Тема: «Формирование экологической компетентности в учебно-воспитательном процессе»
В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу.
Я считаю, что экологическое воспитание - самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе.
Актуальность: Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной.
Новизна: если на уроках окружающего мира использовать различные формы работы по экологическому образованию, то это позволит решить задачу экологического воспитания.
Цель: Способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии, подготовить школьников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивать умения решать проблемы, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания.
Главные задачи экологического воспитания:
- формировать представление детей о том, что человек – часть природы, ее главный друг и защитник;
- научить детей жить в гармонии с природой.
В своей деятельности я использую различные формы работы с детьми:
- экскурсии в поле, лес, к реке в разные сезоны;
- целевые прогулки за пределы школы (парк, улица);
- экскурсии в музей, на выставки;
- занятия на экологической тропинке;
- беседы доброты;
- экологические акции.
Сельские дети еще до школы соприкасаются с природой самостоятельно. Природу любят многие, но внимательно, бережно относиться к ней могут только глубоко понимающие ее и хорошо воспитанные люди.
Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик. Поэтому эту работу необходимо проводить с 1 класса, стараться пробудить в детях, прежде всего, интерес к природе, побуждать их к наблюдениям за растениями и животными, учить сравнивать, делать выводы.
Ключевые компетентности
• компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);
• компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.); • компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);
• компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) .
Основные формы работы с учащимися
- наблюдение
-беседы
-экскурсии встречи с людьми эколого-биологических профессий
-обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций
-ролевые игры
-написание сочинений
-викторины
-этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы
-практические наблюдения детей
-посильное участие в природоохранных мероприятиях
Мероприятия по реализации программы
Проведение заседания педагогического по планированию работы на учебный год август текущего года. Разработка учебных программ и отдельных уроков с экологической направленностью. Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на экологическое воспитание учащихся через предметные недели ежегодно. Заместитель директора по учебной части, учителя-предметники. Развитие и углубление экологических интересов школьников.
Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на экологическое воспитание учащихся через предметные недели.
Проектная деятельность учащихся, направляемая педагогами школы (урочная, факультативы, во время школьных лагерей).
Реализация проектов, участие в конкурсах и конференциях.
Экологические мероприятия
- День птиц
- Экологические рейды (уборка поймы водоема, посадка деревьев)
- празднование экологических дат
- экосборы
- конкурсные программы, КВНы, викторины
- встречи и беседы с интересными людьми(лесничий, сотрудниками питомников)
Практическая реализация экологической работы
Экологические рейды, субботники, природоохранные акции (в том числе «Покормите птиц зимой», «Птичий дом», «Чистые берега»), походы и экскурсии- эколого-туристическая игра «Зарница»;
- соревнования «Велосипед – экологический транспорт»;
- школьная спартакиада «В здоровом теле…» и тд.
Комплекс мероприятий «Экология вокруг нас»: реализация программы по благоустройству пришкольной территории;
-озеленение школы и учебных кабинетов;
-уход за обелиском
Создание в школе, вокруг нее, в родном селе благоприятную экологическую обстановку.
Освещение в СМИ (школьных, районных,) газетах, экологической работы школы. Позитивная реклама экологической работы школы. Обмен опытом работы на МО классных руководителей по проблеме экологического воспитания школьников.
Планируемый результат
– свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания
- к нашему общему дому,
- обладающая знаниями экологической культуры,
-соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования,
- ведущая активную природоохранительную деятельность.
Портрет выпускника
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; владеющий начальными сведениями об экологии, любящий своё село, свой край и свою Родину, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; имеющий представления о красоте родной природы понимающий ответственность каждого человека за сохранность нашей планеты обладающий первичными навыками охраны и защиты родной природы.
Заканчивая, хочется сказать, что образовательная работа в области экологии интересна учащимся, и держится она на: добросовестности, заинтересованности ребят и на энтузиазме учителя и руководителя. Воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися.