Бородулина Александра Николаевна,
Воспитатель
МБДОУ № 27, г. Северск
Формирование экологической культуры как средство речевого развития детей дошкольного возраста.
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Целевые ориентиры, которые определяются документом ФГОС ДО, как «возможные достижения ребёнка»- не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире…обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Благодаря этому и формируется экологическое воспитание в дошкольном учреждении.
В нашей группе экологическое воспитание осуществляется в системе , не смотря на то, что дети заики и с нарушение речи , на протяжении всего учебного года всего учебного года через образовательные области основной образовательной программы обозначенные а ФГОС ДО.
Одной из важнейших областей «Развитие речи» учитывая трудные речевые нарушения, особое внимание отводится экологическому воспитанию. Начало экологической культуры - осознанное и правильное отношение к тем явлениям, объектам живой и неживой природы, которые окружают детей в определенный период, формируется при целенаправленном педагогическом воздействии всех участников образовательного процесса.
Так как в нашей группе дети разног возраста мы наряду с обще образовательными задачами решаем и коррекционно – воспитательные задачи с учетом психологических особенностей возраста детей.
Основная цель работы:
Формирование у детей осознан, правильного, отношения к природе родного края, к природным явлениям и объектам.
Развитие связной речи и познавательных процессов, связанных с речевой деятельностью.
Задачи:
- развивать и активизировать словарный запас детей его обогащение и уточнение за счет расширения представлений об окружающей природе и ее явлениях;
- формировать умение правильно строить предложение разного типа;
- развивать связанную речь и формы монологической речи;
Помогая детям тесно контактировать и взаимодействовать с растительным миром , мы возможно формируем осознано-правильное отношение к природе.
Наблюдение за окружающей природой и природными явлениями всегда вызывают у детей бурю эмоциональных чувств и мыслей, которые дети выражают в процессе речевого общения со сверстниками и взрослыми. Поэтому очень важно использовать природное окружение для развития и формирования речи воспитанников и в первую очередь для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи .
Учитывая тот факт, что у детей имеющих трудные нарушения речи, скуден словарный запас, который в основном состоит из существительных и глаголов, задача воспитателя заключается в том , чтобы пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей в ближайшем природном окружении. Развивать умение использовать в речи наиболее употребляемые предлоги, союзы, местоимения, наречия, имена прилогательные.
Своевременно пополняется полка речевые дидактические игры, имеющие экологическую направленность: «Чей хвост?», « Угадай про кого расскажу», «Четвертый лишний», «Когда это бывает», «Съедобное – несъедобное», «Что сначала, что потом», «С какого дерева лист» . Это способствует обогащению языка у детей начинают появляться новые лексические слова, понятия и определения, отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно с естественной интонацией, что не мало важно для детей с заиканием.
Включение разнообразных форм в познание окружающего мира строится на речевом сопровождении (рассказы разного типа, чтение, вопросы- ответы, беседы, обсуждения). Нашим детям не всегда удается наблюдать те или иные явления природы, жизнь и обитание животных и насекомых и в силу этих обстоятельств окружающий мир и познается через наглядные образы (рассматривание картины, чтение книг о природе, просмотр телепередач, мультфильмов, посещение театра, экскурсии)практическую и исследовательскую деятельность. При этом дети учатся понимать вопросы педагога по прочитанному тексту, отвечать на них полными предложениями, слышать ответы своих товарищей, анализировать полноту ответа. Таким образом, дети упражняются в построении предложений и правильном использовании грамматических форм. Обсуждая факты увиденного, они высказывают свои предложения о взаимосвязи в природе, а ответы на вопросы «где», «когда», «почему считаешь так» способствуют умению выстраивать логическую причинно-следственных связей. Благодаря этому у детей формируется не только речь но и экологическое воспитание.