СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативной компетенции будущих инженеров на основе современных методов обучения.

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наши дни происходит ряд изменений, которые связаны с такими процессами, как глобализация, научно-технический прогресс, развитие информационных технологий. При подготовке инжененров особое внимание уделяют формированию общих и профессиональных компетенций. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной компетенции будущих инженеров на основе современных методов обучения.»

Формирование коммуникативной компетенции будущих инженеров на основе современных методов обучения.



В наши дни в образовании происходит ряд изменений, которые связаны с такими процессами как глобализация, научно-технический прогресс, развитие информационных технологий и др. Тенденции современного развития российского образовании на данном этапе требуют, чтобы особое внимание было обращено на ориентацию обучающихся на инженерно-технологическую деятельность в сфере высокотехнологического производства. При подготовке инженеров особое внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций. К общим компетенциям относятся компетенции социального взаимодействия; самоорганизации и самоуправления; системно-деятельностные компетенции; ценностно-смысловые и политико-правовые компетенции и компетенции самостоятельной познавательной деятельности. Профессиональные компетенции включают организационно-управленческие, экономические, общенаучные, общепрофессиональные и специальные компетенции. Сегодня в обществе бурно развиваются технологии, где человек должен не только обладать специальной информацией, но и уметь ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы, владеть на высоком уровне социальными, коммуникативными и другими ключевыми компетенциями. А поскольку любая профессиональная деятельность предполагает устное или письменное общение, то можно сказать, что одной из основных компетенций, необходимых современному специалисту, является коммуникативная, причем как на родном, так и как минимум на одном иностранном языке. Таким образом, наличие коммуникативной компетенции является важнейшим условием успешного осуществления профессиональной деятельности. А так как формирование коммуникативной компетенции начинается со школьной скамьи, то основным результатом деятельности педагога должна стать не система знаний, умений, навыков, сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций. Изучение иностранного языка направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которую в совокупности составляют речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции. Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Общеизвестно, что в формировании коммуникативной компетенции помогают такие виды деятельности как: парная работа, работа малыми группами, общие дискуссии, обсуждения, обмен впечатлениями, использование ролевых игр. При работе в парах и группах обучающиеся изучают вместе то, над чем они потом смогут работать индивидуально. Главные преимущества работы в группах: развивающее взаимодействие «лицом к лицу», где обучающиеся объясняют материал друг другу, обучая друг друга тому, что знают; индивидуальная отчетность, личная ответственность, деятельность каждого ученика может оцениваться с помощью тестов; обучающиеся получают навыки работы в команде; важную роль играет рефлексия.

Развивая коммуникативные компетенции, мы формируем у будущих инженеров умения пользоваться критическим мышлением, логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей. Использование дискуссий на уроках способствует формированию активной напряжённой мыслительной деятельности. Изучая тему «Научно-технический прогресс» в 11 классе, формируем умения осознанно высказывать свою точку зрения, показывать своё понимание обсуждаемого вопроса. Сначала ученики рассказывают об истории науки и техники, которая богата событиями и именами всемирно известных учёных. Затем ученики делятся на 2 группы, каждая из которых приводит аргументы по данной теме. Одна группа говорит о пользе научно-технического прогресса, другая о его негативных последствиях. Урок-конференция по теме «Последствия научно-технического прогресса» развивает умения выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию. Ученики выступают с докладами, в которых затронуты актуальные проблемы научно-технического прогресса. Во время выступления ученики показывают умение создавать качественные презентации, которые сопровождают устные сообщения. Очевидно, что ученики не только должны знать лексику по теме «Последствия научно-технического прогресса», но и владеть специальной информацией, осуществляя поиск в интернете. В 9 классе по теме «Выбор профессии» провожу урок – круглый стол, где ученики выступают с сообщениями, в которых они рассказывают о востребованных профессиях в регионе, о своих будущих профессиях. Перед тем, как проводить уроки – конференции и дискуссии, ведётся работа со специальной лексикой, чтение текстов с поиском информации, просмотр видеороликов и прослушивание аудиофайлов по научным темам, интересным для учеников, получающих инженерно-технологическое образование. Так, например, ученики, интересующиеся историей современных гаджетов, ищут интересующую их информацию в сети интернет, обмениваются информацией друг с другом, знакомятся со специфической лексикой, учатся читать инструкции на иностранных языках. Все эти виды деятельности позволяют развивать речевые и языковые компетенции.

Использование метода проектов развивает активное самостоятельное мышление, творческие, интеллектуальные, коммуникативные умения. Обучающиеся учатся работать с текстом, выделять главную мысль, вести поиск информации, анализировать ее, делать обобщения, выводы. Проектная деятельность делает учебный процесс для обучающихся личностно значимым, где есть возможность раскрыть творческий потенциал, проявить свои творческие способности, фантазию, активность, самостоятельность. Учениками созданы такие проекты, как «Мобильный телефон: вред или польза?», «Автомобиль будущего», «История лампочек», «Профессия моей мечты», «История возведения Кремля в Москве».

На таких уроках происходит активное взаимодействие учащихся в условиях, приближенных к реальной иноязычной коммуникации в профессиональной сфере. Ученики получают возможность не только совершенствовать свои речевые умения, но и углубить и расширить знания по техническим специальностям, применить на практике профессиональные умения. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку вооружает учащихся языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и реализовать себя в инженерной деятельности.
































































В.А. Байденко в своей работе «Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения»






Я с уверенностью могу сказать о том, что в результате многие студенты овладели определенными умениями – собирать необходимую информацию, перерабатывать текст, работать со справочной литературой и Интернет-ресурсами, оформлять, документировать результаты работы.

Все проекты были осуществлены с использованием информационных технологий. Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из важнейших компонентов компетентностного подхода. В XXI веке компьютеры в целом и сеть Интернет, в частности, являются обязательным компонентом общей грамотности человека. Не обсуждая вопрос эффективности применения компьютерных технологий в обучении языку, можно утверждать, что для того, чтобы считаться грамотными людьми, обучающимся нужно учиться использовать компьютеры для исследовательской работы, развития навыков письменной речи и формирования коммуникативной компетенции. На уроках иностранного языка я использую онлайн – ресурсы сайтов, для изучающих немецкий язык, а именно http://www.studygerman.ru/http://www.de-online.ru/ . Основное их назначение заключается в том, чтобы помочь освоить пользователям не только лексику, но и грамматику языка. Здесь собрано огромное количество материалов для изучения языка, в том числе аудио-, видеофайлы и т. д. Это интерактивные ресурсы, на которых в динамичном режиме предлагаются разнообразные игры, упражнения, тесты. Благодаря указанным выше сайтам я получила доступ к иллюстративному материалу, которого прежде явно не доставало.   То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас я могу показать обучающимся в полной красе, будь то известные достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые произведения искусства или живописи. Кроме того, очень ценна возможность получить действительно аутентичные материалы. Таким образом, Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации.

        Не менее действенным способом работы с компьютером я считаю использование мультимедийных презентаций, подготовленных мной или студентами. Использование презентаций повысило интерес обучающихся к предмету, привело к усилению мотивации учения. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность обучающегося. Применение презентаций на уроках дает возможность анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Кроме этого в презентацию можно добавить фотографии, схемы или таблицы. Подобный прием в значительной степени ведет к лучшему усвоению материала.    Презентации обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, позволяют представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации. Мультимедийные презентации я использую:

  • при ознакомлении с новой лексикой, так как изображение на мониторе позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием;

  • при изучении грамматического, когда  увиденные на экране красочные схемы, таблицы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала;

  • при изучении страноведческого материала.

Таким образом, использование технологий групповой работы, метода проектов, внедрение ИКТ в обучение иностранному языку способствует достижению основной цели модернизации образования улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, что обусловлено социальным заказом современного общества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!