СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроке и во внеурочное время.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал рассказывает об опыте работы учителей-словесников гимназии по формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроке и во внеурочное время.»

Формирование коммуникативной компетенции учащихся

на уроке и во внеурочное время.

Приоритетным направлением «Стратегии модернизации образования» является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, прежде всего необходимо научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию.

Коммуникативная компетенция включает овладение всеми видами речевой деятель­ности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Формирование коммуникативной компетенции - процесс достаточно сложный и длительный. Сегодня особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта ребёнка, процесса приобретения знаний о языке и процесса овладения языком.

В старшем звене в современной школе складывается непростая ситуация: в одном учебном заведении есть классы общеобразовательные, гимназические, профильные. В соответствии с учебными программами в них выделяется разное количество часов на изучение предмета. Умения же предусмотрены стандартом для базового уровня, следовательно, ими должны владеть выпускники, обучающиеся в старших классах любой направленности.

В то же время содержание курса в каждом типовом профиле должно иметь определённую специфику. Поэтому учителем определяется содержание вариативной части курса, обеспечивающей профильную специфику в речевой подготовке учащихся.

При реализации данного содержания обучения в физико - математическом профиле при планировании обращено особое внимание на разделы программы, которые связаны с освоением учебно-научного стиля, в частности научного языка математики, физики, что предполагает ознакомление учащихся с соответствующими терминами, закономер­ностями построения текстов по специальности. Так в 10 классе при изучении темы «Научный стиль речи» базовый материал получает своё специфическое наполнение: обращение к языку специальности избранного профиля. Основные жанры научного стиля ( доклад, статья, сообщение, рецензия, тезисы и др.) представлены на материале избранного профиля обучения. Это способствует совершенствованию культуры учебно - научного общения в устной и письменной формах в профессиональной сфере.

Важное место в образовательной системе нашей гимназии отводится спецкурсам. Старшеклассникам предлагаются следующие: «Основы русской словесности» (на основе программы А.И.Горшкова), «Речевые нормы и экспрессивные ресурсы языковых средств в речеобразовательной и интерпретационной практике учащихся», «Концепция бытия и личности в русской литературе 20 века», «Культура речевого общения» (педагогами гимназии составлен сквозной курс - с 5 класса по 11 ).

В центре внимания на всех занятиях - текст. Если языковая компетенция может быть сформирована на единицах языка, то коммуникативная компетенция может быть сформирована только на уровне текста. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Весь материал занятий организуется вокруг текста, работает на него. Все курсы имеют ярко выраженную практическую направленность. Формы занятий самые разнообразные: практикумы, конкурсы, ролевые игры, конференции, презентации, компьютерные уроки, зачёты и др.


Для создания естественных условий для совершенствования речевых навыков часто обращаемся к такой форме обучения как семинар. Работая над выступлением, ученик самостоятельно и последовательно проходит все этапы подготовки речевого высказывания. Активно используем в обучении Интернет - ресурсы, особенно на этапе сбора и классификации материала. Учителями - словесниками гимназии в прошлом учебном году было подготовлено мультимедийное пособие по «Морфологии», которое можно использовать для самодиагностики, ликвидации пробелов, контроля за уровнем знаний учащихся. На уроках и спецкурсах много работаем с различными видами словарей. Это даёт возможность не только укрепить умения учащихся, но и сформировать способность извлекать нужную информацию, навыки самоконтроля.

Важно, на наш взгляд, использовать и для уроков, и для спецкурсов материал, устанавливающий связь между языком, литературой и жизненными впечатлениями учащихся, способствующий и развитию речи, и нравственному воспитанию. Н.М.Шанский справедливо заметил, что «совершенствование методики преподавания русского языка должно включать в себя также определение круга методически ориентированных художественных произведений русской классики и способов их использования и для формирования нравственной и творческой личности, и для совершенствования культуры речи». Это могут быть фрагменты изучаемых произведений, один текст или материалы, представляющие собой связанные тексты, которые могут быть использованы не на одном уроке, а на ряде уроков и расширят знания ребят в какой-либо области : о родном городе, о нашей истории, о Великой Отечественной войне ( последняя тема бывает сквозной в течение длительного времени, к урокам добавляются и встречи с ветеранами, и всевозможные конкурсы, и поисковая работа, а своеобразным итогом становятся творческие работы, посвященные ветеранам, членам своих семей, пережившим годы войны «Страницы семейного альбома», «Мои родные – защитники Отечества», «А память нам покоя не даёт»).

В понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция является частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.

Творчество - одни из мощных импульсов в развитии ребенка. А одним из обязательных условий творческого развития детей является расширение их кругозора. Экскурсии, выходы в театры, музеи, на выставки тоже дают свои результаты. При изучении творчества А.Н.Островского, М.Горького, В.М.Шукшина, Ф.М.Достоевского обязательно идём на спектакли, пишем о них отзыв, рецензию на отзыв одноклассника. Работники Художественного музея знакомят нас с биографией и творчеством И.Левитана, за этим следует целый ряд работ, посвящённых художнику и его работам: сочинения-миниатюры, изложение, сочинение - описание картины. Это подготавливает ребят к созданию своих спектаклей, проведению литературно - музыкальных гостиных, вечеров. При планировании работы (уроков, спецкурсов, внеклассной работы) обязательно учитываем тематику и межпредметные связи. Так при изучении в 11 классе творчества А.А.Ахматовой обязательно пишем изложение с элементами сочинения (по воспоминаниям о поэтессе), на спецкурсе работаем со стихами А.Ахматовой. Когда читаем роман Е.Замятина «Мы», готовим сообщения о А.Н.Скрябине, слушаем его музыку, делимся своими впечатлениями; в это же время на уроках обществознания ребята изучают тему «Взаимодействие людей в обществе», одной из работ на этих уроках будет эссе ( одна из тем определяется словами В.Г.Белинского : «Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин»).




Приветствуем детей, которые способны и желают заниматься исследовательской деятельностью. С самого начала учебного года идёт подготовка к школьной научно-практической конференции. Такая форма работы пробуждает в ребёнке творческие способности, учит серьёзному, вдумчивому отношению к материалу, повышает его культурный уровень. Иногда в основе подобной работы лежит материал вполне современный («Мой дом - театр» - о театре «Интим» под руководством заслуженной артистки России Алевтины Буханченко), а иногда обращаемся к произведениям литературы известным, но непростым для наших учеников (в 10 классе проводим читательскую конференцию «Тема праведничества в творчестве Н.С.Лес­кова», на которую представлены выступления «Праведники в рассказе Н.С.Лескова «Скоморох Памфалон», «Однодум» - первый из рассказов о праведниках русского писателя Н.Лескова», «Праведники в рассказе Н.Лескова «Несмертельный Голован» и др.). И важно, когда ребята совершенно искренне говорят: «Проблемы, поставленные в рассказе, вечные, поэтому продолжают волновать людей 21 века. В наше время не так много людей, способных пожертвовать всем ради счастья других. Но такие всё же есть. Например, люди, которые берут детей из детских домов, приютов, заботятся о них, пытаются отдать им самое лучшее. Ведь они тоже праведниками являются, потому что не каждый решится на такой шаг. Людей, которые хвастаются своей помощью, назвать праведниками нельзя, так как забота их идёт не от чистого сердца, это делается ради своей выгоды, ради саморекламы... Для того чтобы стать истинным праведником, нужно много времени, терпения и усилий. Не каждый готов отказаться от всяческих благ ради того, чтобы помогать другим, ради спокойствия и чистоты души».

Владение необходимыми навыками текстовой деятельности определяет коммуникативную культуру личности, её успех в обществе. Именно поэтому формирование умений, связанных с первичной (текстообразованием) и вторичной (текстовосприятием, интерпретацией, пониманием) коммуникативной деятельностью становится главной задачей в современном обучении языку. И очень важно в нашей работе, чтобы «педагогика сотрудничества» стала естественной нормой взаимоотношений учителя и учеников. Проявление доброты, искренней заинтересованности в успехах ученика, развитие природных творческих дарований детей, создание комфортных условий и ситуации успеха - вот главные ориентиры для любого учителя, а тем более для учителя словесника.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!