СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование условий для создания эмоционального и психологического комфорта на уроке через различные средства наглядности, в том числе ИКТ.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование условий для создания эмоционального и психологического комфорта на уроке через различные средства наглядности, в том числе ИКТ.»

Формирование условий для создания эмоционального и психологического  комфорта на уроке через различные средства наглядности, в том числе и ИКТ

Познавательная активность – качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей, умении получать эстетическое наслаждение, если цели достигнуты.

Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса, поэтому я с первых дней пребывания в школе стараюсь заинтересовать ребёнка.  Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению.

Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения:

1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней,  являются следствиями умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе семьи ребенка

2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми отношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива.

3) эмоции, связанные с созданием каждым учеником, учитывая свои возможности, достижений успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач.

4) положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом.

5) положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приёмами самостоятельного добывания знаний.

Начинать учебный день надо всегда с приветствия. Говорить детям, что очень рад их снова видеть. Поэтому каждый урок можно начинать с прочтения стихов:

***

Я рад видеть каждого из вас.

И пусть в окно зима прохладой дышит.

Нам будет здесь уютно и тепло

Ведь мы  друг друга чувствуем и слышим.

***

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

***

– Здравствуйте, ребята!

Встанем ровно и красиво.

Повернись к соседу слева, повернись соседу справа.

Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа.

Итак, друзья, внимание.

Прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок.

***

Придумано кем-то просто и мудро!    При встрече здороваться:

-Доброе утро!

Доброе утро! – солнцу и птицам,

-Доброе утро! – приветливым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера!

***

Что такое, здравствуй?

Лучшее из слов,

Потому что, здравствуй,

Значит, БУДЬ ЗДОРОВ.

***

Добрый день и добрый час,

Очень рады видеть вас.

С добрым утром, начат день

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и читать!

Победа ребенка становится победой учителя, его радость – радостью учителя.

Ведь желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. В.А.Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».

Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха! Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.

В своей педагогической деятельности для каждого учащегося, особенно это касается «слабых» учеников, я стараюсь создать «ситуацию успеха».

Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде социальной деятельности (общественной активности, учебе, труде, художественном творчестве,  спорте и т.д.) и способствующих формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.

Это сочетание многообразных педагогических средств и приемов, методов реализующих установку учителя на гуманизацию педагогического процесса в школе.

Необходимо выполнять ряд следующих педагогических действий для создания ситуации успеха:

1. Изучение личности школьника; составление на этой  основе его диагностической характеристики.

Клиническое, психологическое и педагогическое направления диагностической работы помогает учителю и родителям получить  информацию о состоянии здоровью ученика, возможных причинах неуспеваемости, потенциальных возможностях интеллекта, причине личностной дезадаптации, а также  уровне эмоционально – волевой сферы. Такая диагностика позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход при разноуровневом обучении. Ведь от правильной диагностики зависит не только дальнейшее обучение ребенка, но часто и его судьба.

2.Формирование социально-психологиеческой атмосферы, обеспечивающей ребенку положение приветствуемого члена коллектива.

Дети, особенно те, к которым необходимо осуществлять индивидуальный разноуровневый подход, чрезвычайно чувствительны. Любое  изменение настроения и поведения учителя неизбежно сказывается на их настроении. От того, как сложатся отношения «учитель – ученик», зависит очень многое. Отношения «учитель – ученик» должны  строиться на доверии, приятии, эмпатии, поддержке.

3. Создание условий для эффективного участия в деятельности(учении, игре и т.д.)

К ним относятся: создание материально – технологического обеспечения пространства; подбор соответствующих возрастным особенностям методов и приемов обучения; учет индивидуально – личностных качеств учеников. Состояние комфорта несет с собой удовлетворения собственной деятельностью, рождает положительные мотивы к её  продолжению, ведет к индивидуальному личностному росту каждого ученика. Вывод ясен: комфортность обучения – условие её успешности.

4. Достижение интеллектуального комфорта на уроке требует  смены видов деятельности, обеспечение каждому ученику возможности работать в доступном ему темпе, получения или собственного, личностно значительного результата учебной работы, укрепляющего веру ребенка в его познавательные возможности.

Следует отметить важную роль для возникновения у учащихся психологического комфорта. Наиболее продуктивное время занятий  10-25 минут   от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ я планирую именно на это время.

Предлагаю использовать следующие приемы создания ситуации успеха:

1. Похвала

Страшна ли она? Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.

2. Анонсирование

Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль.

Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

3. «Холодный душ»

На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.

4. «Эврика»

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Так же стоит отметить, что выполнение разноуровневых  заданий: по форме, по сложности, по объему, предполагает разную умственную деятельность и помогает учесть индивидуальные особенности детей, учит детей рассчитывать свои силы и возможности, достигать определенной планки, напрягая все силы. Только так знания будут расти. А там, где будет успех, там будет и интерес.

Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его  успехов.

Сегодняшний день предполагает широкое использование ИКТ в учебном процессе. Использование возможностей ИКТ в школе способствует:

-повышению мотивации к учению;

-повышению эффективности образовательного процесса за счет высокой степени наглядности;

-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости обучающихся;

-развитию наглядно—образного, информационного мышления;

совершенствованию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

-повышению активности и инициативности обучающихся на уроке.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является игра.  Нужно поддерживать  интерес ребёнка к учёбе через  учебно-познавательные игры. Игра выступает как мотив радости в учении.  В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняют задания различной трудности. Она  стимулирует воображение и фантазию детей, а воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно даёт импульс творческому процессу, именно через воображение лежит путь к нахождению интуитивных решений.

Реализуя принцип индивидуального подхода к обучению, используются различные формы организации учебной деятельности на уроке.

Очень важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому сопутствует рефлексия, к которой нужно стараюсь  подвести учащихся в  итоге урока.

С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные виды деятельности для  снятия физического и умственного напряжения: физминутку, гимнастику для глаз, речевую разминку, дыыхательную, пальчиковую гимнастики.

Только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении.

Включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника.

Кто-то когда должен ответить, высветив правду, истину вскрыв

Что же такое трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв!

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили…, поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!