутренней неустойчивости этих государств, и, в конечном итоге, способствовало их гибели при появлении внешней опасности.
На конкретном историческом материале учитель показывает, что компромисс способен привести к достижению желаемых результатов. При изучении греко-персидских войн необходимо обратить внимание учащихся, что противоречия между греческими полисами оставались по-прежнему очень сильными. Их союз представлял своеобразный компромисс, на который они были вынуждены пойти перед угрозой потери независимости. Он полностью оправдал себя. В то же время неспособность и нежелание пойти на заключение компромисса в более позднее время привело к полной потере независимости греческих полисов и их подчинению Македонии. Таким образом, у учащихся формируется представление о терпимости как средстве, ведущем к стабильности.
Формирование чувства толерантности продолжается при изучении истории средних веков. Материал курса дает возможность закрепления понятий и представлений о толерантности, сформированных при изучении истории древнего мира.
Курс истории средних веков дает возможность раскрыть сущность противостояния толерантности и нетерпимости. Важно убедить учащихся, что нетерпимость, в конечном счете, приводит к краху. Это положение хорошо усваивается при изучении темы «Нидерландская буржуазная революция», события которой во многом были обусловлены отсутствием религиозной толерантности в католическом мире. Нетерпимость стала одной из основных причин не только революции, но и распада Испанской империи. Таким образом, учащиеся усваивают положение о конструктивной роли толерантности в историческом процессе и разрушительной роли политики «без ограничений».
Так что же такое толерантность? В Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, дается следующее определение: «Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой деятельности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
Толерантность в таком ее понимании должна стать важным компонентом жизненной позиции личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Эту работу необходимо проводить системно. Урок за уроком учитель должен доносить до учащихся идеи терпимости, гибкости и компромисса, способности с уважением относиться к ценностям других людей.
Несомненно, уроки истории и обществознания способствуют формированию данного качества личности, а именно дают возможность:
признавать разнообразие позиций и мнений;
воспитывать уважительное отношение к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей;
способствовать осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
формировать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания;
представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения, уважительно вести полемику.
Таким образом, происходит понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.
При этом не следует забывать, что в формировании толерантности обязательно должны присутствовать и взаимодействовать два взаимодополняющих аспекта. Во-первых, нормативно-правовой, который определяется и устанавливается государством. А во-вторых, этико-нормативный, который отражает не только исторически сложившиеся системы социальных норм и ценностей, но и обращает внимание на современные тенденции развития общества.
У формирования толерантности на уроках истории есть ряд особенностей. Они заключаются в следующем: в глубоком и всестороннем овладении культурой своего народа; в формировании представления о многообразии культур в России и мире; в воспитании позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс всего человечества и способствующим самореализации отдельной личности; в создании условий для интеграции учащихся в культуру других народов; в развитии умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; в воспитании в духе мира; в формировании осознанных позитивных ценностных ориентаций личности по отношению к культурному наследию России; в воспитании уважения к истории и культуре других народов; в создании мультикультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур; в формировании способности учащегося к личностному культурному самоопределению.
Формирование и воспитание толерантности на уроках истории возможно при использовании деятельностного (построение процесса обучения через специально организуемую деятельность учащихся), ценностного, компетентностного подходов, а также при соблюдении принципов уважительного отношения к личности ребенка, культуросообразности и принципа связи формирования толерантности с жизнью.
В качестве средств формирования толерантности выступают:
конструирование содержания образования на уроках истории и обществознания;
отбор методов и приёмов обучения на уроках истории/обществознания;
проектирование новых типов учебной деятельности и учебного сотрудничества учащегося;
педагогическая поддержка учащихся;
организация образовательного пространства.
В ходе изучения Истории Древнего Мира в 5 классе и Истории Средних веков в 6 классе учащиеся знакомятся с многообразием этнических, религиозных и культурных традиций многочисленных народов, заселявших нашу планету в древности и в эпоху Средневековья. К тому же история пестрит примерами того, как взаимообогащение двух резко различавшихся культур приводило к расцвету искусства и служило толчком к обретению новых знаний. Так, начиная с XIII века, на архитектуру и живопись Индии оказало большое влияние искусство мусульманских завоевателей. Правители строили дворцы, мечети и роскошные гробницы - мавзолеи. Лишенные скульптур, они привлекали пропорциями и четкостью линий. В них сочетались индийские колонны и резные украшения, арабские арки, купола и минареты. В свою очередь арабы заимствовали индийские цифры, что привело к научным открытиям не только в математике, но и в астрономии. Используя эти примеры, учитель призывает учащихся интересоваться не только культурой своего народа, но и поближе знакомиться с достижениями народов всего мира.
Чрезвычайно интересный материал для формирования толерантного сознания дает курс отечественной истории. Например, при изучении в 6 классе темы «Образование государства Киевская Русь», говоря о призвании варягов, указываем на толерантность как последних к местному населению, так и местного населения к пришельцам. Только терпимость, проявлявшаяся в этих взаимоотношениях, помогла создать мощное государство. Для формирования толерантного сознания можно использовать и примеры, демонстрирующие нетерпимость и жестокость. Большое впечатление на учащихся производит рассказ о гибели князя Игоря в 945 г. Жестокая смерть князя и не менее изощренная месть княгини Ольги – яркая иллюстрация принципа «око за око, зуб за зуб», свойственного родовому строю и обычному праву.
Таким образом, формирование толерантности на уроках истории должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха, отчуждения и ненависти по отношению к другим народам, вероисповеданиям; противостоять получившему распространение в последние годы национализму; способствовать развитию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.