МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
Ю.Ю. Накимова , учитель истории и обществознания МАОУ лицея №17 г. Ставрополь
Показателем овладения содержания обществоведческого образования на высоком уровне является умение творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения, целостные высказывания, аргументированную позицию по сложным содержательным проблемам. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Данное задание позволяет проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сложными интеллектуальными умениями: делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли, применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов, использовать знания в воображаемых жизненных ситуациях. Таким образом, умение написать эссе по курсу "Обществознание" соответствует государственному стандарту и существующим программам.
Практика преподавания обществоведческих дисциплин позволяет выработать некоторые рекомендации, которые помогают ученикам овладеть приемами и способами написания эссе по обществознанию.
1. Выделить жанровые особенности эссе:
- наличие конкретной темы или вопроса;
- личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления;
-небольшой объем;
- свободная композиция;
- непринужденность, свободное владение темой;
- многоаспектный взгляд на явление;
- парадоксальность;
-внутреннее смысловое единство; согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личная позиция;
- открытость; оно не претендует на полный законченный анализ.
Успешно написать эссе могут те ученики, которые способны применять обществоведческие знания в новой ситуации, имеют собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеют убедительно, аргументированно ее излагать и отстаивать, выражать собственные оценки и формулировать целостные, внутренне непротиворечивые высказывания. В классах среднего звена происходит обучение развернутому ответу с элементами аргументации. Развернутое аргументированное суждение — необходимый элемент эссе.
2.В структуре эссе по обществознанию можно определить несколько элементов:
– Вступление. В нем должно присутствовать собственное отношение к выбранной теме и выделена в ней ключевая идея. Начинать эссе можно с ясного и четкого определения личной позиции, т. е. высказать свое согласие или несогласие с утверждением автора афоризма, высказывания, или свое неоднозначное мнение. Далее уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Важно определить его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание и сущность;
– Тезисы и аргументы. Они должны отражать личную позицию и иметь в своей основе научный подход. Количество тезисов и аргументов зависит от темы, противоречивости высказывания, избранного плана, логики развития мысли. Но оно должно быть достаточным для убедительности, доказательства своего мнения и в то же время не перегрузить изложение, выполненное в жанре, где важны краткость и образность;
– Заключение. Здесь необходимо подвести итоги всего рассуждения, сделать обобщенные выводы.
Ученикам дается схема построения предложений: "Я считаю (думаю, полагаю и др.), что … , так как ..."; "Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как … , потому что …". Данные схемы позволяют им выполнять и более сложные задания, предлагающие дать суждения по предложенному высказыванию, ситуации.
Затем вводятся понятия "тезис" и "аргумент", и учащиеся выделяют в текстах учебника, статьях, в своих ответах или в ответах других учеников тезис и аргументы. Аргументами будут являться факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и социальный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения ученых и др.
3.Подобная структура эссе определяется предъявляемыми к нему общими требованиями:
- эссе должно быть небольшим по объему, но достаточно аргументированным для объяснения своей позиции;
- эссе должно иметь логическое композиционное построение;
-эссе должно показывать, что автор знает и корректно использует теоретические понятия, обобщения, факты и идеи, соотносит их с собственной позицией и социальным опытом;
-эссе должно соответствовать той базовой науке, к которой отнесена конкретная проблема.
Важным элементом в практической работе учителя остается оценивание и критерии оценивания эссе. В выработанной "Инструкции по проверке работ учащихся по обществознанию формата ЕГЭ" определены критерии оценивания задания 29 (эссе по обществознанию). При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:
- раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий ;
-аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни и/или собственный опыт.
В практике преподавания обществознания эссе рассматривается как один из наиболее эффективных способов и организации учебной деятельности старшеклассников, и контроля усвоения изученного материала. И систематическое применение данной формы работы на уроках и во внеурочное время поможет учащимся проявить свои творческие способности и продемонстрировать уверенное знание курса.
Литература:
Единый государственный экзамен: обществознание: задания для подготовки / А. Ю. Лазебникова, Л. Н. Боголюбов, М. Ю. Брандт и др. — М.: Просвещение, 2006.
ЕГЭ 2007. Обществознание. Репетитор. — М.: Просвещение, Эксмо, 2007.
Алехина Ю. Сочинение по обществознанию? Почему бы и нет? // История и обществознание для школьников. — 2002. —№ 2.
Зимин Ю. Сочинение — эссе по обществознанию: Первый опыт // История и обществознание для школьников. — 2003. —№ 3.
Киприянова Е. В. Как научиться писать эссе на "отлично"? // Преподавание истории и обществознания в школе. —2003. — № 9.
Цитович Т. Г. Формирование навыка написания эссе на уроках обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. —2003. — № 7.