СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование логических умений учащихся на уроках географии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Задание 1. Определите, какое понятие шире по объему. Объясните,  почему вы так считаете.

Ветер

Муссон

 

    Это задание на выявление совместимых подчиняющих и подчиненных понятий, на установление родовых и видовых связей между понятиями. Такое задание можно предложить учащимся  с минимальным уровнем знаний по теме, претендующих на оценку «3».

    Возможные варианты ответа:

-Шире понятие ветер, т.к.  муссон это вид ветра, а само понятие ветер - одно.

-Муссон-это вид ветра, дующий на восточных окраинах материков и меняющий свое направление  2 раза в год.

Ветер-это движение воздуха и муссон-движение воздуха, только в конкретном направлении.

    Ответов может быть и больше, но все они будут раскрывать видовую связь или отношение соподчинения понятий «ветер» - «муссон».

Задание 2. Для учеников, претендующих на более высокую оценку, целесообразно предложить более сложное задание, например: Расскажите о ветре, как он образуется, какие виды ветра выделяются на Земле?

Возможный вариант ответа учащегося:

Ве?тер — движение воздуха относительно подстилающей поверхности.

Ветер возникает в результате неравномерного распределения атмосферного давления и направлен от зоны высокого давления к зоне низкого давления. Вследствие непрерывного изменения давления во времени и пространстве скорость и направление ветра постоянно меняются. С высотой скорость ветра меняется из-за убывания силы трения.

Ветры классифицируют, в первую очередь, по их силе, продолжительности и направлению. Таким образом, порывами принято считать кратковременные (несколько секунд) и сильные перемещения воздуха. Сильные ветры средней продолжительности (примерно 1 минута) называются шквалами. Названия более продолжительных ветров зависят от силы, например, такими названиями являются бриз, буря, шторм, ураган, тайфун. Продолжительность ветра также сильно варьируется: некоторые грозы могут длиться несколько минут, бриз, который зависит от разницы нагрева особенностей рельефа на протяжении суток, длится несколько часов, глобальные ветры, вызванные сезонными изменениями температуры — муссоны — имеют продолжительность несколько месяцев, тогда как глобальные ветры, вызванные разницей в температуре на разных широтах и силой Кориолиса, дуют постоянно и называются пассаты. Муссоны и пассаты являются ветрами, из которых слагается общая и местная циркуляция атмосферы.

Задание 3.Назовите более широкое и более узкое по объему понятие.

?

Ветер

?

 

          Вариант задания для самых продвинутых учеников, способных проводить логический анализ, делать выводы, выделять системы и строить прогнозы.

Возможные варианты ответа:

Движение воздуха

ветер

Муссон

Движение воздуха

Ветер

Пассат

Поясняя свой выбор, ученики будут называть существенные признаки, будут работать с географическим содержанием нескольких понятий. Содержание этого задания предполагает выстраивание большего количества логических связей.

Задание 2 и 3 направлено не только на установление родово-видовых отношений между географическими понятиями, но и на развитие монологической речи на основе раскрытия содержания понятия.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!