Методическая тема: «Формирование ключевых компетенций у учащихся в урочной и внеурочной деятельности».
«Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель». (К.Д. Ушинский).
Основные формы работы:
Семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей;
Открытые уроки и внеклассные мероприятия;
Проведение предметных и методических недель; взаимопосещение уроков.
Формирование ключевых компетенций при обучении в математики
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций» и подробно обсуждались на симпозиуме Совета Европы «Ключевые компетенции для Европы» в Берне в 1996 году.
Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».
Существует разный подход в делении ключевых компетенций на группы.
Мы придерживаемся мнения Хуторского Андрея Викторовича, доктора педагогических наук, академика Международной педагогической академии, который предложил следующие группы ключевых образовательных компетенций:
- Ценностно-смысловые компетенции. Способность ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать цели, принимать решения. От этой компетенции зависит программа его жизнедеятельности в целом.
- Учебно-познавательные. Ученик овладевает навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Он учится отличать факты от домыслов, владеть измерительными навыками, использовать другие методы познания.
- Информационные. При помощи телевизора, магнитофона, видеозаписей, электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
- Коммуникативные. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями, и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
- Общекультурные. Включают круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
- Компетенции личного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
- Социальные компетенции.
Школьник учиться выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.
Во-первых, целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата.
Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий.
Введение понятия “компетенций” в нормативную и практическую составляющую образования обозначило проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций:
- извлекать главное из прочитанного или прослушанного;
- точно формулировать свои мысли, высказываться по заданной теме;
- сотрудничать с другими при выполнении общего задания;
- планировать свои действия, оценивать полученный результат;
- предлагать различные варианты решения задачи и выбирать наилучший, принимая во внимания различные критерии и т.д.
Как указывает профессор Е.Я. Коган, «формирование компетенций – это не смена содержания, а смена технологии обучения». Значит необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий, и деятельности в целом.
У учащихся идет процесс формирования образовательных компетенций в избранной образовательной области, навыков самостоятельной исследовательской работы. Обучение направлено на подготовку выпускников к осознанному выбору профессии и самостоятельному творческому обучению в вузе.
Формирование ключевых компетенций на уроках математики.
Учебно-познавательная компетенция заключается в формировании обще-учебных умений и навыков.
Для развития интереса к математике и обоснованного выбора будущей профессии в школе проводятся элективные курсы: «Решение уравнений и неравенств с параметрами»
Задачами данного элективного курса являются:
— выявление наиболее способных к математике учащихся и оказание им помощи в изучении предмета на повышенном уровне;
— повышение информационной компетентности учащихся;
— интеграция знаний по разнообразию методов решения уравнений и неравенств;
— подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по математике;
—формирование умения самостоятельно и творчески работать; с научно популярной математической литературой;
— углубление представлений о развитии математики, её достижениях;
— формирование культуры умственного труда.
Все это способствует возникновению мотивированного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках математики.
Сейчас большой упор делается на то, чтобы учащиеся могли применить свои знания в конкретных жизненных ситуациях. В материалах ЕГЭ появилось очень много задач прикладного характера. Решение такого типа задач способствует формирование у учащихся ценностно-смысловой компетенции. Работу по решению задач такого типа я провожу не только на уроках, но и на занятиях элективного курса.
Формирование информационной компетенции осуществляю посредством ИКТ, чему способствует наличие компьютера и интерактивной доски в кабинете математики.
Данная технология способствует:
— Активизации познавательной деятельности учащихся.
— Развитию вариативности мышления, математической логики.
— Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.
Мною возможности компьютера используются в предметном обучении в следующих вариантах:
— Для создания условий доступности и наглядности изложения материала;
— Повышении мотивации и активности обучающихся;
—Фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
— Использование диагностических и контролирующих материалов;
— Выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
—Формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе через всемирную компьютерную сеть ИНТЕРНЕТ.
Поскольку электронные носители содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля, я использую их для формирования образного представления об изучаемом объекте (Живая математика) и для индивидуальной работы с учащимися (тренажеры и контроль).
Наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, поэтому использование ИКТ в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.
Для формирования данных компонентов использую в процессе обучения презентации.
Применение презентаций на уроке позволяет мне:
— за ограниченное рамками урока время дать больший по объему материал;
— показать геометрические преобразования фигур;
— давать материал в обобщённом виде;
— использовать богатый наглядный материал, готовые графики, различные диаграммы, таблицы, содержащие интересную информацию;
— включать в урок исторический материал и т. д.
Каждый урок математики – время сотворения, созидания, сопереживания…
Это девиз, которого я придерживаюсь в своей работе. Поэтому и на своих уроках и во внеурочной деятельности я хочу довести до сознания учеников то, что изучаемый ими предмет не может быть оторван от окружающей их действительности. Способствует этому формирование у учащихся социальной компетенции.
В процессе групповой работы, используемой в своей работе, ребята учатся общаться, случаются конфликты, и они их вынуждены разрешать, искать компромиссы, учиться слышать друг друга и быть услышанными. Они обязаны отстаивать свою точку зрения, объяснять, задавать вопросы, понимая суть происходящего. В данном случае формируются коммуникативные компетенции.
Общекультурная компетенция формируется через общение с новыми людьми, культурными, образованными, интересными.
В процессе научно – исследовательской работы ребята сами разбирают задачи, которые будут решать и защищать. На этом этапе происходит активное оценивание собственных сил и возможностей. И не всегда все получается. Ученик анализирует полученную информацию, а затем обобщает, выделяет главное и исключает второстепенное. В данном случае происходит формирование компетенции личностного самосовершенствования.
О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Защита - венец исследовательской работы и один из главных этапов начинающего исследователя.
Мои ученики принимают участие в районных и региональных конференциях. Данный вид деятельности использую для того, чтобы научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. Умению логически мыслить, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы и принимать аргументированные решения.
В заключение хотелось бы сделать вывод: ключевые компетенции являются перспективным направлением в науке и практике образования.
Цель моей профессиональной деятельности – создание условий для формирования и развития у учащихся ключевых образовательных компетенций. Именно эти, слагаемые, на мой взгляд, и составляют фундамент, краеугольный камень «профессионального мастерства учителя».