СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий (УУД) во внеурочной и урочной деятельности (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

во внеурочной и урочной деятельности

(из опыта работы)

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий (УУД) во внеурочной и урочной деятельности (из опыта работы)»


Формирование универсальных учебных действий (УУД)

во внеурочной и урочной деятельности

(из опыта работы)










Учитель: Янушок М.Б.






МБОУ – ООШ №13 п. Черёмухи




Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того,

кто силой вдалбливает их ему в голову.

Но зато он охотно пойдет за своим наставником

искать эти самые знания и овладевать ими.

Шалва Амонашвили


В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».

Я работаю по УМК «Перспективная начальная школа». Основная идея этого УМК - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью, соседа по парте или в малой группе, а то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.

Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с моими учениками пришли к выводу, что должно достигаться:

  • полное внимание к однокласснику;

  • серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

  • терпимость, дружелюбие:

  • никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД) К ним относятся:

• целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?). Далее, учащиеся разгадав ребусы или загадку (на уроке литературного чтения по теме: А.И.Куприн «Слон»), самостоятельно формулируют тему урока.

Проводя урок окружающего мира в 3 классе по теме «Облака (Почему идёт дождь и дует ветер?») при изучении нового материала перед учащимися ставится новая проблема (коммуникативные УУД) выбрать верные утверждения о Луне. Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь? После предположений учащихся начинается совместное открытие нового.

А, почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думает по – разному, но опыт помогает нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием).

- Что я делаю? (нагреваю воду)

- А что в природе нагревает воду? (солнце)

- Солнце - самый сильный источник тепла в природе.

- Что мы наблюдаем дальше? (начинает подниматься пар). Но в природе пар невидим.

- Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом?

- Проверим, так ли это? (показываю)

- Почему образовались капельки?

- А что произойдёт дальше?

Почему же идёт дождь?

Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:

-личностные (формирование интереса)

- регулятивные (использование простейших предметов для проведения опыта)

- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником)

- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

Важно отметить такое универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности:

- Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на уроке;

- А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку;

- Продолжи предложение (Я узнал…., Я понял…, Мне понравилось…, Я заполнил….).


Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Основными направлениями являются:

  • Спортивно-оздоровительное

  • Духовно – нравственное

  • Общекультурное

  • Социальное

  • Общеинтеллектуальное

Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования.


В своей работе я использую проектную деятельность, которая служит продолжением уроков по изучаемым предметам в начальной школе.

Эту работу я начала ещё в букварный период. Была поставлена проектная задача, совершить путешествие «Азбуковедение». Работа велась в группах.


Задания были разные:

Задание 1

Группам выдаются карточки-помощники, разделенные на 3 части;

Зал № 1
предмет

Зал № 2
действие

Зал № 3
признак

карточки с напечатанными словами (каждое слово на отдельной карточке):

карандаш
шагать
цвести

ясная
цветок
красивый

яблоко
умные
обедать

Примечание

Интересно, проследить: будут ли дети ставить вопросы к словам для определения их лексического значения.

Помоги каждому слову найти свою лодку. Приклей картинку, которая подходит к слову на парус нужной лодки.

Комментарий

Каждой группе выдается конверт с картинками и карточками – лодками, на которых изображены модели слов.












1-й набор: кит, утка, акула, барсук.
2-й набор: усы, стол, арбуз, машина.
3-й набор: лес, орех, лимон, ананас.
4-й набор: жук, утюг, ручка, облако.
5-й набор: сыр, окно, пенал, улитка.
6-й набор: дом, аист, индюк, корова.

Я пришла к выводу, что наличие традиционной самостоятельной работы предполагает закрепление знаний на репродуктивном уровне, т.е. при применении их по образцу или в сходных ситуациях, а творческие задания предполагают применение знаний в измененных ситуациях. Задача учителя найти такие методы (а это методы развивающего обучения), при которых была бы обеспечена активная мыслительная деятельность всех учащихся.


Особую роль в формировании личностных УУД играют внеклассные мероприятия.


К личностным УУД относятся:

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

  • осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

  • осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

  • стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования.

Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.
В своем классе я провожу диагностику уровня сформированности компонентов учебной деятельности, что позволяет в свете новых ФГОС говорить об уровне сформированности регулятивных УУД.

  • Виды заданий:

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

- участие в проектах;

- подведение итогов урока;

- творческие задания;

- самооценка события, происшествия;

- дневники достижений;

Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

- "найди отличия" (можно задать их количество);

- "на что похоже?";

- поиск лишнего;

- "лабиринты";

- упорядочивание;

- "цепочки";

- хитроумные решения;

- составление схем-опор;

- работа с разного вида таблицами;

- составление и распознавание диаграмм;

- работа со словарями;

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

- "преднамеренные ошибки";

- поиск информации в предложенных источниках;

- взаимоконтроль;

- "ищу ошибки"

- контрольный опрос на определенную проблему.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

- составь задание партнеру;

- отзыв на работу товарища;

- групповая работа по составлению кроссворда;

- "отгадай, о ком говорим";

- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

- "подготовь рассказ...", "опиши устно...", "объясни..." и т. д.

Как же я формирую УУД на основных предметах?

Математика (УУД)

 В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические,

  • а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, выработка вычислительных навыков.

  • Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.

  • В задачах с неполными условиями дети на основе своего житейского опыта должны ввести недостающую информацию.

  • Другой вид логического анализа используется в задачах, где требуются знания об арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях.

Русский язык (УУД)

  • Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

  • Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка, усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий

- замещения (например, звука буквой),

- моделирования (например, состава слова путем составления схемы)

- преобразования модели (видоизменения слова).


Литературное чтение (УУД)

Обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

  • смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

  • самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

  • эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

  • умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

  • умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

  • умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;

  • умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

  • УУД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.


В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.

Математика является основой развития у учащихся познавательных действий, планирования, систематизации и структурирования, моделирования, формирования системного мышления, выработки вычислительных навыков, формирования приёмов решения задач.

На уроке русского языка в большей степени формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Происходит формирование логических действий анализа, сравнения, установления связей, ориентация в структуре языка и усвоение правил, моделирование. Приемы и задания, используемые для формирования УУД.


Личностные УУД:

1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок - Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! С каким настроением вы начинаете урок? "Просигнальте" мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку - "настроение" в виде смайлика )

2. - Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок.

Например: Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Математика у нас!

- Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.


3.Ученикам очень нравятся соревнования, поэтому на этапе самоопределения можно договориться о том, что за каждое верно выполненное задание ученик получает какой-то символ, знак.

4. На уроках чтения часто провожу по прочитанным произведениям. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению. Я почувствовал (а) … Я увидел (а) … Я улыбнулся (ась) … Я вспомнил (а) … Мне стало грустно … Я бы продолжил (а) написанное так … Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так … Это произведение напомнило мне случай из моей жизни … Будущее героев я представляю … Произведение вызвало у меня чувства…


Регулятивные УУД:

1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы. Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.

2. Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ.

3. При самооценке работ учащихся применяю метод «шкалирования». После решения учебной задачи предлагаю на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика, по определённым критериям: аккуратность, правильность, старание, трудность. После проверки такую же работу проделываю сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если не согласна, ставлю свою отметку.

4. Применяю такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, арифметический или словарный диктант одноклассника.

5. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего отмечают в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке: Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»

Познавательные УУД:

1.Проблемное обучение. Например, на уроке окружающего мира в классе по теме «Кто такие птицы?» мы можем создать следующую проблемную ситуацию: - Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.) - Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.) - Что общего у этих животных? (Умеют летать.) - Можно их отнести к одной группе? (Нет.) - Умение летать будет отличительным признаком птиц? - Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?) Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. При выполнении отдельных заданий тоже можно создавать проблемные ситуации. Пример проблемного задания. В языке племени Крокс так же, как и в русском языке, у имён существительных выделяют три типа склонения. В этом языке такая же система падежных окончаний, как и в русском языке: 1 склонение 2 склонение 3 склонение гува кряда магра щгара опащ жадро кряч рюнь терь скичь клущь вищь

Из рассказа на крокском языке исчезли все окончания имён существительных. Постарайся вставить их: Щгаратрымчет о кряч___ и о скич__. Вищьзукает по магр__, по жадр__ и по тер___. От клущ__ и от рюн__ рыкуетопащ.

2. Проектное обучение представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя. Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание. Творческие проекты и небольшие исследования дети готовят к урокам окружающего мира «Свойства воды», «Планеты», литературного чтения: А.И.Куприн «Слон», К.Г.Паустовский «Заячьи лапы».

3. Педагогические игры

Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения. Например, дидактическая игра "Убери лишний вагон". (Работа в группах). Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу. «На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне. Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу. Каждой группе достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение.

Поезд № 1. забег, заплыв, закон, запуск.

Поезд № 2. чайник, кофейник, молочник, веник.

Поезд № 3. посмотреть, победить, подумать, погрустить. Каждому ряду было предложено убрать лишний вагончик из своего поезда. Таким образом, учащиеся разделились на три команды. Задачей учащихся было найти слово, которое является лишним среди всех остальных. Для этого им необходимо было вспомнить состав слова, разобрать каждое слово по составу, затем, сравнив состав всех слов, найти лишнее слово, отличающееся от остальных слов по составу. У школьников формируется умение доказывать свою точку зрения, подтверждать ее выводами, полученными в процессе обсуждения в команде. В процессе игры знания усваиваются значительно лучше, а их закрепление идет намного продуктивнее.

4.На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты.

5. На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы. Например, у нас есть таблица, в которой зашифрованы все изучаемые орфограммы.

1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

2. Звонкие / глухие парные согласные на конце слова и перед другими согласными

3. Непроизносимые согласные в корне слова.

4. Разделительный Ь и далее.


Коммуникативные УУД:

1. Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. При такой форме работы

-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- возрастает сплочённость класса;

- ученик более точно оценивает свои возможности;

- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее;

-формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

2.В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения заданий, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

3.Речевые упражнения «Придумай продолжение текста»

4. Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.

5.Упражнение «Повторяем с контролем».

Данное задание направлено на развитие у детей умений задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнёра по деятельности. Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга. Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование всех УУД происходит на всех этапах урока. Формирование УУД средствами УМК «Перспективная начальная школа» Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. На этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены. Третий год я работаю по УМК «Перспективная начальная школа». Сейчас я могу с уверенностью сказать, что формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК «Перспективная начальная школа"» Содержание учебников УМК «Перспективная начальная школа» нацелено на формирование познавательных универсальных учебных действий (общеучебных и логических). Благодаря широкому включению в учебники разнообразного дополнительного материала (развороты истории и конкурсные задачи по математике, «Музейный Дом» в литературном чтении, исторические справки о происхождении слов русского языка, опыты и элементы исследования, олимпиадные задания в окружающем мире, материал в хрестоматиях по окружающему миру и литературному чтению) развиваются познавательные интересы, любознательность. Типовые задания на информационный поиск способствуют формированию умений находить нужную информацию в библиотеке и в Интернете, пользоваться словарями и справочниками. Сквозные линии заданий по гуманитарным предметам («Азбука вежливости» в русском языке, творческие задания в литературном чтении, заседания клубов «Ключ и Заря» по русскому языку и « Мы и окружающий мир» по окружающему миру) нацелены на формирование навыков смыслового чтения, умений грамотно излагать высказывания в устной речи и записывать основные положения своего сообщения. Сквозные линии заданий по математике направлены на системное обучение моделированию условий текстовых задач и усвоение общих способов решения задач; установление аналогий и обобщенных способов действий при организации вычислений, решении текстовых задач, нахождении неизвестных компонентов арифметических действий, а также на формирование умения выполнять вычисления и решать задачи разными способами и выбирать наиболее эффективный способ вычислений. Задания по математике, русскому языку, окружающему миру способствуют формированию способностей к выделению существенных и несущественных признаков объектов, сравнению объектов, их классификации. Так типичными являются задания: сравни и сделай вывод; объедини в группы, какие варианты деления на группы возможны; как ты думаешь, почему и т.д. Включение учащихся в работу над проектами создаёт благоприятную среду для формирования познавательных действий. Любой ученик имеет возможность для выбора темы проекта в соответствии со своими интересами и возможностями. Предоставление права выбора даётся и в дифференцированных и в творческих заданиях, что способствует созданию мотива деятельности и выхода детей в собственную деятельность. Коммуникативный характер предметных курсов УМК «Перспективная начальная школа»» обеспечивает формирование коммуникативных действий учащихся. Особое внимание развитию речевой и языковой компетентностей уделяется в курсе русского языка, который решает задачи свободного владения языком во всех жизненных сферах, добывания, переработки, передачи, использования информации, овладения основными видами речевой деятельности: умению слушать, читать, говорить, писать.В курсе русского языка коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих. При этом речевое общение способствует реализации и других функций языка и речи: познавательной, регулятивной, ценностно-ориентированной и др. Система заданий в учебниках «Литературное чтение», нацеленная на развитие внимания к чувствам персонажей, способствует воспитанию качеств учащихся, необходимых при общении с другими. Организация работы в паре и работа над коллективными проектами нацелены не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на формирование коммуникативных: умение договариваться с партнером, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить общее решение. С 1 класса формируется у учащихся умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению, задавать вопросы. Организация учебной деятельности учащихся строится на основе системно- деятельностного подхода, который предполагает: - ориентацию на достижение цели и основного результата образования –развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; - опору на современные образовательные технологии деятельностного типа. Одним из приёмов, который активно используют авторы учебников по всем предметным линиям УМК «Перспективная начальная школа», является постановка перед детьми вопроса, который предоставляет возможность высказывать противоположные точки зрения. Поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного сквозными героями диалога. (Герои : Маша и Миша, Костя Погодин, Таня Перова, Евдокия Васильевна и др.) Задания всех учебников, начиная с первого класса, предлагают учащимся мини- исследования: провести наблюдения, высказать свои предположения, провести их проверку, обсудить результаты и сделать вывод. В учебниках УМК «Перспективная начальная школа» по всем предметам и в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это имеет большое значение для формирования коммуникативных (умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого), а также для регулятивных универсальных учебных действий (распределить, скоординировать действия по выполнению задания и др.). Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. Реализацию этой технологии обеспечивают система вопросов и заданий учебников, специальные рабочие тетради, контрольные работы и тесты, возможность выбора разноуровневых заданий для проверки своих знаний в тетрадях для самостоятельных работ. Системы заданий, ориентированных на формирование всех видов УУД очень полно расписаны в «Программе по учебным предметам» Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения. Таким образом работая с УМК, я пришла к выводу, что именно в УМК «Перспективная начальная школа» способы и приёмы организации учебной деятельности школьников представлены как основное средство формирования УУД. Исследование уровней сформированности УУД. В ходе работы над темой, я отслеживаю результаты сформированности УУД. Результаты мониторинга дают возможность получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!