СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирования древних городов на Руси.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

О формировании городов на Руси.

Просмотр содержимого документа
«Формирования древних городов на Руси.»

Тема: Формирования древних городов на Руси. 

Цель урока: В уроке рассказывается о процессе формирования древних городов на Руси. 

ХОД УРОКА

Изучение нового материала

Мы с вами рассмотрели историю Древнерусского государства от его зарождения до распада.

В X веке на территории Восточной Европы сформировалась не только государственность, но и древнерусская народность.

Поляне, древляне, вятичи, кривичи и пр. стали осознавать общность своих интересов.

Прежде всего это пришло в процессе обороны Руси от врагов или совместных военных походов, что вело к формированию осознания себя единым народом.

СЛОИ ОБЩЕСТВА

Древнерусское общество, как и любое другое общество, состояло из разных слоёв (или сословий) – высших, средних, низших.

Слои (сословия) в обществе – это большие группы людей, имеющие общие признаки (такие как занятия, права, обязанности и т.п.)

На вершине древнерусского общества находились князья из рода Рюриковичей.

Власть князя опиралась на княжескую дружину, которая делилась на старшую и младшую.

Старшая дружина (бояре)была наиболее приближена к своему князю.

С ними князь советовался, их назначал на высшие должности в государстве: наместников, воевод, тысяцких (глав народного ополчения), ставил их во главе посольств, давал важнейшие государственные поручения.

Младшая дружина выступала в качестве воинов и исполнителей княжеских поручений.

С распространением на Руси христианства всё большее влияние стали приобретать представители духовенства.

По мере развития государства на Руси росло количество городов, основным населением которых были купцы и ремесленники.

Самым низшим слоем на Руси были земледельцы-общинники («смерды»).

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Главным занятием на Руси было земледелие.

Поэтому главной ценностью была земля.

Для формирования навыков работы с иллюстративным рядом можно предложить учащимся самостоятельно прокомментировать схему на слайде.

На Руси было два вида земельных владений:

  • «вотчины» (земли феодалов: князей, бояр и Церкви);

  • земли крестьянских общин (общины на Руси назывались «мир» или «вервь» и состояли из нескольких находящихся рядом деревень).

В крестьянских общинах не было личной собственности на землю.

Луга, леса, реки и озёра были в общем пользовании, а пахотные земли делились между семьями на наделы.

Земледельцы-общинники («смерды») сообща платили государству дань за право пользоваться землёй и защиту.

Вотчины же, в отличие от общинных земель, были в личной собственности.

Вотчина (от слова «отец» – земля отца) – это наследственное земельное владение.

Князья объявляли свободные земли своими владениями.

Часть из них за службу давали старшим дружинникам (боярам), часть передавалась Церкви.

Несмотря на то, что боярские вотчины давались в наследственное владение, князья могли отобрать их за измену и передать другому.

Так формировались княжеские, боярские и церковные вотчины.

Главным центром в вотчине была усадьба (дом феодала, жильё прислуги, хозяйственные постройки и пр.), вокруг которой были пахотные земли и деревни с сёлами, в которых жило зависимое от вотчинника население.

Было несколько категорий зависимого населения:

  • «Рядовичи» (от слова «ряд» – договор) – работающие на господина по договору на определённых условиях.
    Рядовичи часто служили у господина мелкими управляющими.

  • «Закупы» (от слова «купа» – долг) – земледельцы, взявшие в долг ссуду (деньгами или зерном), и отрабатывающие на поле вотчинника до её возврата.
    Закупы имели свое хозяйство, их нельзя было продавать, и после возврата или отработки «купы» они вновь становились свободными.
    Но если же закуп во время отработки «купы» будет схвачен за воровством хозяйского имущества, то он превращался в холопа.

  • «Холопы» – рабы.
    Холопами становились пленные и разорившиеся общинники, продавшие себя в холопство.
    Холопы могли быть временно-зависимыми и полными (или «обельными холопами»).

  • «Челядь» – рабы-пленники, превращённые в прислугу.

ГОРОДА И ТОРГОВЛЯ

С IX века на Руси стали появляться большие поселения, огороженные стеной – города.

Скандинавы-викинги даже называли Русь «Гардарикой» («страной городов»).

Это были и укрепления, где могли укрыться в случае опасности люди из окрестных селений.

Это были административные центры, т.к. именно там князья или княжьи люди вершили суд.

Это были и центры ремесла и торговли, так как основным населением городов были купцы и ремесленники.

Торговлей занимались и князья и бояре, но от их имени торговлю больше вели с иноземцами.

Князья собирали с торговых людей «мыто» – торговую пошлину, что приносило большой доход.

В крупные города смерды везли на продажу выращенные продукты, а покупали там ремесленные изделия.

Города и торговые дороги к ним объединяли Русь.

На городском торгу сходились люди из разных земель и племён, в общении между ними сглаживались отличия в традициях, представленияхформировался единый древнерусский язык.

ЦЕРКОВЬ НА РУСИ

Одним из самых важных моментов в истории Руси было принятие византийского христианства.

Новая религия ознаменовала выбор Русью европейского пути развития, правда до середины XV века Русская Церковь находилась в подчинении Константинопольской (Византийской).

Константинопольский (или вселенский) Патриарх назначал на Русь Митрополита, который чаще всего был греком.

Изредка Киевским великим князьям удавалось добиваться назначения на русский митрополичий престол русского.

Первым митрополитом русского происхождения стал Иларион.

Ярослав Мудрый поставил его на митрополичий престол без согласования с Константинопольским Патриархом, т.к. Русь в этот момент была в состоянии войны с Византией.

В крупные города митрополит назначал епископов.

В XII веке Новгород, будучи практически самостоятельным, получил право иметь во главе новгородской церкви архиепископа.
В подчинении епископов находилось местное духовенство.

«Белое духовенство» (священники и дьяконы, служившие в церквях и соборах)
Они жили среди людей (или, как говорили, «в миру») и помогали людям («мирянам») проповедовать христианскую веру (молиться, совершать обряды и т.п.)

  • «Чёрное духовенство» (монахи, отгораживающиеся от «мира» и живущие в монастырях). Обычные храмы назывались церквями, а центральные городские – соборами.

Большинство церквей и соборов строились религиозными общинами – приходами, отсюда и название «приходские».

Но князья и богатые бояре строили у себя в усадьбах и дворах храмы для себя и своей семьи.

Такие храмы назывались «домовыми».

Вначале Русская Церковь поддерживалась только Киевским великим князем.

Владимир I Красное Солнышко, приняв христианство, выделил Церкви десятую часть всех доходов («десятина»).

На эти средства и была построена первая княжеская церковь, которая и получила название Десятинная церковь.

Со временем «церковная десятина» распространилась на всё население и превратилась в налог в пользу Церкви.

Помимо «десятины» источником доходов Церкви были пожертвования от зажиточных людей и доходы от церковных земель.

Особое место на Руси занимало чёрное духовенство – монахи.

Монахи создавали свои религиозные общины – монастыри, в которых всё время посвящали молитвам и труду.

Во главе монастыря стояли наставники – игумены.

Один из первых монастырей на Руси основал монах Антоний из Любеча.

Он поселился близ Киева в пещере, но вскоре слухи о праведнике распространились, и к нему стали подселяться другие люди.

Так возник Киево-Печерский монастырь.

Всё имущество в монастыре было общим.

Монахи сообща молились и вели хозяйство.

Они переводили с греческого церковные книги и переписывали их, писали иконы, летописи.

При последователе Антония – Феодосии из Курска, монастырь превратился в центр образования на Руси.

А среди монахов были не только простые люди, но и бояре и князья, ушедшие из «мира» и желающие посвятить свою жизнь богослужению.

Многие монахи этого монастыря уходили в языческие земли и становились миссионерами – просветителями христианства.

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Христианская религия меняла людей на Руси: их быт и поведение.

В евангельских заповедях провозглашались христианские ценности и идеалы, главный из которых – любовь к Богу и ближнему.

Христианство меняло мировоззрение человека.

Давайте посмотрим в сравнении.

Во-первых, язычество проповедовало культ силы, а христианство – культ души и добрых дел.

В-вторых, отношение язычников к богам было похоже на сделку, при которой человек почитает бога только тогда, когда бог что-то ему даёт, т.е. считается, что не только человек зависит от богов, но и боги зависят от людей.

Христианство же признавало только одну зависимость – зависимость человека от Бога.

Бог воздаёт человеку по делам его: праведникам – рай, грешникам – ад.

В-третьих, язычество основывалось на множестве богов, почитание каждого из которых требовало своего поведения, нравов и т.п.

Именно поэтому язычество сохраняло различия в морали, традициях, праздниках, идеалах.

Христианство же вводило единые для всех нормы жизни, моральные ценности, праздники, традиции, т.е. объединяло разные племена в единый народ.

Идеалом христианского служения был подвиг за веру.

Таких людей причисляли к лику святых.

Христианские ценности на Руси распространяли не только миссионеры, но и иконописцы, писатели, зодчии (строители).

Одним из известнейших литературных произведений, прославляющих христианские ценности, является «Поучения» Владимира Мономаха.
Киевский великий князь наставлял детей своим примером, выше всего ставя моральные ценности и понятие чести.

Например, о данном слове, клятве, подкрепленной крестоцелованием, князь писал: «Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей.»

Домашнее задание : прочитать параграф 9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!