ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ОСНОВ СЕМЬИ, ОПЫТ ГАПОУ
«НОВОТРОИЦКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ».
Атаманчук И.В., преподаватель истории и обществознания ГАПОУ «Новотроицкий строительный техникум»
Современный этап развития российского общества характеризуется стремительным ростом перемен во всех его сферах. Происходящие глобальные социально-экономические изменения в нашем обществе приводят к необходимости изменения традиционного похода в воспитательной деятельности. Духовно-нравственная составляющая нашего общества упала так низко, что в современном образовании и воспитании главным приоритетом становится духовно-нравственная сфера личности.
Духовно-нравственное воспитание как условие развития основных (человеческих) способностей: нравственно (различение добра и зла), эстетическое (различение прекрасного и безобразного) и религиозной (различение истинного и ложного) является главным средством преодоления разобщённости между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском социуме, между семьёй и образовательным учреждением, между человеком (и маленьким, и взрослым: ребенком, родителем, педагогом) и традиционной культурой [2].
В отличие от других воспитательных институтов семья способна воздействовать на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни, тем самым формируя личность и гражданина [3]. Соответственно следует работать не только с уже сложившимися семьями, воспитывая ребенка, но работать и с самим ребенком, как частью семьи, которая создастся в будущем, и тоже будет воспитывать детей.
Для повышения качества процесса воспитания в курсе изучения дисциплины ОДБ 05. «Обществознание (включая экономику и право)» обучающиеся знакомятся с понятиями культура, религия и их видами. В ходе семинарских занятий по данным темам обучающиеся готовят проекты и знакомят сокурсников с особенностями православия в России. Для более глубокого изучения основ религии в курс дисциплины ОГСЭ 01. «Основы философии» был введен раздел «Основы христианской и других мировых религий».
В настоящее время материальные ценности в большинстве своем преобладают над духовными, поэтому у обучающихся искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Для коррекции представлений о данных понятиях в ГАПОУ «НСТ» были проведены следующие мероприятия: открытый урок по дисциплине обществознание по теме «Семья и брак» в ходе которого были сформулированы такие понятия как доброта, милосердие, великодушие, любовь и взаимовыручка; и круглый стол по теме «Семья и Отечество в моей жизни» где обучающиеся сформулировали понятия справедливости, гражданственности и патриотизма. Православие как один из сильнейших оплотов патриотизма не может остаться в стороне при формировании патриотического компонента воспитания в ГАПОУ «НСТ».
Соответственно, дальнейшее укрепление воспитательных возможностей семьи – одно из важнейших направлений оздоровления духовно-нравственного климата в стране. ГАПОУ «НСТ» сотрудничает с городскими организациями, имеющими возможность повлиять на становление личности обучающегося. Так в ГАПОУ «НСТ» проводятся регулярные встречи с медицинскими работниками по следующим темам: «Планирование семьи: воздержание и предохранение», «О важности профилактических мероприятий для сохранения здоровья», «О влиянии на организм (в том числе матери и ребенка) психотропных веществ» и т.п.
Кроме того ГАПОУ «НСТ» приглашает священнослужителей местных православных приходов для проведения бесед и круглых столов с обучающимися по темам толерантности, патриотизма, основам православной религии.
Большое значение имеет микроклимат семьи, нравственная позиция, занимаемая родителями, их отношение к происходящему вокруг. Родительские собрание проводимые в ГАПОУ «НСТ» нацелены на создание у родителей положительной мотивации и методической помощи в процессе воспитания детей. Одно из таких собраний проводилось в ГАПОУ «НСТ» по теме «Сохранение жизни и здоровья обучающихся», координаторами которого выступили психолог и социальный педагог техникума, и специалист программы «Стиль жизни».
Необходимо использовать естественно возникающие ситуации или специально создавать ситуации для познания эмоциональных состояний людей, их нравственных ценностей, деловых и личных качеств, возможностей в различных видах деятельности [1]. Данное направление процесса воспитания обучающихся представлено проведением классных часов по следующим темам: классный час, посвященный Всероссийскому дню трезвости в день памяти Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи; классный час посвященный Дню матери в России и прочие.
Так же основной духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения. В связи с этим в ГАПОУ «НСТ» проводятся следующие воспитательные мероприятия: конкурсные программы к Дню пожилого человека (воспитание милосердия и доброты), к Дню матери (воспитание отзывчивости и благодарности), к Новому году (формирование традиций) и т.д.
Таким образом, можно сформулировать общие стратегические принципы, которые положены в основу программно-методического обеспечения духовно-нравственного воспитания ГАПОУ «НСТ»:
Принцип индивидуального подхода в процессе воспитания к каждому обучающемуся.
Принцип системности в православном воспитании обучающихся (на занятиях по дисциплинам «Обществознание» и «Основы философии»).
Принцип культуросообразности – преемственность традиций и нравственных ориентиров православия.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие [3].
Основным содержание духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-экономических, семейных традиций народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях.
Библиографический список:
Аболин, Л.М. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности /Л. М. Аболин, Х.Х. Валиахметов. – Казань: Издательство «Карпол», 2002. –230с.
Патрушева, И.Н. Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности/ И.Н. Патрушева// Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Mеждународной научной конференции (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – Санкт-Петербург: Реноме, 2014. – VIII, C.192-197
Трунина, О.К. Формирование представления о семейных ценностях на урок православной культуры / О.К. Трунина// Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2015. № 2. С. 98-105