СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательских умений младших школьников в период обучения грамоте. Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова

Нажмите, чтобы узнать подробности

    « Мы нашли ключ к проблеме развивающего обучения в младшем школьном возрасте,- писал Д.Б.Эльконин,- этот ключ – содержание обучения. Если мы хотим, чтобы обучение в начальной школе было развивающим, то мы должны позаботиться прежде всего о научности содержания, и так развернуть его, чтобы оно привело к формированию полноценных понятий. А для этого языковое обучение должно начинаться с тех предельно общих знаний о строении языка, письменности, которые могут стать основой будущей системы лингвистических знаний и умений учащихся».

Букварный период – это тот этап обучения, когда можно и нужно закладывать основы способности ребенка различать «умею – не умею», «знаю – не знаю», т.е. формировать умение ставить орфографическую задачу ( задавать вопросы, побуждать спрашивать).

     Для воспитания привычки обращения к учителю с познавательными вопросами нужны задания, переворачивающие привычный вопросно- ответный стиль работы класса, создающие условия, при которых спрашивают дети, а отвечает учитель. Наример: «Я задумала букву, отгадай, задав не более 5 вопросов».

Урок развивающего обучения – это место встречи людей, думающих по-разному. Задача учителя – соорганизовать разные мнения детей на уроке, учить детей слушать и слышать важное, учить корректно отстаивать свою точку зрения, учить помнить,  что урок – это время для интеллектуального роста.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательских умений младших школьников в период обучения грамоте. Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова»

Формирование читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения ( система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)

Формирование читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения

( система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)

"Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения». Г.Лихтенберг

 Чтение (букварный период)

Чтение (букварный период)

 Особенности системы  изменение предметного содержания  обучения, в основу положена система научных понятий; отказ от репродуктивного способа  обучения  и переход к деятельностной педагогике; освоение учащимися обобщенных способов действия; переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний; открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.

Особенности системы

  • изменение предметного содержания  обучения, в основу положена система научных понятий;
  • отказ от репродуктивного способа  обучения  и переход к деятельностной педагогике;
  • освоение учащимися обобщенных способов действия;
  • переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний;
  • открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.
Основные идеи курса Задача курса – открыть вместе с детьми общие закономерности строения родного языка. Принцип  программы   – длительный этап звукового анализа, предшествующий этапу введения букв и обеспечивающий представление о слове как значащей форме. Курс построен на позиционном принципе чтения. Методическая система включает в формирование графического навыка освоение и использование детьми ряда мыслительных операций. Основу методики составляют приемы аналитического восприятия и практического конструирования буквенных знаков.  Моделирование сделано сквозным принципом учебной работы детей. Модели и схемы становятся для учащихся своеобразными «опорными сигналами», в которых законспектирована вся лингвистическая теория, дети принимают участие в планировании, целеполагании и оценке собственной учебной работы.

Основные идеи курса

Задача курса – открыть вместе с детьми общие закономерности строения родного языка.

Принцип  программы   – длительный этап звукового анализа, предшествующий этапу введения букв и обеспечивающий представление о слове как значащей форме.

Курс построен на позиционном принципе чтения.

Методическая система включает в формирование графического навыка освоение и использование детьми ряда мыслительных операций.

Основу методики составляют приемы аналитического восприятия и практического конструирования буквенных знаков. 

Моделирование сделано сквозным принципом учебной работы детей. Модели и схемы становятся для учащихся своеобразными «опорными сигналами», в которых законспектирована вся лингвистическая теория, дети принимают участие в планировании, целеполагании и оценке собственной учебной работы.

 Положительные стороны Метод попарного введения гласных букв. Этот метод имеет два преимущества (ребенок сразу овладевает общим способом чтения любых слогов, моделируя отношение согласных и гласных, ученик решает первую учебную задачу). Обучаясь читать, ребенок учится и мыслить. А еще точнее, обучаясь мыслить, попутно научается читать.

Положительные стороны

Метод попарного введения гласных букв. Этот метод имеет два преимущества (ребенок сразу овладевает общим способом чтения любых слогов, моделируя отношение согласных и гласных, ученик решает первую учебную задачу).

Обучаясь читать, ребенок учится и мыслить. А еще точнее, обучаясь мыслить, попутно научается читать.

основной материал перемежается страничками совместного чтения, отделены блоки внутри каждого раздела; в конце содержательных блоков специальное задание-постановка на изучение нового материала, мотивация на изучение следующего раздела, помечены особым знаком; имеется резервный материал, расширяющий лингвистический кругозор задания для групповой работы; сквозные герои (учебный диалог); удобные знаки и символы для моделирования.
  • основной материал перемежается страничками совместного чтения, отделены блоки внутри каждого раздела;
  • в конце содержательных блоков специальное задание-постановка на изучение нового материала, мотивация на изучение следующего раздела, помечены особым знаком;
  • имеется резервный материал, расширяющий лингвистический кругозор
  • задания для групповой работы;
  • сквозные герои (учебный диалог);
  • удобные знаки и символы для моделирования.

Приёмы активизации внимания задания-«ловушки»;     задачи, не имеющие решения;     задачи с недостающими данными; задания с избытком данных;  задания на рефлексию  деятельности; ситуации открытого незнания; софизмы  ; провокации;   спрашивают дети, а отвечает учитель.

Приёмы активизации внимания

  • задания-«ловушки»;
  •     задачи, не имеющие решения;
  •     задачи с недостающими данными;
  • задания с избытком данных;
  • задания на рефлексию  деятельности;
  • ситуации открытого незнания;
  • софизмы  ;
  • провокации;  
  • спрашивают дети, а отвечает учитель.

Имитационная игра,  моделирование Программа: Д.Б. Эльконина -В.В.Давыдова 1 класс Тип урока: урок решения частной задачи

Имитационная игра, моделирование

Программа: Д.Б. Эльконина -В.В.Давыдова

1 класс

Тип урока: урок решения частной задачи

 Приёмы обучения 1. Начинаю урок с позитивного . Использую музыкальные фрагменты, 2. Мотивация на обучение. 3. Подача информации во всех трёх  модальностях . Работая с учеником-визуалом, использую слова, описывающие цвет, размер, форму, выделяю важное цветом на доске. Использую схемы, таблицы, наглядные пособия. Работая с учеником-кинестетиком, использую жесты, прикосновения. Кинестетики обучаются посредством мышечной памяти. 4.. Сравнение успеха ученика с его собственными.

Приёмы обучения

1. Начинаю урок с позитивного .

Использую музыкальные фрагменты,

2. Мотивация на обучение.

3. Подача информации во всех трёх  модальностях .

  • Работая с учеником-визуалом, использую слова, описывающие цвет, размер, форму, выделяю важное цветом на доске. Использую схемы, таблицы, наглядные пособия.
  • Работая с учеником-кинестетиком, использую жесты, прикосновения. Кинестетики обучаются посредством мышечной памяти.

4.. Сравнение успеха ученика с его собственными.

 Особенности урока Активизация различных каналов восприятия, визуализация; поддержание группового и индивидуального «раппорта»; обмен успешными стратегиями; рефлексия; дифференциация учебных заданий ; выделение деталей, неоднократное повторение; оперирование знаками и символами;  выявление различий, обобщение, алгоритмы; «озвучивание иллюстраций»;  дискуссия; тесты с открытыми вопросами, задания на время;  задания на двигательные (аудиальные, зрительные) ассоциации; дидактические игры.

Особенности урока

  • Активизация различных каналов восприятия, визуализация;
  • поддержание группового и индивидуального «раппорта»;
  • обмен успешными стратегиями;
  • рефлексия;
  • дифференциация учебных заданий ;
  • выделение деталей, неоднократное повторение;
  • оперирование знаками и символами;
  • выявление различий, обобщение, алгоритмы;
  • «озвучивание иллюстраций»;
  • дискуссия;
  • тесты с открытыми вопросами, задания на время;
  • задания на двигательные (аудиальные, зрительные) ассоциации;
  • дидактические игры.

Спасибо за внимание и сотрудничество! Успехов Вам в обучении детей!

Спасибо

за внимание и сотрудничество! Успехов Вам в обучении детей!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!