« Мы нашли ключ к проблеме развивающего обучения в младшем школьном возрасте,- писал Д.Б.Эльконин,- этот ключ – содержание обучения. Если мы хотим, чтобы обучение в начальной школе было развивающим, то мы должны позаботиться прежде всего о научности содержания, и так развернуть его, чтобы оно привело к формированию полноценных понятий. А для этого языковое обучение должно начинаться с тех предельно общих знаний о строении языка, письменности, которые могут стать основой будущей системы лингвистических знаний и умений учащихся».
Букварный период – это тот этап обучения, когда можно и нужно закладывать основы способности ребенка различать «умею – не умею», «знаю – не знаю», т.е. формировать умение ставить орфографическую задачу ( задавать вопросы, побуждать спрашивать).
Для воспитания привычки обращения к учителю с познавательными вопросами нужны задания, переворачивающие привычный вопросно- ответный стиль работы класса, создающие условия, при которых спрашивают дети, а отвечает учитель. Наример: «Я задумала букву, отгадай, задав не более 5 вопросов».
Урок развивающего обучения – это место встречи людей, думающих по-разному. Задача учителя – соорганизовать разные мнения детей на уроке, учить детей слушать и слышать важное, учить корректно отстаивать свою точку зрения, учить помнить, что урок – это время для интеллектуального роста.
Просмотр содержимого документа
«Формирование читательских умений младших школьников в период обучения грамоте. Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова»
Формирование читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения
( система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)
"Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения». Г.Лихтенберг
Чтение (букварный период)
Особенности системы
- изменение предметного содержания обучения, в основу положена система научных понятий;
- отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике;
- освоение учащимися обобщенных способов действия;
- переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний;
- открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.
Основные идеи курса
Задача курса – открыть вместе с детьми общие закономерности строения родного языка.
Принцип программы – длительный этап звукового анализа, предшествующий этапу введения букв и обеспечивающий представление о слове как значащей форме.
Курс построен на позиционном принципе чтения.
Методическая система включает в формирование графического навыка освоение и использование детьми ряда мыслительных операций.
Основу методики составляют приемы аналитического восприятия и практического конструирования буквенных знаков.
Моделирование сделано сквозным принципом учебной работы детей. Модели и схемы становятся для учащихся своеобразными «опорными сигналами», в которых законспектирована вся лингвистическая теория, дети принимают участие в планировании, целеполагании и оценке собственной учебной работы.
Положительные стороны
Метод попарного введения гласных букв. Этот метод имеет два преимущества (ребенок сразу овладевает общим способом чтения любых слогов, моделируя отношение согласных и гласных, ученик решает первую учебную задачу).
Обучаясь читать, ребенок учится и мыслить. А еще точнее, обучаясь мыслить, попутно научается читать.
- основной материал перемежается страничками совместного чтения, отделены блоки внутри каждого раздела;
- в конце содержательных блоков специальное задание-постановка на изучение нового материала, мотивация на изучение следующего раздела, помечены особым знаком;
- имеется резервный материал, расширяющий лингвистический кругозор
- задания для групповой работы;
- сквозные герои (учебный диалог);
- удобные знаки и символы для моделирования.
Приёмы активизации внимания
- задания-«ловушки»;
- задачи, не имеющие решения;
- задачи с недостающими данными;
- задания с избытком данных;
- задания на рефлексию деятельности;
- ситуации открытого незнания;
- софизмы ;
- провокации;
- спрашивают дети, а отвечает учитель.
Имитационная игра, моделирование
Программа: Д.Б. Эльконина -В.В.Давыдова
1 класс
Тип урока: урок решения частной задачи
Приёмы обучения
1. Начинаю урок с позитивного .
Использую музыкальные фрагменты,
2. Мотивация на обучение.
3. Подача информации во всех трёх модальностях .
- Работая с учеником-визуалом, использую слова, описывающие цвет, размер, форму, выделяю важное цветом на доске. Использую схемы, таблицы, наглядные пособия.
- Работая с учеником-кинестетиком, использую жесты, прикосновения. Кинестетики обучаются посредством мышечной памяти.
4.. Сравнение успеха ученика с его собственными.
Особенности урока
- Активизация различных каналов восприятия, визуализация;
- поддержание группового и индивидуального «раппорта»;
- обмен успешными стратегиями;
- рефлексия;
- дифференциация учебных заданий ;
- выделение деталей, неоднократное повторение;
- оперирование знаками и символами;
- выявление различий, обобщение, алгоритмы;
- «озвучивание иллюстраций»;
- дискуссия;
- тесты с открытыми вопросами, задания на время;
- задания на двигательные (аудиальные, зрительные) ассоциации;
- дидактические игры.
Спасибо
за внимание и сотрудничество! Успехов Вам в обучении детей!