СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование классного коллектива (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описываются практические советы по формированию классного коллектива и вовлечению всех участников образовательного процесса в его деятельность

Просмотр содержимого документа
«Формирование классного коллектива (из опыта работы)»

Из опыта работы по формированию классного коллектива и вовлечению каждого ребенка в общие дела класса


Моё жизненное кредо: «Тот, кто берётся учить сам,

никогда не должен прекращать учиться»

Джон Коттон Дана

В работе педагога есть важная миссия – быть классным руководителем.

Взяв классное руководство в 5-м классе с 1 сентября 2016 года я, наверное, как и каждый учитель, озадачилась вопросами: “Сложится ли наша новая школьная семья? Какими будут наши отношения?” Я, как классный руководитель, в своей работе по организации внеклассной деятельности учащихся придерживаюсь следующих принципов:

  • Искренность и доверие в отношениях с детьми;

  • Совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители);

  • Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом;

  • Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней;

  • Свобода участия – учитывается мнение учащихся и родителей в выборе задания во внеклассном мероприятии;

  • Обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия);

  • Сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу;

  • Уважение личности ребёнка;

  • Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.

  • Разумное сочетание любви и строгости.

Перед собой я поставила ряд задач, это, прежде всего:

  • Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого;

  • Создание условий для формирования личности каждого учащегося;

  • Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся;

  • Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе;

  • Формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов;

  • Улучшение успеваемости и поведения учащихся;

  • Привитие чувства ответственности в учёбе; навыкв культуры поведения, отзывчивости и взаимопомощи.

Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами. В самом начале работы с детьми, когда 5-ки пришли ко мне, я уже хорошо знала каждого ребенка и его семью. И, тем не менее, чтобы узнать их лучше, я провела несколько тестирований детей по анкетам и тестам, а также аналогичную работу с родителями детей. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса, проанализировала документацию, имеющуюся на каждого ребёнка (личное дело, успеваемость, характеристику).

Диагностика показала, что коллектива, как такового пока нет, что ребят в школе пока объединяет лишь формальность общего класса. Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки. «Нельзя создать воспитывающий детский коллектив в школе, где кроме уроков дети ничем не заняты – нужна совместная внеурочная деятельность, которая вызывает обмен мнениями, способствует возникновению различных отношений между ее участниками, приводит к общим переживаниям».

Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.

Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, когда дети впервые перешли в среднее звено, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.

Второе, что я сделала на пути по формированию классного коллектива, - это провела работу по организации классного самоуправления. Каждый из ребят предложил свою кандидатуру на тот или иной пост. На классном собрании кандидатуры ребят были общим голосованием либо приняты, либо отклонены.. После выборов некоторые элементарные функции руководства коллективом (распределение дежурства в классе, по школе, в столовой; проверка дневников; функции АХЧ; работа библиотекарей, техников (подготовка ТСО к урокам или внеклассным мероприятиям); редколлегия; объединение в группы при подготовке к мероприятиям и конкурсам)были переданы детям. В результате формируется классное самоуправление. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. От общественных поручений никто не отказывается. Не всегда и не всё получается у ребят, но классное самоуправление, пройдя становление в течение нескольких лет, с каждым годом будет лучше. Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться. Ребята достаточно доброжелательны друг к другу, но не всегда это удаётся, тогда приходится вмешаться и классному руководителю с советом. Но иногда, я не вмешиваюсь, а занимаю пассивную позицию, чаще тогда, когда считаю, что они должны справиться без помощи взрослого, чтобы в трудных ситуациях каждый из ребят класса смог найти поддержку у одноклассников, и на этой стадии укрепляются межличностные взаимоотношения.

На классных часах предметом самого серьёзного обсуждения становится более актуальный вопрос отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Таким образом, в классном уголке отражаются успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся. Это позволяет повысить заинтересованность ребят в процессе обучения, воспитывается понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относится к учёбе. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяют уверенность в своих силах, приводят к осознанию того, что учёба - это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить.

Для жизнедеятельности классного сообщества существенное значение имеет участие во всех школьных мероприятиях. Мои ребята – активные участники всех школьных дел, интеллектуальных и творческих конкурсов. Класс принимает участие во всех школьных праздниках, декадах и неделях. Соревновательный момент, например, при проведении спортивных мероприятий работает на сплочение классного коллектива.

На третьей стадии формирования классного коллектива основной задачей является установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Обязательным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Одна из форм активного взаимодействия учащихся во внеклассной деятельности – классный час. На классных часах ребята учатся сотрудничать, рассуждать, рефлексировать свои чувства. Формы проведения классных часов выбираются как традиционные, так и нетрадиционные: игры и упражнения на сплочение коллектива, повышение адаптивных возможностей, формирование мотивов личностного роста. В связи с реализуемыми целями и задачами воспитательной работы класса были выбраны и темы классных часов:

    • «Учимся сотрудничать»;

    • «Нелегко жить дружно»;

    • «Этикет на каждый день»;

    • «Жить в мире с собой и другими»;

    • «Умеем ли предотвращать и разрешать конфликты;

    • «Моё место в классном коллективе»;

    • «Азбука поведения или разговор о воспитанности»;

    • «Толерантность»;

    • «Как научиться быть ответственным за свои поступки»;

    • «Мои учебные успехи».

Я считаю, что необходимо отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе участия в обсуждении вопросов, затрагиваемых в связи с выбранными темами на классных часах, их работу над заданиями. Это прекрасная возможность увидеть статус каждого в классе и оптимизировать взаимодействие ребят друг с другом.

Построить воспитательную работу в классе без сотрудничества с семьей невозможно. Влияние родителей на ребёнка сильнее всех других воспитательных воздействий…

Смогут ли родители стать моими помощниками? Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми. Часто мы говорим о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Знали бы, как трудно создавать это единство! Ведь работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу… Ведь чтобы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей! И поэтому, главной задачей своей считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив. Вся моя деятельность, как классного руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:

      • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

      • Психолого-педагогическое просвещение родителей;

      • Взаимодействие с родительским комитетом;

      • Совместная деятельность родителей и учащихся – сотворчество.

Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться со мной и сама делаю все возможное для установления самых доброжелательных и деловых отношений. При каждой встрече с родителями детей я говорю «наши дети…, наш/наша..», « Спасибо вам за то, что доверяете мне своих детей. Они золотые, я их очень люблю. Ваши дети стали и моими детьми. А значит все радости и огорчения у нас с вами общие», - такими словами начиналась моя первая встреча с моим классом. Самая распространённая форма работы учителя с родителями – это родительские собрания. Актуальными темами родительских собраний являются:

  • «Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы. Союз семьи и школы»;

  • « Стили воспитания детей в семье»

  • «Возрастание роли семьи в развитии социальных потребностей и творческого потенциала личности»;

  • «Роль родителей в физическом и нравственном воспитании школьников»;

В своей работе использую следующие формы и методы совместной деятельности родителей и учащихся по различным направлениям:

      • совместные экскурсии в музеи, театры, цирк;

      • туристические походы;

      • Дни именинника

      • Совместные праздники.

Эти направления, формы и методы работы с родителями учащихся способствуют созданию благоприятной среды для организации школьного воспитательного процесса. Огромную помощь в моей работе, как классного руководителя оказывает родительский комитет класса. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса ежегодно. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями, организации в классе мероприятий учебного и внеклассного плана. При непосредственном участии родителей в классе ежегодно проводятся различные мероприятия.

Разумное чередование разнообразных форм совместной деятельности приводит к тому, что дети и родители не бояться пойти на откровенный разговор между собой, все проблемы решаются сообща, в содружестве педагога, родителей и детей. Хочется надеяться, что слаженная совместная деятельность стольких людей позволит детям моего класса по окончании школы не просто стать частью современного общества, но и занять в нем достойное место, на то, что, став взрослыми, и создав свои семьи, они смогут воспитать своих детей в любви и уважительном отношении ко всем участникам воспитательного процесса..

Ребенок – это зеркало нравственной жизни общества, родителей и школы.

Для меня мой класс, как и для каждого из классных руководителей, его класс, - самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!