Заявка (регистрационная форма участника):
Фамилия – русский язык | Калачев |
Имя Отчество (полностью) – русский язык | Евгений Юрьевич |
Фамилия – английский язык | Kalachev |
Имя Отчество – английский язык | Evgeniy Yurevich |
Место работы или учебы (полностью) – русский язык | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №91 с углубленным изучением отдельных предметов» |
Место работы или учебы – английский язык | Municipal budget educational institution "School №91 with in-depth study of specific subjects" |
Е-mail | [email protected] |
Ученая степень, звание, должность (полностью) – русский язык | Заслуженный учитель РФ, учитель начальных классов |
SPIN код (при его наличии статья сразу будет привязана к авторскому профилю в РИНЦ ) | |
Название статьи – русский язык | Формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов при участии в сетевых проектах |
Название статьи – английский язык | Shaping ict competence of pupils primary school In participation in the network projects |
Аннотация – русский язык | В статье рассматривается вопрос формирования ИКТ-компетентности у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности при участии в социальных и учебных сетевых проектах. О повышении ИКТ- компетентности самого учителя, как носителе информационной культуры. Взаимодействии учащихся, родителей и учителя в работе над проектом. |
Аннотация – английский язык | The article discusses the formation of ICT competence at younger schoolboys in after-hour activity time limit and with the participation in the social and educational network projects. On increasing the ICT competence of the teacher, as a carrier of information culture. Interaction of students, parents and teachers in the project. |
УДК | 37 |
Ключевые слова – русский язык | ИКТ- компетентность, информационная культура, учебный сетевой (телекоммуникационный) проект, школа. |
Ключевые слова – английский язык | ICT competence, information culture, a training network (telecommunications) project, the school. |
Список литературы– русский язык | Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Е.Н. Булин-Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов, Е.Н. Хохлова. – М.: Просвещение, 2012 Сайт “Учитель о школе” http://www.uchiteloshkole.ru/fgos.html Сайт УСП “Приключения ПДДшки” https://sites.google.com/site/putesestviepddski/home Е.С. Палат. Метод проектов. http://76206s004.edusite.ru/DswMedia/metodproektov_polat.doc |
Домашний адрес с индексом | 603116, г. Нижний Новгород, бульвар Заречный, дом 9а, кв. 1 |
Контактный телефон | +7-902-305-80-09 |
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ УЧАСТИИ В СЕТЕВЫХ ПРОЕКТАХ
Калачев Е.Ю., заслуженный учитель РФ, учитель
начальных классов МБОУ «Школа №91 с углубленным
изучением отдельных предметов», г. Нижний Новгород
Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования ИКТ-компетентности у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности при участии в социальных и учебных сетевых проектах. О повышении ИКТ- компетентности самого учителя, как носителе информационной культуры. Взаимодействии учащихся, родителей и учителя в работе над проектом.
Ключевые слова: ИКТ- компетентность, информационная культура, учебный сетевой (телекоммуникационный) проект, школа.
SHAPING ICT COMPETENCE OF PUPILS PRIMARY SCHOOL
IN PARTICIPATION IN THE NETWORK PROJECTS
Kalachev EY, Honored teacher, teacher
Primary school MBOU "School №91 with the profound
study of specific subjects ", Nizhny Novgorod
Annotation. The article discusses the formation of ICT competence at younger schoolboys in after-hour activity time limit and with the participation in the social and educational network projects. On increasing the ICT competence of the teacher, as a carrier of information culture. Interaction of students, parents and teachers in the project.
Keywords: ICT competence, information culture, a training network (telecommunications) project, the school.
Современному школьнику невозможно обойтись без информационных технологий. Это требование информационного пространства, в котором мы живем. Ребенок, поступающий в школу, знаком на практике с современными технологиями передачи и обработки информации. Уже в начальной школе владение информационными технологиями ставится наравне с умениями читать и писать. Поэтому младших школьников необходимо учить применять эти технологии в своей деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности.
Необходимо повышать ИКТ-компетентность и самому педагогу, работающему ежедневно с потоком информации, реализующему ФГОС НОО. В этом помогут курсы повышения квалификации, организованные ГБОУ ДПО “Нижегородским институтом развития образования”. Много интересного и полезного материала можно найти на сайте Образовательной галактики Intel.
В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. [1]
Деятельностный характер ставит главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
ИКТ-компетентность учащихся начальной школы относится к категории метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. [2]
Одним из наиболее эффективных средств достижения предметных и метапредметных образовательных результатов являются задания проектного вида и учебные проекты. Это содержательный и эффективный способ деятельности, который позволяет сплотить учеников вокруг общего дела.
Для достижения результатов стало желание научить детей умению ориентироваться в информационном пространстве, развитию их критического и творческого мышления, умению увидеть, сформулировать и решить проблему. Этим требованиям отвечает метод телекоммуникационных проектов, или сетевой проект, так как он создаёт благоприятные условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Сетевой учебный проект — это сетевое удаленное взаимодействие учащихся из разных регионов и стран. Под сетевым проектом понимают совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель,
согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности (Е. С. Полат). [4]
С первого года обучения я стараюсь привлечь обучающихся и родителей к участию в сетевых проектах. В 2016-2017 учебном году сообщество учителей Образовательной галактики Intel объединила сетевые проекты в три образовательные маршруты. Мы выбрали маршрут для 1-2 классов “Мир, в котором мы живём!” В каждой четверти необходимо было выбрать один проект. Выбор стоял за участниками проекта. Вместе с родителями и детьми мы построили собственный маршрут: 1 четверть “Путешествие ПДД и”; 2 четверть “Туатара ищет маму”; 3 четверть “Математика в мире животных”, 4 четверть “О том о сем, о пятом, о десятом”. Благодаря проектной деятельности появилась возможность интеграции многих предметов образовательного цикла.
Обязательными условиями участия в проекте были:
организация предварительной работы с родителями по ознакомлению с проектом и оформлению согласия на работу ребёнка в проекте.
знакомство с целями и задачами проекта.
ознакомление детей и родителей с правилами безопасной работы в сети интернет.
Следовательно, в проект включены все участники образовательного процесса: дети, родители, учитель.
Например в проекте “Путешествие ПДДшки”, который стал актуальным в 1 четверти, на подготовительном этапе “Собираемся в дорогу” мы учились работать с Gооgle-картой, документами , таблицами. Команда должна обозначить свое местонахождение флажком на здании школы, разместить эмблему, название команды, девиз, дать ссылку на сайт или блог класса. [3]
Для этого мы в команде распределили роли для участников проекта, познакомились с правилами работы в группах. Каждый заполнил таблицу “Я в проекте”, “Дневник пешехода”, бланк “Оцени в себя”, таблицу З-И-Х-У, поставили метку команды на “Дорожной карте”. Общение команды мы организовали через сайт класса, электронную почту.
На первом этапе “Секреты дороги” команда занималась исследованием дороги. Искали ответы на вопрос: “Где на дорогах безопаснее?”, используя Интернет, страницу сайта. На экскурсии сфотографировали дорогу, которая находится рядом со школой и заполнили “Дневник исследования дороги”.
На втором этапе “Загадки дорожных знаков” в программе Paint нужно нарисовать дорожный знак и разместить в сборнике “Дорожные знаки”. Было предложено участие в викторине, используя сервис learningapps.org, сделав скриншот страницы.
На третьем этапе “Дорожная азбука” мы составляли сборник “Правила дорожного движения для юного пешехода, работая в Google-презентации.
На заключительном этапе “Пора домой” было необходимо скопировать и распечатать бланк составленной викторины “А знаете ли вы правила дорожного движения”. А затем провести акцию "Как сделать нашу жизнь безопасней" и снять видеоролик, разместив материал на стенде.
В результате команда класса получила сертификат финалиста Международного учебного сетевого проекта “Приключения ПДДшки”.
Таким образом, сетевые проекты помогают в развитии ИКТ-компетентности, коммуникативных умений, творчества и любознательности; учат основным приемам в работе с информацией и медиа средствами; учат основам безопасной работы в сети интернет.
В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.
Список литературы:
Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Е.Н. Булин-Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов, Е.Н. Хохлова. – М.: Просвещение, 2012
Сайт “Учитель о школе” http://www.uchiteloshkole.ru/fgos.html
Сайт УСП “Приключения ПДДшки” https://sites.google.com/site/putesestviepddski/home
Е.С. Палат. Метод проектов. http://76206s004.edusite.ru/DswMedia/metodproektov_polat.doc