Формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории и обществознания через технологии личностно – ориентированного обучения
Леонова Т.С.,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №6
Современное общество требует осведомленной и компетентной личности, способной принимать самостоятельные решения. Поэтому, в своей деятельности я ставлю задачу формирования информационно – коммуникативных компетенций учащихся. Технологии личностно-ориентированного обучения ориентированы на человека, формирование его активной позиции. Самым главным и доступным, даже для начинающего учителя, считаю применение нелинейного метода работы с учебником. Нелинейный метод работы способствует:
расширению информационного пространства;
увеличению скорости поиска информации;
умению переносить информацию из одних знаковых систем в другие;
интенсивности обработки полученных знаний;
формулированию собственной позиции по заданному вопросу.
Принципы нелинейного метода работы с учебником.
Первый принцип – материалы учебника дифференцируются на основные и дополнительные. Например, в курсе обществознания «Виды экономических систем» организую индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы с учебником, рассматривая рыночную и плановую экономические системы. Другие виды экономических систем предлагаю школьникам для самостоятельного изучения, акцент на этих системах обязателен в курсе истории.
Второй принцип состоит в том, что в качестве источников учебной информации и средств обучения использую разные компоненты учебной книги (основной и дополнительный текст, документы, иллюстрации).
При изучении темы «Начало Великой Отечественной войны» организую работу с текстом учебника и текстом дополнительной литературы. Предлагаю учащимся выдержки из книги Осокина А.Н. «Великая тайна Великой отечественной: ключи к разгадке», где изложена новая гипотеза начала войны. Использование дополнительной литературы способствует тому, что учащиеся задумываются над смыслом изучаемого содержания, ищут новую информацию и структурируют ее. А это составляющие информационно – коммуникативных компетенций и гражданской позиции учащихся.
Приоритетным на уроках истории и обществознания считаю изучение главного Закона страны – Конституции. Использование этого документа, имеющего юридическую основу, способствует осмысленному усвоению конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя нашей страны, расширяет правовое пространство учащихся, формирует уважение к правам других людей.
При изучении темы «Права человека в истории развития Конституций», формат учебника не позволяет в полном и содержательном объеме рассмотреть этот вопрос. Организуется работа с документами: Конституция РСФСР 1918 года, Конституция СССР 1977 года, Конституция Российской Федерации 1993 года. Учащимся необходимо систематизировать и структурировать развитие прав человека в истории российского государства.
Права человека | Конституция РСФСР 1918 года | Конституция СССР1977 года | Конституция Российской Федерации 1993 года. |
Гражданские права | | | |
Политические права | | | |
Социально – экономические права | | | |
Культурные права | | | |
Содержание учебного материала расширяет работа с историческими источниками. Её выстраиваю с учетом подготовленности ученика к работе с текстом, целями обучения. Классический вариант - использование системы заданий трех уровней познавательной деятельности: воспроизводящий, преобразующий, творческо – поисковый.
При изучении темы «Внешнеполитический курс СССР в послевоенное десятилетие» предлагаю тексты документов:
1. Выступление А.А.Громыко на заседании первой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 18 января 1946 года;
2. Речь У.Черчилля в Вестминстерском колледже (Фултон, США) 5 марта 1946 года.
Дается задание:
1.сравнить речи двух государственных деятелей СССР и Великобритании: А.А.Громыко и У.Черчилля?
2.найти сходство и различия в их взглядах на роль ООН в послевоенном мире?
3.высказать собственное мнение по проблеме, которую вы сами сформулируете.
В старших классах (профильные классы или где учащиеся в системе работают с историческими документами), необходимо использовать пятиуровневый подход к анализу документов.
Первый уровень – «паспортизация» источника. Учащиеся устанавливают личность автора, время, место и обстоятельство его создания.
Второй уровень – анализ содержания источника. Вопросы второго уровня направлены на выборочное чтение источника и работают с информацией, «лежащей на поверхности текста».
Третий уровень – аксиологический анализ письменного источника. Учащиеся дают ценностные установки, норм и традиций этого периода, сопоставляя с ценностными установками автора документа.
Четвертый уровень – критический анализ источника. Учащиеся оценивают степень надежности и объективности документа в освещении исторических фактов.
Пятый уровень определяет смыслы и цели использования конкретных источников в познавательной деятельности ученика и учителя. Работа с историческими документами приближает учащихся к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия, вырабатывает свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учитель выступает как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся.
Содержание материала уроков истории расширяется с использованием иллюстраций. Они служат наглядностью к тексту материала, а отдельных случаях, дополняют и конкретизируют текст учебника. Кроме того, что иллюстрации составляют органическую часть содержания, они выполняют и воспитательную функции. Считаю, что необходимо использовать все иллюстративные материалы, размещенные в учебнике, на уроке или в ходе домашнего задания. Внетекстовый компонент учебника можно использовать как проблемную задачу к изучению новой темы. Характер организуемой по иллюстрации работы зависит от мастерства учителя.
Нелинейный метод работы с учебником дает широкие возможности применения технологий личностно – ориентированного обучения, применения разнообразных приемов и средств учебной работы, охватывающие все уровни организации познавательной деятельности учащихся и учитывающие возрастные и индивидуальные особенности школьников. А все вместе взятое приводит к формированию информационно – коммуникативной компетенции личности.