СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ОСНОВ СЕМЬИ, ОПЫТ ГАПОУ «НОВОТРОИЦКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ».

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ОСНОВ СЕМЬИ, ОПЫТ ГАПОУ

«НОВОТРОИЦКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ». 

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ОСНОВ СЕМЬИ, ОПЫТ ГАПОУ «НОВОТРОИЦКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ».»

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ОСНОВ СЕМЬИ, ОПЫТ ГАПОУ

«НОВОТРОИЦКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ».

Атаманчук И.В., преподаватель истории и обществознания ГАПОУ «Новотроицкий строительный техникум»

Современный этап развития российского общества характеризуется стремительным ростом перемен во всех его сферах. Происходящие глобальные социально-экономические изменения в нашем обществе приводят к необходимости изменения традиционного похода в воспитательной деятельности. Духовно-нравственная составляющая нашего общества упала так низко, что в современном образовании и воспитании главным приоритетом становится духовно-нравственная сфера личности.

Духовно-нравственное воспитание как условие развития основных (человеческих) способностей: нравственно (различение добра и зла), эстетическое (различение прекрасного и безобразного) и религиозной (различение истинного и ложного) является главным средством преодоления разобщённости между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском социуме, между семьёй и образовательным учреждением, между человеком (и маленьким, и взрослым: ребенком, родителем, педагогом) и традиционной культурой [2].

В отличие от других воспитательных институтов семья способна воздействовать на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни, тем самым формируя личность и гражданина [3]. Соответственно следует работать не только с уже сложившимися семьями, воспитывая ребенка, но работать и с самим ребенком, как частью семьи, которая создастся в будущем, и тоже будет воспитывать детей.

Для повышения качества процесса воспитания в курсе изучения дисциплины ОДБ 05. «Обществознание (включая экономику и право)» обучающиеся знакомятся с понятиями культура, религия и их видами. В ходе семинарских занятий по данным темам обучающиеся готовят проекты и знакомят сокурсников с особенностями православия в России. Для более глубокого изучения основ религии в курс дисциплины ОГСЭ 01. «Основы философии» был введен раздел «Основы христианской и других мировых религий».

В настоящее время материальные ценности в большинстве своем преобладают над духовными, поэтому у обучающихся искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Для коррекции представлений о данных понятиях в ГАПОУ «НСТ» были проведены следующие мероприятия: открытый урок по дисциплине обществознание по теме «Семья и брак» в ходе которого были сформулированы такие понятия как доброта, милосердие, великодушие, любовь и взаимовыручка; и круглый стол по теме «Семья и Отечество в моей жизни» где обучающиеся сформулировали понятия справедливости, гражданственности и патриотизма. Православие как один из сильнейших оплотов патриотизма не может остаться в стороне при формировании патриотического компонента воспитания в ГАПОУ «НСТ».

Соответственно, дальнейшее укрепление воспитательных возможностей семьи – одно из важнейших направлений оздоровления духовно-нравственного климата в стране. ГАПОУ «НСТ» сотрудничает с городскими организациями, имеющими возможность повлиять на становление личности обучающегося. Так в ГАПОУ «НСТ» проводятся регулярные встречи с медицинскими работниками по следующим темам: «Планирование семьи: воздержание и предохранение», «О важности профилактических мероприятий для сохранения здоровья», «О влиянии на организм (в том числе матери и ребенка) психотропных веществ» и т.п.

Кроме того ГАПОУ «НСТ» приглашает священнослужителей местных православных приходов для проведения бесед и круглых столов с обучающимися по темам толерантности, патриотизма, основам православной религии.

Большое значение имеет микроклимат семьи, нравственная позиция, занимаемая родителями, их отношение к происходящему вокруг. Родительские собрание проводимые в ГАПОУ «НСТ» нацелены на создание у родителей положительной мотивации и методической помощи в процессе воспитания детей. Одно из таких собраний проводилось в ГАПОУ «НСТ» по теме «Сохранение жизни и здоровья обучающихся», координаторами которого выступили психолог и социальный педагог техникума, и специалист программы «Стиль жизни».

Необходимо использовать естественно возникающие ситуации или специально создавать ситуации для познания эмоциональных состояний людей, их нравственных ценностей, деловых и личных качеств, возможностей в различных видах деятельности [1]. Данное направление процесса воспитания обучающихся представлено проведением классных часов по следующим темам: классный час, посвященный Всероссийскому дню трезвости в день памяти Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи; классный час посвященный Дню матери в России и прочие.

Так же основной духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения. В связи с этим в ГАПОУ «НСТ» проводятся следующие воспитательные мероприятия: конкурсные программы к Дню пожилого человека (воспитание милосердия и доброты), к Дню матери (воспитание отзывчивости и благодарности), к Новому году (формирование традиций) и т.д.

Таким образом, можно сформулировать общие стратегические принципы, которые положены в основу программно-методического обеспечения духовно-нравственного воспитания ГАПОУ «НСТ»:

  1. Принцип индивидуального подхода в процессе воспитания к каждому обучающемуся.

  2. Принцип системности в православном воспитании обучающихся (на занятиях по дисциплинам «Обществознание» и «Основы философии»).

  3. Принцип культуросообразности – преемственность традиций и нравственных ориентиров православия.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие [3].

Основным содержание духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-экономических, семейных традиций народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях.


Библиографический список:

  1. Аболин, Л.М. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности /Л. М. Аболин, Х.Х. Валиахметов. – Казань: Издательство «Карпол», 2002. –230с.

  2. Патрушева, И.Н. Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности/ И.Н. Патрушева// Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Mеждународной научной конференции (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – Санкт-Петербург: Реноме, 2014. – VIII, C.192-197

  3. Трунина, О.К. Формирование представления о семейных ценностях на урок православной культуры / О.К. Трунина// Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2015. № 2. С. 98-105





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!