СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории и обществознания через технологии личностно – ориентированного обучения

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлены технологии личностно-ориентированного обучения, напрвленные на формирование информационно-коммуникативной компетенции обучающихся на уроках истории.

Просмотр содержимого документа
«Формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории и обществознания через технологии личностно – ориентированного обучения»

Формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории и обществознания через технологии личностно – ориентированного обучения


Леонова Т.С.,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №6


Современное общество требует осведомленной и компетентной личности, способной принимать самостоятельные решения. Поэтому, в своей деятельности я ставлю задачу формирования информационно – коммуникативных компетенций учащихся. Технологии личностно-ориентированного обучения ориентированы на человека, формирование его активной позиции. Самым главным и доступным, даже для начинающего учителя, считаю применение нелинейного метода работы с учебником. Нелинейный метод работы способствует:

  • расширению информационного пространства;

  • увеличению скорости поиска информации;

  • умению переносить информацию из одних знаковых систем в другие;

  • интенсивности обработки полученных знаний;

  • формулированию собственной позиции по заданному вопросу.

Принципы нелинейного метода работы с учебником.

Первый принцип – материалы учебника дифференцируются на основные и дополнительные. Например, в курсе обществознания «Виды экономических систем» организую индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы с учебником, рассматривая рыночную и плановую экономические системы. Другие виды экономических систем предлагаю школьникам для самостоятельного изучения, акцент на этих системах обязателен в курсе истории.

Второй принцип состоит в том, что в качестве источников учебной информации и средств обучения использую разные компоненты учебной книги (основной и дополнительный текст, документы, иллюстрации).

При изучении темы «Начало Великой Отечественной войны» организую работу с текстом учебника и текстом дополнительной литературы. Предлагаю учащимся выдержки из книги Осокина А.Н. «Великая тайна Великой отечественной: ключи к разгадке», где изложена новая гипотеза начала войны. Использование дополнительной литературы способствует тому, что учащиеся задумываются над смыслом изучаемого содержания, ищут новую информацию и структурируют ее. А это составляющие информационно – коммуникативных компетенций и гражданской позиции учащихся.

Приоритетным на уроках истории и обществознания считаю изучение главного Закона страны – Конституции. Использование этого документа, имеющего юридическую основу, способствует осмысленному усвоению конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя нашей страны, расширяет правовое пространство учащихся, формирует уважение к правам других людей.

При изучении темы «Права человека в истории развития Конституций», формат учебника не позволяет в полном и содержательном объеме рассмотреть этот вопрос. Организуется работа с документами: Конституция РСФСР 1918 года, Конституция СССР 1977 года, Конституция Российской Федерации 1993 года. Учащимся необходимо систематизировать и структурировать развитие прав человека в истории российского государства.



Права человека

Конституция РСФСР 1918 года

Конституция СССР1977 года

Конституция Российской Федерации 1993 года.

Гражданские права




Политические права




Социально – экономические права




Культурные права






Содержание учебного материала расширяет работа с историческими источниками. Её выстраиваю с учетом подготовленности ученика к работе с текстом, целями обучения. Классический вариант - использование системы заданий трех уровней познавательной деятельности: воспроизводящий, преобразующий, творческо – поисковый.

При изучении темы «Внешнеполитический курс СССР в послевоенное десятилетие» предлагаю тексты документов:

1. Выступление А.А.Громыко на заседании первой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 18 января 1946 года;

2. Речь У.Черчилля в Вестминстерском колледже (Фултон, США) 5 марта 1946 года.

Дается задание:

1.сравнить речи двух государственных деятелей СССР и Великобритании: А.А.Громыко и У.Черчилля?

2.найти сходство и различия в их взглядах на роль ООН в послевоенном мире?

3.высказать собственное мнение по проблеме, которую вы сами сформулируете.

В старших классах (профильные классы или где учащиеся в системе работают с историческими документами), необходимо использовать пятиуровневый подход к анализу документов.

Первый уровень – «паспортизация» источника. Учащиеся устанавливают личность автора, время, место и обстоятельство его создания.

Второй уровень – анализ содержания источника. Вопросы второго уровня направлены на выборочное чтение источника и работают с информацией, «лежащей на поверхности текста».

Третий уровень – аксиологический анализ письменного источника. Учащиеся дают ценностные установки, норм и традиций этого периода, сопоставляя с ценностными установками автора документа.

Четвертый уровень – критический анализ источника. Учащиеся оценивают степень надежности и объективности документа в освещении исторических фактов.

Пятый уровень определяет смыслы и цели использования конкретных источников в познавательной деятельности ученика и учителя. Работа с историческими документами приближает учащихся к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия, вырабатывает свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учитель выступает как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся.

Содержание материала уроков истории расширяется с использованием иллюстраций. Они служат наглядностью к тексту материала, а отдельных случаях, дополняют и конкретизируют текст учебника. Кроме того, что иллюстрации составляют органическую часть содержания, они выполняют и воспитательную функции. Считаю, что необходимо использовать все иллюстративные материалы, размещенные в учебнике, на уроке или в ходе домашнего задания. Внетекстовый компонент учебника можно использовать как проблемную задачу к изучению новой темы. Характер организуемой по иллюстрации работы зависит от мастерства учителя.

Нелинейный метод работы с учебником дает широкие возможности применения технологий личностно – ориентированного обучения, применения разнообразных приемов и средств учебной работы, охватывающие все уровни организации познавательной деятельности учащихся и учитывающие возрастные и индивидуальные особенности школьников. А все вместе взятое приводит к формированию информационно – коммуникативной компетенции личности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!